Отверженные на злых улицах: 30 лет назад вышла «Ненависть» Матьё Кассовица

В мае 1995 года на Каннском фестивале состоялась премьера остросюжетной драмы «Ненависть», получившей приз за лучшую режиссуру, вал восторженных отзывов в прессе, а вскоре и культовый статус. На днях отреставрированная версия знаменитой работы Матьё Кассовица вышла в российский прокат. KNMN рассказывает о создании, значении и влиянии одного из важнейших французских фильмов 1990-х
Отверженные на злых улицах: 30 лет назад вышла «Ненависть» Матьё Кассовица

Чтобы понять смысл, масштаб и стиль «Ненависти», правильнее всего обратиться к словам её постановщика. В одном из поздних интервью Матьё Кассовиц заметил, что снимал фильм об «уважении, знании и невежестве». Связь трёх этих тем дает возможность проследить, как формировался замысел проекта, объясняет выбор эстетических решений для него, и позволяет оценить то гигантское воздействие, которое фильм оказал на французское общество. 


Невежество 


С начала 1970-х годов вокруг Парижа разворачивается амбициозный проект по созданию «зон приоритетной урбанизации» — кварталов, насыщенных дешевым и быстро строящимся жильем, предназначенным для наименее обеспеченных слоев населения. Эти пригороды, покрытые многоквартирными домами, превращаются в точки притяжения разного рода низкоквалифицированных мигрантов, и вскоре между местным и пришлым населением разгораются конфликты, часто массовые – буйная молодежь с обеих сторон организуется в уличные банды, чтобы защищать свою территорию. 

Кассовиц не был выходцем из жилищных проектов и рос в благополучном районе. Но, узнав, что с 1981 года во Франции было убито более 300 человек, находившихся под стражей в полиции, Кассовиц был очень впечатлён и хотел пролить свет на ситуацию

Кассовиц не был выходцем из жилищных проектов и рос в благополучном районе. Но, узнав, что с 1981 года во Франции было убито более 300 человек, находившихся под стражей в полиции, Кассовиц был очень впечатлён и хотел пролить свет на ситуацию

К середине 1980-х криминализация парижских предместий вызывает все более жесткий ответ со стороны полиции. Стражи порядка быстро привыкают работать с местными жителями без церемоний, поскольку масштабы преступности здесь уже превращают многие городки в опасные для жизни трущобы. Во время студенческих протестов 1986-го полицейские до смерти избивают Малика Уссекина, уроженца одного из бедных пригородов Парижа, решив, что он участвовал в беспорядках (на самом деле молодой человек просто проходил мимо собравшейся толпы), а затем на демонстрации против жестокости полиции выходят 200 тысяч человек. Смерть Малика (упоминаемая в открывающих кадрах «Ненависти») попадает на первые полосы крупных газет, и надолго западает в память Матьё Кассовица, тогда еще малоизвестного новичка в кино. 

Матье Кассовиц снимал фильм на натуре — в жилом комплексе в 20 милях от Парижа

Матье Кассовиц снимал фильм на натуре — в жилом комплексе в 20 милях от Парижа

В начале 1993-го в Париже происходит еще один вопиющий инцидент: подросток Макоме М’Боволе, подозреваемый в угоне автомобиля, был на допросе застрелен полицейским, который хотел лишь запугать парня, но случайно выстрелил в него. Едва узнав об этой новости, Кассовиц начинает писать сценарий фильма о жизни в криминальных пригородах, призванный запечатлеть повседневный опыт тех, о ком преуспевающие жители больших городов предпочитают не знать. Его поразил жизненный путь человека, который «просыпается обычным утром, чтобы тем же вечером умереть» — столь же неожиданно, сколь и бессмысленно. Через много лет Кассовиц вспоминал, что в то время никто не знал, как живут тинейджеры из тех самых пригородов, погрязших в насилии, но все их боялись. И он замыслил фильм, который должен был рассказать – громко, прямо, беспощадно – как французская молодежь живет и умирает, окруженная невежеством старших поколений.


Уважение 


«Ненависть» оформлена как остросюжетная драма, отслеживающая события одного дня в жизни трех друзей из неблагополучного парижского пригорода. При этом Кассовиц стремился на локальном примере показать глобальный масштаб проблемы городского насилия: стилистика, тематика и логика фильма призваны были подчеркивать его универсальное значение, даже если лежащий в основе кино материал сугубо французский. Для достижения такой цели режиссер использовал три ключевых приема: выбрал минималистичный стиль, поставил в центр сюжета мужчин из разных этносов, и акцентировал психологические портреты каждого из них.


Эстетика выстраивалась вокруг двух ключевых принципов: черно-белый видеоряд и отсутствие привычного саундтрека. Кассовиц не хотел делать фильм цветным, поскольку был уверен, что яркость окружающего мира отвлечет зрителей от персонажей и от развития их отношений. Мир парижских трущоб, позже пояснял он, очень пестрый в самых разных смыслах: улицы полны людей в красочной одежде, стены исписаны разноцветными граффити, откуда-то постоянно доносится громкая музыка, шумят машины и люди разговаривают под окнами. 

