Вы девять лет назад, в 2007-м, выпустили фильм ужасов «Мертвые дочери» и теперь вновь вернулись к этому жанру. Откуда такой интерес именно к хоррору?
Мне нравится спортивный элемент, который существует в кино. Кино — это такой странный микс чистого дзена, где тебе абсолютно не важен результат, и спорта, где ты решаешь задачи. С «Мертвыми дочерьми» задачи не были решены, и я захотел вернуться к жанру, чтобы их решить, вот и все. Я понял, в чем ошибался, мне помогло неприятие фильма.
И какие же именно ошибки вы сделали в «Мертвых дочерях» и, как вам кажется, исправили в «Дизлайке»?
Я полагался на силу вундеркинда в себе, не очень понимая, что такое полнометражный фильм. Многого достиг благодаря этой самоуверенности, но это была грубая энергия, нуждавшаяся в осознании и отстройке. У меня вроде как была гитара, на которой я играл неплохую тему, но были проблемы с настройкой, звук резковатый... Как музыкант я бы так сказал: «Мертвые дочери» — альбом, который не очень хорошо сведен, он разнотональный и требует слишком быстрого переключения внимания. И еще — там было примерно шесть-восемь лишних треков, этот альбом не надо было делать двойным.
Создатели хорроров любят ссылаться на классиков жанра, вы же, когда представляли «Дизлайк» в Выборге, в первую очередь вспомнили «Телемертвецов». Почему именно эту ленту?
Ты видел этот фильм?
Да, в детстве он на меня сильное впечатление произвел.
Ну вот, если он мне тоже понравился когда-то — зачем мне врать? Почему-то меня всегда тянуло к подобным фильмам, я находил в них какую-то странную магию.
Вы также со сцены сказали, что вам сын помогал в написании сценария «Дизлайка». Сколько сыну лет?
Скоро 12 будет. Он очень насмотренный, в два года уже смотрел аниме — « D: Охотник на вампиров». Совместные просмотры кино были для нас чем-то культовым, я глазами Милоша начинал как бы пересматривал фильмы, виденные ранее. Помню, как показывал ему, пятилетнему мальчику, «Монстро» — и думал при этом: «Правильно ли я делаю?» (Смеется.) Так что у Милоша сейчас база уже как у Тарантино.
Так в чем же, собственно, участие сына?
Милош мне очень помогает, когда я показываю ему материал. Я с ним обсуждаю свои идеи, он хороший собеседник. А спокойный разговор — когда никто не осуждает, не дергается — это очень важно в кино.
Возрастной рейтинг самого «Дизлайка» при этом — 16+.
Хочу тебе сказать, что мы сходили с Милошем и на « Безумного Макса», и на « Заклятие» второе, у которых тоже высокие довольно возрастные ограничения.
На посвященной «Дизлайку» пресс-конференции я обратил внимание, что у вас оценка событий из фильма расходится с мнением актеров. Вам, как вы сказали, всех персонажей жалко, актерам — не особо.
Они моложе. Им еще не открылось учение Будды. А на площадке у нас у всех меняется сознание, мы становимся какими-то другими людьми, посвящающими себя конкретно этому фильму. Актеры просто даже не выходят из персонажей. Мой метод очень тотальный, он подразумевает проживание роли. Да, лично мне всех жалко, поскольку я еще и монтажер фильма, я всматриваюсь в эти кадры, в этих героев. У зрителя, наверно, не может сильно подключиться сострадание, да я и не требую этого, но сам, наверно, чувствую больше, чем зритель. Мне вообще многих людей на Земле жалко — в первую очередь тех, кто лишен творчества.
Расскажите поподробней о том, как вы с актерами работаете.
Я использую все строго по моменту. У меня наготове определенный набор элементов, я смотрю, что именно происходит, и применяю какую-то конкретную технику. Иногда настолько дружественная атмосфера складывается, что я говорю: «Слушай, ты можешь сейчас просто как робот повторить все, что я скажу за кадром?» Многие импровизированные дубли так и получаются, я говорю, актер подхватывает, я придумываю текст, актер его интерпретирует.
У меня есть вопросы про отдельные эпизоды из «Дизлайка», вот, например, сцена с осьминогом — как вы вообще придумали такое орудие убийства? Для меня осьминог в «Дизлайке» — примерно как корова, которая в «Мертвых дочерях» вдруг в кадр влетала.
Чего ты ищешь логику в слэшере? Мне просто изо дня в день надо было придумывать какие-то штуки. И я подумал, что осьминог — это такая прикольная штука. Причем мне кажется, что он лучше коровы, поскольку тут все подробнее показано. Но в корове, кстати, я тоже ничего плохого не вижу. Я считаю, что настоящее кино должно содержать нелепость. Выверенное логически кино для меня лишено магии. Скажем, за что я люблю Шьямалана? У него достаточно выстроенные фильмы, по крайней мере лучшие, но в них всегда происходит какая-то х**та. Например, в «Неуязвимом» мальчик говорит герою: «Можно я в тебя стрельну? Ведь ты супермен!» Я долго размышлял над этой сценой. Сама она нелепая, мальчик в ней показан сумасшедшим. Но эта сцена цепляет — и, я думаю, в этом секрет величия Шьямалана. Мне у него учиться и учиться. Если ты заметил, я даже пытаюсь идти по его пути: при помощи малобюджетных хорроров, одновременно и кондовых, и достаточно креативных, сохранить индивидуальность и получить финансовую независимость. Шьямалан, напомню, вернулся с фильмом « Визит» — и сейчас проделывает тот же трюк с лентой « Сплит», которая стоила пять миллионов, хотя в ней играет МакЭвой.
Можно я к осьминогу вашему вернусь? Он там становится первым орудием убийства, а дальше все более-менее банально: топоры, всякие колюще-режущие предметы. Фантазии не хватило?
Я считаю, что убийство кредитной карточкой — это достаточно оригинально. Вот мой ответ. (Смеется.) Таковы были мои креативные способности на тот момент. Были очень страшные задумки, которые я не смог снять, скажем, из-за бюджета. Например, маньяк узнает, что одна из девушек находится на ранней стадии беременности. И вот он ей прорезает ножом живот, а потом вставляет в утробу пластмассовую куколку.
Эээ... Какой-то ад, если честно.
Но мы же этого не сняли! Вообще-то ты не должен ограничивать свою фантазию. Кстати, многим в съемочной группе эта идея с куколкой понравилась. Все они тут же были уволены. (Смеется.)
У вас есть какие-то представления о том, как сложится прокатная судьба «Дизлайка»?
Я тебе правду открою: сложности с прокатом у меня были с фильмами « Обстоятельства» и « Я буду рядом». Здесь у меня их не будет, прокат будет нормальный. У меня нет ожиданий, что фильм соберет миллиард, мой рекорд пока — фильм с Козловским («Статус: Свободен». — Прим. Киномании.). Тем более, «Дизлайк» — совсем малобюджетный фильм. Вообще мне очень нравится, что я начал видеть свои фильмы в самолетах и поездах. « Статус: Свободен», например, там всегда есть. Это такое тупое, но приятное чувство: знать, что твой фильм увидели.
А на зарубежный прокат прицел есть?
Я доверяю нашим партнерам, что-то там происходит... В принципе, если говорить об Америке, «Дизлайк» — фильм, дающий мне наибольшую вероятность получить там работу. Я думаю, что эта лента вполне могла бы побывать на жанровых фестивалях.
Напоследок хотелось бы немного про «Про любовь 2» поговорить. Это же первый случай, когда вы в съемках альманаха участвуете?
Первый раз пригласили, да. Раньше статус был не тот. (Смеется.) Вам в этой ситуации комфортно? Раньше всегда сам по себе, а теперь в компании с другими режиссерами четырьмя режиссерами... Во-первых, там режиссеры приличные, классные. Во-вторых, все мы снимаем изолированные новеллы, друг друга почти не видим, только общаемся в дружественной атмосфере для обмена мнениями и тимбилдинга. Это захватывающий процесс, и Аня (Меликян, продюсер проекта. — Прим. Киномании.) — невероятный человек, умеющий совмещать жизнерадостность с дисциплиной. Мы с ней работали над ее следующим полным метром, я рад, что помог ей что-то нащупать. То, что она решила сделать, — очень клево, это будет настоящая бомба.
К вопросу об альманахах: за рубежом очень любят всякие сборные хорроры, «Азбуку смерти», например...
И еще тот про видеокассету. (Подразумевается франшиза, в РФ известная под названием «З/Л/О». — Прим. Киномании.)
Да-да, а теперь давайте представим, что в России решили снять собственный хоррор-альманах. И лично у вас есть возможность собрать коллег, с которыми вам бы хотелось в рамках такого проекта поработать. Кто это будет? По вашему выступлению в Выборге понятно, что Роман Каримов может в этом списке оказаться.
Каримов будет... Ну и я еще три истории сниму. (Смеется.) Я так скажу: боже меня упаси, я не собираюсь быть продюсером альманаха. А если говорить с режиссерской точки зрения... Мне, скажем, очень нравится Михаил Сегал, я считаю, он снял выдающийся фильм « Кино про Алексеева». Для меня это один из лучших русских фильмов. Но он сам — сложная личность, я не стремлюсь с ним работать? Да и с Каримовым не стремлюсь — я просто им восхищаюсь. Знаешь, давай я просто сам все новеллы в этом альманахе сниму? Я думаю, справлюсь. У меня одна идея лежит уже давно, такой альманах на Хэллоуин. Называется «Сомнительные удовольствия», это такие короткие трэшовые истории. Очень плохой фикшн — например, про грабителей, поехавших в финскую деревню за девушкой с клешнями, способными любой сейф вскрыть. Ты меня сейчас заставил пыль с этой идеи сдуть, а ведь прошло уже лет 11-12. Только прогрессивней у нас тут ничего не стало за это время.
Павел Руминов: «Настоящее кино должно содержать нелепость»
Новая работа режиссера Павла Руминова «Дизлайк», слэшер с участием популярных российских видеоблогеров, добралась до экранов кинотеатров. До этого она принимала участие в конкурсе выборгского кинофестиваля «Окно в Европу», где удостоилась спецприза за операторскую работу. Там, в Выборге, Киномания и побеседовала с Руминовым.
15 СЕНТЯБРЯ 2016
Текст: Сергей Оболонков

