«Конюшня» Люка Бессона

«Конюшня» Люка Бессона
Пьер Морель празднует сегодня юбилей. Постановщику «Заложницы» и «13-го района» сегодня 50. Мы решили вспомнить режиссёров, которым продюсер Люк Бессон дал путёвку в жизнь.

кадр из фильма
кадр из фильма
Летеррье — режиссёр во втором поколении. В послужном списке его отца, Франсуа Летеррье, к примеру, фильм «Прощай, Эммануэль» и несколько комедий с Кристианом Клавье, с которым однажды удастся поработать и сыну — на съёмочной площадке французского блокбастера «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра». В 18 лет Луи уезжает на учёбу в Нью-йоркский университет, знаменитую школу искусств Тиш. Летеррье остаётся в Америке практически до конца девяностых, успев потаскать реквизит на съёмочных площадках «Последнего киногероя» (то есть вживую видел Шварценеггера практически в рассвете сил) и «Миссия невыполнима» Брайана де Пальмы. Первое пришествие в Голливуд заканчивается после работы в «Чужом 4: Воскрешении», где он был личным ассистентом Жан-Пьера Жене, сглаживая, видимо, языковой барьер.

По приезду домой его рекрутирует Люк Бессон. Впечатлённый имеющимся у молодого человека опытом и уже какое-то время питающий в своей голове идею о собственном Голливуде, Бессон устраивает ему проверку, подключая его к созданию нескольких рекламных роликов и собственной «Жанны Д’Арк». Летеррье быстро доказывает собственную профпригодность и в начале нулевых впервые получает пост режиссёра. «Перевозчик» становится одним из первых интернациональных хитов бессоновской EuropaCorp., сделанных по не новой, но ставшей фирменной формуле — французские деньги, французские руки, английский язык и титульная звезда, говорящая на нём без акцента. За ними следуют «Дэнни — цепной пёс», который хоть и не принёс прибыль, но, на удивление, понравился критикам, и «Перевозчик 2». Здесь заканчивается французский период его карьеры (тем более символично, что съёмки последнего проходили в Майами).

В Голливуде его с порога проверяют одновременно огнём, водой и медными трубами, поочерёдно вручая постановку двух громоздких блокбастеров, «Невероятного Халка» и «Битвы титанов». Летеррье удаётся главное — зацепиться. Фильмы по большей части ругают, но, по крайней мере, они не проваливаются в прокате, а «Битва титанов» так и вовсе удостаивается совсем уж отвратительного сиквела. Голливудский звёздный час Летеррье наступает в 2013 году, когда на экраны выходит авантюрная история «Иллюзия обмана». Фильм довольно неожиданно становится большим международным хитом. Стоит понимать, что произошло это, в какой-то мере, вопреки сложившейся в индустрии ситуации. Картина находится в проблемной «среднебюджетной» весовой категории ($75 млн). Такие проекты руководители студий-мейджоров явно недолюбливают: вернуть вложенные деньги куда легче, когда имеешь дело либо с полноценными блокбастерами с девятизначной сметой, либо же с микробюджетными постановками, отличающимися высокой ликвидностью. Следующим проектом Летеррье заявлена шпионская комедия «Гримсби» с Сашой Бароном Коэном.

кадр из фильма
кадр из фильма
Оливье Мегатона (настоящую фамилию Фонтана он сменил на цепкий псевдоним, будучи рождённым ровно через 20 лет после атомной бомбардировки в Хиросиме) привёл в кино не Бессон, а культовый французский клипмейкер Жан-Батист Мондино, режиссёр клипов Мадонны, Бьорк, Дэвида Боуи, Тома Уэйтса, Стинга и Брайана Ферри. Тот заприметил художника-граффитиста, широко известного в узких кругах.

Не Бессон дал ему и первую серьёзную работу. До того, как попасть на съёмочную площадку «Хитмэна», где он возглавил вторую съёмочную группу, и проследовать транзитом по маршруту «Перевозчик 3» — «Коломбиана» — «Заложница 2», Мегатон провёл достаточно насыщенное десятилетие, снимая короткометражки, видеоклипы и выступая дизайнером титров. Венцом и пиком того периода были провальный триллер «Выход», дистрибьюцией которого занималась уже EuropaCorp, и нуар «Красная сирена».

Сейчас Оливье — придворный режиссёр бессоновской корпорации. Наградой за верность станут съёмки третьего фильма из франшизы «Заложница», которую он и так уже испортил вторым фильмом.

кадр из фильма
кадр из фильма
С 2008 года Камилль Деламарр начинается сотрудничество с EuropaCorp. О режиссёрском кресле речи пока не идёт: Камилль склеивает в монтажной то, что наснимали другие. Он работает режиссёром монтажа в картинах «Перевозчик 3», «22 пули: Бессмертный», «Коломбиана», «Напролом» и «Заложница 2». В 2012-м Бессон подтягивает его к себе поближе, делая режиссёром второй съёмочной группы телесериала «Перевозчик», а на следующий год доверяет ему англоязычный римейк (снимать одно и то же по несколько раз в разных форматах — сиквелы, римейки, телешоу — фирменная черта EuropaCorp) «13-го района» Пьера Мореля.

Очередная попытка закрепиться на американском рынке — пока за все бессоновские проекты отдувается только Лиам Нисон и его «Заложницы» — проваливается: «13-й район: Кирпичные особняки» не нравится ни критикам (на них Люк давно не обращает внимания), ни зрителям. Но Бессон продолжает верить в своего питомца.

Следующим проектом Деламарр станет перезагрузка франшизы «Перевозчик», в которой уже не будет Джейсона Стэтема, а его посвежевшего героя (фильм расскажет о молодости Фрэнка Мартина) сыграет Эд Скрейн, Даарио Нахарис из третьего сезона «Игры престолов». Бессон, конечно, сжульничал с названием, присвоив фильму порядковый номер 4, но Деламарр от этого, велика вероятность, только выиграет. По крайней мере, в его резюме может появиться проект с положительной финансовой отчётностью.

Поделиться