Фильм «Ненависть» изначально снимался в цвете, но на этапе постпродакшна режиссер Матье Кассовиц перевел его в черно-белый формат. В случае провала оригинального релиза в прокате планировался перевыпуск в цвете

Фильм «Ненависть» изначально снимался в цвете, но на этапе постпродакшна режиссер Матье Кассовиц перевел его в черно-белый формат. В случае провала оригинального релиза в прокате планировался перевыпуск в цвете

Черно-белая картинка сводит избыточное многообразие к самым важным деталям – человеческим жизням и их переплетению в тугом узле опасных противоречий, которыми наполнена жизнь пригородной молодежи. Кассовиц отмечал, что даже колоризованные кадры Второй мировой войны выглядят более личными, нежели затертые чёрно-белые снимки, на самой текстуре которых ощущается печать времени. Чёрно-белая палитра «привносит поэзию в реальность», подчеркивая, что даже банальные на первый взгляд разборки молодежных банд в этих опасных пригородах – борьба не на жизнь, а на смерть. Минималистичный монохром здесь отсекает все излишнее множество деталей, позволяя акцентировать переживания людей, и тем самым фокусирует внимание на том, насколько серьёзны ставки в их повседневной схватке. 


Столь же выверенного минимализма Кассовиц держался при работе с музыкальным оформлением. Для показанной в «Ненависти» среды основополагающим жанром является хип-хоп (не столько стиль музыки, сколько особая культура общения) — музыка, постоянно исследующая, как заметил Кассовиц, «трансгрессию», тему нарушения границ, ставящая всё под вопрос и бросающая вызов, пропитанная агрессивным самоутверждением. При этом, хоть он и пригласил для саундтрека уже достаточно известную в андеграундных кругах рэп-команду Assassin, музыка здесь должна была исходить из окружающей среды (из машин, из окон, звучать по радио), оттенять, а не определять настроение видеоряда. Такой подход дает возможность сохранить поэтический реализм: люди в «Ненависти» живут в ритме хип-хопа, поскольку эта музыка отражает их личный жизненный опыт каждодневной борьбы – среди семьи, на улице, в стычках с полицией.

Одним из членов французской гангста-рэп-группы Assassin был Матиас Крошон, брат Венсана Касселя. Франция — второй по величине рынок рэп-музыки в мире после США

Одним из членов французской гангста-рэп-группы Assassin был Матиас Крошон, брат Венсана Касселя. Франция — второй по величине рынок рэп-музыки в мире после США

Динамика связи в тройке главных героев также подчеркивает важные аспекты жизни в криминальных пригородах. Как пояснял Кассовиц, два друга могут быть или согласны, или не согласны, но постоянно спорить они не могут. Присутствие в команде третьего человека делает общение более гибким: он может смягчать ваши противоречия, или, например, вычленять в ваших позициях что-то общее, сближая их тогда, когда два других участника разговора не находят точек соприкосновения из-за захлёстывающих эмоций. 


Эта логика накладывается на три разных типа стратегий жизни в криминальной среде, представленных каждым из героев, позволяя показать, как индивидуальный опыт приобретает общественное значение. Винс – человек, пылающий жаждой мести, сознательно ищущий конфликтов и усмотревший в насилии самый лучший (если не единственный) способ улучшить свою жизнь. Юбер, напротив, стремится выйти из порочного круга трущобной жизни: он остро ощущает бессмысленность повседневного насилия, и хочет оставить его позади, перебравшись в спокойный район. Весельчак и непоседа Саид выступает посредником в ссорах Винса и Юбера – он видит насилие, но не бежит от него, а встречает с мрачным юмором, сглаживая смехом перепалки своих друзей.

Несмотря на то, что Венсан Кассель играет подростка, на момент съемок фильма ему было 28 лет

Несмотря на то, что Венсан Кассель играет подростка, на момент съемок фильма ему было 28 лет

Примечательно, что все трое относятся к разным этническим категориям: Винс – еврей, Юбер – темнокожий, а Саид – араб, но эти различия для них не играют никакой роли. Важна не расовая, а классовая граница между бедными и богатыми, между полицией и местными, между «большим городом» и «banlieue» i. Кассовиц подчеркивает, что в трущобах, несмотря на активность скинхедов, есть устойчивая солидарность людей разных религий и этнических корней – бедность объединяет, поскольку жизнь в гетто обостряет потребность в безопасности. Которую нельзя получить от полицейских (они – здесь сугубо внешняя и всегда враждебная сила), её дают лишь соседи, которые знают тебя лично.

