Новый Орлеан, отравление грибами и Ватикан в хорроре «Ведьмина доска»

В российский прокат вышла новая версия широко известного в узких кругах ужастика про колдовские доски, переселение душ и опасности эзотерики. KNMN рассказывает, чем может (в основном приятно) удивить еще один ремейк хоррор-классики 1980-х

Собирая в лесу грибы для эксклюзивных блюд, Эмили (Мэдисон Айсмен) и её жених Кристиан (Аарон Домингес) находят антикварного вида доску для вызова духов, и решают использовать её как элемент декора в своем ресторане. Но вскоре Эмили обнаруживает, что артефакт действительно обладает волшебной силой, а Кристиан начинает беспокоиться за невесту, видя, что она все больше времени проводит в общении с потусторонним миром. Пообщавшись с экспертами, Кристиан узнает, что ситуация даже хуже, чем кажется: Эмили попала под влияние призрака могущественной ведьмы, казнённой во Франции много сотен лет назад.


В середине 1980-х малобюджетный, но креативный хоррор «Колдовская доска» стал кассовым хитом, а позже обрел культовый ореол и парочку сиквелов (второй фильм оказался послабее оригинала, а вот триквел отличался флёром порочного эротизма и смотрелся бодрее, хотя безупречным тоже не был). Разработка новой версии шла с конца 2010-х, но процесс шел медленно, так что премьера состоялась лишь в прошлом году на канадском фестивале Fantasia, где фильм собрал неплохие отзывы критиков. Режиссёрское кресло занял Чак Рассел, известный комедийным хитом «Маска», но начинавший с добротных хорроров: он снял третий «Кошмар на улице Вязов» и «Каплю». «Ведьмина доска» получилась у него кэмповым, но бодрым и весьма изобретательным переосмыслением сюжета про спиритические доски. 

Съемки хоррора проходили в Новом Орлеане

Съемки хоррора проходили в Новом Орлеане

Первое, что безоговорочно работает в фильме — на удивление продуманный сюжет, сочетающий концепт оригинальной «Колдовской доски» с новым контекстом и предлагающий для артефакта обширную предысторию. Как и прежде, сценарий обыгрывает тему одержимости призраком, но теперь зловещая доска лишь часть (пусть и важная) более масштабной интриги, связанной с наследием французской ведьмы. Сценарий вертится вокруг того, что секта ведьмопоклонников пытается заполучить доску в свои руки, пока призрак колдуньи овладевает телом Эмили, а Кристиан ищет способ спасти невесту. Несмотря на хронометраж в районе 120 минут, скомпонованы все сюжетные линии (а их тут по меньшей мере три) грамотно, и Рассел с самого начала задает высокий темп событий, сохраняемый до эпилога. Который, между прочим, разворачивается не где-нибудь, а в Ватикане!


При этом основную ставку постановщик делает отнюдь не на саспенс или кровавые сцены (хотя трупов тут в разы больше, чем во всех прошлых частях, вместе взятых), но как раз на динамику и эффектные скримеры. Эмили то проваливается в мутную бездну под ванной (сцена слегка напоминает явление Фредди Крюгера из глубин надувной кровати в «Повелителе сна»), то просыпается где-то в 1690-х посреди ведьмовского шабаша, прикованная к кровати костлявыми лапами. Время от времени буйный призрак еще и убивает её знакомых, причем эти смерти выглядят столь же нелепыми, сколь и зрелищными. Особенно удался полет незадачливого драгдилера с крыши прямиком на каменную саблю — в лучших традициях «Пункта назначения»! Кроме этого, в репертуаре есть массовое побоище, разгон того самого шабаша силами инквизиции, сожжение ведьмы на костре, и — гвоздь программы! — массовое отравление грибами, после которого почтенная публика в ресторане начинает вести себя кто жестоко, кто смешно, а кто безумно, причем одновременно. Оформлены эти сцены максимально весело, с обилием кривоватого CGI, но визуальная дешевизна только подчеркивает комический эффект, придавая всему происходящему постоянный флер абсурда.

Джейми Кэмбелл Бауэр в роли оккультиста известен по работам в «Сумерках», «Суини Тодде, демоне-парикмахере с Флит-стрит» и финальном фильме эпопеи про Гарри Поттера, но режиссер пригласил его после того, как увидел в сериале «Очень странные дела»

Джейми Кэмбелл Бауэр в роли оккультиста известен по работам в «Сумерках», «Суини Тодде, демоне-парикмахере с Флит-стрит» и финальном фильме эпопеи про Гарри Поттера, но режиссер пригласил его после того, как увидел в сериале «Очень странные дела»

Добавьте к плотному потоку ироничных хоррор-сцен еще насквозь шаблонных, но ярких персонажей. Эмили и Кристиан получились тут самыми блеклыми из всех, а вот галерея злодеев получилась намного более интересной. Тут есть обаятельный оккультист Баптист (это фамилия, если что), отлично сыгранный британцем Джейми Кэмпбеллом Бауэром, разгуливающий в компании стройных тройняшек и устраивающий в своем поместье изысканные вечеринки, плавно переходящие в разнузданные оргии. Но и главная злодейка, ведьма Нага Сет (ее, кстати, играет француженка Антония Деспла) из Лотарингии, ему не уступает. Ко всему прочему, в сюжете есть довольно неожиданный ход, который Рассел ловко использует, чтобы (ненадолго) превратить серую мышку Эмили в роскошную соблазнительницу.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.


Разумеется, к новой «Ведьминой доске» при минимальнейшем желании можно предъявить массу претензий. Что антикварная (к тому же украденная) доска делала посреди безлюдной поляны в лесу? Почему при бюджете в $15 миллионов у фильма настолько пластиковые CGI-спецэффекты? Почему на месте гигантского пожара первым делом оказывается полиция (и кто ее вызвал, если все заняты разборками то с ведьмой, то друг с другом)? Но всерьёз задавать подобные вопросы может лишь тот, у кого никогда не было вкуса к хорошему плохому кино. А в том, что желания выставить такого рода претензии вообще не возникает — главная режиссерская победа Чака Рассела. «Ведьмина доска» напрочь лишена гнетущего напряжения, вызывающе «мясных» сцен или глубоких персонажей. Но в ней полным-полно захватывающей дурашливости и бодрого ритма, никогда не дающих заскучать. Тот случай, когда ворох мелких недостатков в итоге работает на атмосферу балаганного ужастика, ничуть не пугающего, но зато отменно развлекающего.

 


 

 

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram