Успех спортивного байопика «Легенда № 17» несколько лет назад показал, что отечественный зритель с удовольствием отправляется в кино на подобные ленты. Разумеется, если эти ленты сделаны качественно. Создатели драмы «Движение вверх» захотели рассказать еще одну яркую историю, посвященную советскому спорту.
Москва. 1971 год. Владимир Гаранжин (Владимир Машков) назначен главным тренером советской сборной по баскетболу. Под его руководством команда скоро начинает побеждать на европейских соревнованиях. Однако амбициозному тренеру этого мало — на одной пресс-конференции он во всеуслышание заявляет, что намерен выиграть у сборной США на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. У команды, которая ассоциируется только с эпитетом «непобедимая». Против этого решения множество людей и даже некоторые события. Но удача сопутствует дерзким.
Снимать фильм только о баскетбольном матче — задача больше для документалистов, нежели для постановщиков игрового кино. Поэтому создатели «Движения вверх» немалую часть хронометража отвели на предысторию. Показывая все круги ада, через которые приходится пройти тренеру и его команде, они медленно, но верно сжимают размах истории до размеров баскетбольного кольца. А прошлое, настоящее и будущее ограничиваются тремя бесконечно долгими секундами, в которые решается исход матча.
Режиссер Антон Мегердичев очень быстро расставляет фигуры на поле, в первые же минуты заявляя зрителю, в каких направлениях будут разворачиваться основные конфликты. Первую часть фильма он (как и тренер) испытывает своих подопечных, бросая им личные, профессиональные, бюрократические и даже политические вызовы. При этом нельзя сказать, что весь этап подготовки к матчу смотрится вяло, неубедительно или скучно. В отличие от той же «Легенды № 17», в которой во главе угла был один человек, в «Движении вверх» герой — коллективный. Умело жонглируя драмой, юмором и экшном, которые связаны с каждым из персонажей, постановщик ни на секунду не дает зрителю отвлечься или посмотреть на часы. Пожалуй, такой подход в конкретной ситуации наиболее верный — результат матча известен каждому, а вот что ему предшествовало — не факт. Может, и не все достоверно, но художественный вымысел никто не отменял.
Что до самого матча, то тут стоит в первую очередь отметить операторскую работу Игоря Гринякина. На протяжении последних 40 минут фильма камера ни на секунду не останавливается — не соблюдая законов гравитации, она летает между корзинами, игроками, мячом и тренерами. Эффект погружения, что называется, полный. Создателям фильма удалось снять настолько напряженное противостояние двух стран в лице команд, что в последние минуты волей-неволей начинаешь сомневаться в собственной памяти.
Актерский состав, конечно, хорош, и создается впечатление, что роли писались под конкретных актеров. Машков, как всегда, суровый и несгибаемый, Башаров — двуличный и «скользкий», Гармаш — влиятельный и эмоциональный, а Смоляков — сомневающийся и неуверенный. Каждый из них хорош в своей роли, но, к сожалению, нельзя сказать, что эти характеры для них новы. Впрочем, увидеть плачущего Машкова можно далеко не всегда.
Так сложилось, что фильм выходит очень вовремя для нашей страны и нашего зрителя. После известных событий лента Антона Мегердичева — это очередное напоминание о силе наших спортсменов, нашего духа и яркости наших побед. Скептики, конечно, могут пробурчать что-то вроде «не путайте советский спорт с российским». Однако в ответ на это можно лишь предоставить статистику российских побед за последние 26 лет. Растущая мощь российского спорта очевидна. Растущее качество российского кино — тоже. И «Движение вверх» — лишнее тому подтверждение.