Почти все имена персонажей совпадают с реальными именами играющих их актёров

Почти все имена персонажей совпадают с реальными именами играющих их актёров

В свою очередь, безопасность в пригородных кварталах обеспечивается уважением – и это важнейший фактор, объединяющий всех главных героев. Несмотря на все свои различия, три друга не позволяют спорам приобретать унижающий оттенок. Человеческое достоинство критически зависит от его признания другими людьми, и герои «Ненависти» прекрасно об этом знают. Среда, где живут Саид, Винс и Юбер, пропитана агрессией, и защититься от неё можно, только если ты продемонстрируешь силу: местные банды уважают прежде всего тех, кто готов постоять за себя, ввязавшись в драку. В одной из самых знаменитых сцен Винс стоит перед зеркалом и воспроизводит монолог Трэвиса Бикла из  «Таксиста»i(«Ты говоришь со мной? А с кем ещё, черт подери, ты говоришь?») — это тренировка самоуважения, основанного на постоянной готовности защитить свои границы. Такая нарочитая склонность к агрессии в гетто может спасти жизнь: никто не рискнет связываться с человеком, готовым в любой момент выхватить пистолет.  



Знание 


«Ненависть» была впервые показана в мае 1995 года на фестивале в Каннах – и сразу же сорвала овации, а затем принесла начинающему (это был лишь второй его фильм) автору Кассовицу приз за лучшую режиссуру. С первых дней и широкая публика, и профильные критики поняли, что имеют дело с резонансной работой. О том, насколько стремительным был эффект «Ненависти», говорит характерный случай: после премьеры фильма полицейские, охраняющие церемониальный парад в Каннах, отвернулись от проходящих мимо зрителей и членов съемочной группы – в знак молчаливого протеста против того, как Кассовиц показал стражей порядкаi. Фильм оставался на первой строчке французского проката четыре недели, а по итогам года вошел в двадцатку самых популярных фильмов по числу посещений. Но это было только начало. 

В октябре 1995 года президент Франции Жак Ширак и его кабинет посмотрели фильм «Ненависть» на специально организованном показе

В октябре 1995 года президент Франции Жак Ширак и его кабинет посмотрели фильм «Ненависть» на специально организованном показе

«Ненависть» стала одним из самых известных и влиятельных французских фильмов 1990-х, однако еще важнее то, что она стимулировала в обществе ту самую дискуссию, на которую рассчитывал Кассовиц, работая над своим проектом. Ален Жюппе, тогдашний премьер-министр, организовал показ фильма для всего кабинета министров, сочтя работу Кассовица социально значимым и «прекрасным произведением кинематографического искусства». В прессе и среди политиков активизировались обсуждения криминогенной ситуации на окраинах мегаполисов, и развернулся медленный процесс реформi.

8 и 9 июня, вскоре после выхода «Ненависти», в квартале Бутте-Верте, в Нуази-ле-Гран, к востоку от Парижа, произошли жестокие беспорядки, спровоцированные очередной смертью молодого бера Белкасема Бельхабиба, разбившего свой мотоцикл во время полицейской погони. Лидер ультраправого Национального фронта Жан-Мари Ле Пен обвинил в их разжигании фильм: «Эти придурки решили устроить la haine («Ненависть»)? Сажайте их в тюрьму!»

8 и 9 июня, вскоре после выхода «Ненависти», в квартале Бутте-Верте, в Нуази-ле-Гран, к востоку от Парижа, произошли жестокие беспорядки, спровоцированные очередной смертью молодого бера Белкасема Бельхабиба, разбившего свой мотоцикл во время полицейской погони. Лидер ультраправого Национального фронта Жан-Мари Ле Пен обвинил в их разжигании фильм: «Эти придурки решили устроить la haine («Ненависть»)? Сажайте их в тюрьму!»

«Ненависть» вышла и в исключительно удачный с точки зрения международной конъюнктуры момент. За несколько лет до фильма Кассовица в американском прокате набрали популярность «квартальные фильмы»i — социальные триллеры и экшен-драмы, посвященные жизненным реалиям афроамериканских сообществ в криминогенных районах мегаполисов (достаточно вспомнить «Ребят с улицы», «Южный Централ» или «Авторитет»). А печально известные бунты 1992-го в Лос-Анджелесеi продемонстрировали остроту проблемы «чёрной бедноты», важную не только для Франции. «Ненависть» в этом смысле можно рассматривать как своего рода французский аналог «квартального фильма» из США, и неудивительно, что американские критики встретили работу Кассовица с восторгом, поняв ее важность как глобально значимого высказывания, сделанного на локальном материале. Сам Кассовиц прекрасно осознавал универсальный смысл своего фильма: «Ненависть» открывается кадрами Земли, сделанными из космоса, именно чтобы символически подчеркнуть всеобщий характер проблемы городского насилия.


Через тридцать лет после выхода фильма его влияние по-прежнему ощущается во французском обществе и кинематографе. Кассовиц отмечал, что за прошедшие годы изменилось многое, однако прогресс неизбежно медлителен: «требуются поколения, чтобы люди начали меняться». Одним из самых ярких свидетельств перемен сам Кассовиц считает успех фильма «Отверженные», снятого выходцами из тех самых гетто – сложно представить, чтобы подобная работа могла появиться в 1980-х, но после «Ненависти» молодые поколения обрели собственный голос и свой вдохновляющий пример. Так что, несмотря на все проблемы, общество во Франции сейчас намного больше осведомлено о том, как молодые люди выживают на злых улицах гетто. И именно фильм Кассовица стал тем молотом истины, который сломал стены благодушного невежества вокруг французских гетто.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все