Далее по теме

Предложение дня. Райан Рейнольдс предлагал Disney и Lucasfilm идею «Звёздных войн» с рейтингом R
В последнем выпуске The Box Office Podcast Райан Рейнольдс рассказал ведущему Скотту Мендельсону, что в своё время пытался предложить студии Disney и компании Lucasfim проект «Звёздных войн» с рейтингом R. Судя по всему, актёр исходил из того, что этот трюк отлично сработал с «Дэдпулом», и со «Звёздными войнами» его тоже можно провернуть. Об этом факте Рейнольдс упомянул, когда они с Мендельсоном обсуждали рейтинг R в кино: Я обратился к Disney и сказал: «Почему бы не сделать что-нибудь с рейтингом R для вселенной “Звёздных войн”? Это необязательно должно быть что-то откровенное, что-то с самыми известными персонажами — есть длинный ряд персонажей, которых можно было бы использовать». Я не имел в виду под рейтингом R что-то вульгарное, непристойное — рейтинг R должен быть троянским конём для эмоционального восприятия. Всегда недоумевал, почему студии не хотят идти на риск с чем-то подобным. При этом актёр, сценарист и продюсер дал понять, что вовсе не хочет превратить «Звёздные войны» в «Дэдпула» — «Звёздные войны» должны оставаться «Звёздными войнами». Рейнольдс даже не требовал для себя роль в потенциальном проекте: Я не говорил, что хочу сам сыграть в фильме. Это было бы плохим сочетанием. Я хотел бы продюсировать и работать над сценарием, или ещё как-то проявить себя за кадром. Такого рода интеллектуальная собственность успешно существует за счёт дефицита и эффекта неожиданности. И если теперь мы не испытываем недостатка в «Звёздных войнах» благодаря Disney+, то удивить зрителя всё ещё есть чем. Предложение Рейнольдса представляет интерес ещё и потому, что друг и соавтор актёра Шон Леви как раз получил свой шанс во вселенной «ЗВ»: в настоящий момент он работает над фильмом «Звёздные войны: Звёздный истребитель», главную роль в котором сыграет Райан Гослинг. Но вряд ли можно ожидать от Disney и Lucasfilm проекта с рейтингом R в ближайшее время. «Мандалорцу и Грогу» (премьера — 21 мая 2026 года) «взрослый» рейтинг точно не грозит, и фильму Леви и Гослинга, похоже, тоже. Любопытно, что примерно такое же предложение было и у Квентина Тарантино, только касалось оно другой легендарной космической саги — «Звёздного пути». У QT в своё время был свой проект полнометражного спиноффа «Стартрека» с рейтингом R, и дело даже дошло до сценария, но фильм, увы, так и не состоялся.
26 МАЯ

Канны-2025: Борьба с зависимостью и бездомностью, съёмки киношедевра и послеродовая депрессия
На Каннском фестивале состоялись громкие премьеры — среди них режиссёрский дебют Харриса Дикинсона, долгожданная драма британки Линн Рэмси с Дженнифер Лоуренс и Робертом Паттинсоном и воссоздание съёмок «На последнем дыхании» Годара. KNMN рассказывает обо всём по порядку с места событий
19 МАЯ

Совет дня. Квентин Тарантино в Каннах посоветовал молодым режиссёрам ценить своё время на съёмочной площадке
Квентин Тарантино не только открыл стартовавший 13 мая 78-й Каннский фестиваль, но ещё и показал в рамках программы «Каннская классика» два вестерна одного из своих самых любимых режиссёров Джорджа Шермана — «Красный каньон» (1949) и «Территория команчей» (1950). А заодно дал ценный совет начинающим режиссёрам. После показа «Красного каньона» Тарантино рассказал, что когда руководство Universal наняло Шермана, оно даже не подозревало, насколько быстро тот снимает кино: «Они не знали, как быстро он управляется со съёмками. Быть быстрым — это хорошо, быть быстрым — это здорово, особенно перед этими парнями из главных кабинетов, но насколько хороши при этом отснятые материалы? Что ж, вы прямо сейчас видите, насколько они хороши. Этот парень мог работать быстрее любого другого нанятого режиссёра, и его материал был хорош — это факт. У него было отличное чувство сюжета, и актёры его любили — даже с Шелли Уинтерс у него не было проблем». Тарантино считает, что современным молодым режиссёрам есть чему поучиться у Шермана: «У него ведь было не больше времени [на съёмки], чем у всех остальных чёртовых режиссёров. И всё дело в том, как он смог распорядиться этим временем, и это то, что я хочу донести до вас, молодых режиссёров: каждый день у вас будет определённое количество времени на съёмочной площадке. Послушайте, мы все хотим снимать то, что нам хочется. И мы все хотим добиться наилучшего результата, когда пытаемся чего-то добиться. Но это не будет иметь почти никакого значения, если вы не успеваете сделать всё необходимое за отведённое вам время работы. То, как вы проведёте это время, как используете это время, и определит вас».
15 МАЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ

Отвратительный семьянин против харизматика Пола Радда в «Дружбе»
16 ИЮНЯ, 17:30

Драконы, маги, отцеубийство и мировая разруха в «Сказаниях Земноморья»
16 ИЮНЯ, 17:16

Молодость, VHS и DeepFake в мокьюментари «Ровесник»
15 ИЮНЯ