Рецензия на фильм Асгара Фархади «Герой»

Режиссер «Развода Надера и Симин» вернулся в Иран и снова снял отличное кино: впечатлениями от новой картины Асгара Фархади делится Кирилл Горячок.

У художника-каллиграфа Рахима (Амир Джадиди) есть всего два дня, чтобы вернуть долг кредитору, иначе придется возвращаться обратно в долговую тюрьму. Правда, деньги достать негде, тем более в такой короткий срок. Судьба вроде бы подбрасывает Рахиму шанс — его подруга недавно нашла забытую сумочку на улице, а в ней — золотые монеты. Однако нужная сумма все равно не набирается. Тогда Рахим решает отыскать владелицу сумочки и вернуть пропажу, чтобы хоть совесть была чиста. Внезапно этот поступок привлекает внимание жадных до новостей журналистов. Рахим, к своему удивлению, становится «героем».

Асгар Фархади сегодня, пожалуй, самый знаменитый иранский режиссер. Его картины регулярно получают престижные призы на кинофестивалях, а «Развод Надера и Симин» и «Коммивояжер» оба получили по «Оскару» за «Лучший иностранный фильм». Фильмы Фархади отмечены повышенным «моральным беспокойством» и очень точно фиксируют противоречия современного иранского общества. Характерно, что попытка режиссера сыграть по тем же правилам на европейском материале в фильме «Лабиринты прошлого» успехом не увенчалась. В «Герое» Фархади возвращается на родину, и ее материал он по-прежнему хорошо чувствует.

«Герой» рассказывает о маленьком человеке, зажатом в тиски обстоятельств. Сперва он не может найти денег, чтобы выбраться из унизительной долговой ямы, а затем, когда становится местной знаменитостью, стремится очистить свое имя от лжи и несправедливых обвинений. