Один разгневанный мужчина и правосудие для всех в «Присяжном номер два» Клинта Иствуда

В цифре вышла судебная драма Клинта Иствуда, которую многие американские критики уже назвали одной из лучших картин 2024 года. Рассказываем о 40-й режиссёрской работе 94-летнего ветерана Голливуда, все ещё не потерявшего хватку.

Молодой журналист Джастин Кемп (Николас Холт) нехотя становится присяжным — он честно пытался заявить самоотвод, но судья (Эми Акино) сочла аргумент «жена на сносях» недостаточно убедительным. Дело, впрочем, обещает быть несложным: некто Джеймс Сайт (Гэбриел Бассо), вспыльчивый мужчина с криминальным прошлым, обвиняется в убийстве подруги. Согласно свидетельским показаниям, Сайт поссорился со своей девушкой в баре, а затем догнал её на шоссе, убил и сбросил тело с моста в ручей. Обвинительница Фейт Киллибрю (Тони Коллетт), метящая в окружные прокуроры, похоже, мысленно уже вписала в резюме очередной выигрышный процесс. Однако всё не так просто для Кемпа, который быстро осознает, что в вечер убийства был в том же баре, а потом на том же участке дороги сбил девушку и покинул место происшествия, решив, что под колёса машины угодил олень — попробуй разгляди хоть что-нибудь во тьме, сквозь пелену проливного дождя.

Снимать судебные драмы Клинт Иствуд ездит в Саванну, штат Джорджия. Во второй половине 1990-х он поставил здесь «Полночь в саду добра и зла», а спустя четверть века снял свою сороковую картину. В «Присяжном номер два», как и в «Полночи…», есть убийство, суд, главный герой-журналист, прокурорские выборы и замалчиваемое важное обстоятельство, которое может перевернуть судебный процесс. Чего в «Присяжном…» (в отличие от «Полуночи…») нет, так это отвлекающего антуража южной готики, нуарных ноток и романтической линии. На этот раз Иствуд ограничился образцовыми схемами судебной драмы, разработанными в Голливуде и исправно функционирующими еще с 1950-х — со времён «По ту сторону разумного сомнения» Фрица Ланга12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета и «Свидетеля обвинения» Билли Уайлдера.

«Присяжный номер два» — вообще кино довольно старомодное. И в том, что режиссёр, давным-давно всем и всё доказавший, в свои преклонные годы даже не пытается угнаться за временем, есть большой плюс: в кои-то веки студийный фильм не выглядит как сошедший с конвейера продукт. Иствуд подкупающе прямодушен: он раздает актёрам простые задачи (и те успешно манипулируют зрителем, дёргая за нужные ниточки) и уничтожает за ненадобностью детективную интригу уже в первой трети фильма, лишь приличия ради иногда играя в «Расёмон». Наконец, ближе к финалу без всякого стеснения Иствуд выдаёт чистую достоевщину, помогая мукам совести главного героя взять верх.

 

Собственно, ради этой достоевщины всё и затевалось. Десятки судебных триллеров сняты ради эффектного противостояния представителей обвинения и защиты, а вот выразительных историй в том же юридическом антураже, где герою пришлось бы выбирать между тихой комфортной жизнью и поступком, который на этой жизни, скорее всего, поставит крест, не так уж много. «Присяжный номер два» — именно такая история, понятная и прозрачная. Иствуд не боится прямолинейных метафор — например, начальные титры идут на фоне изображения Фемиды, а в первом же кадре появляется беременная жена главного героя Эллисон (Зои Дойч) с завязанными глазами: Джастин, устраивая сюрприз, ведёт её в только что обставленную и оформленную детскую комнату.

«Присяжный номер два» при всех своих плюсах, конечно, не лучший фильм постановщика «Непрощённого» и «Гран Торино». Но это ладно скроенное и отлично разыгранное кино, в котором Николас Холт исполнил чуть ли не самую важную роль в карьере, а Тони Коллетт напомнила, что способна не только истошно орать с перекошенным лицом, как в «Реинкарнации». И куда более удивительным представляется не то, что режиссёр в возрасте за 90 не потерял ясность ума и черты фирменного стиля, а то, что он чудесным образом сохранил веру в человечество: в «Присяжном…» даже при большом желании не разглядеть цинизма, безразличия и мизантропии. Зато страстей человеческих хватает.

Поделиться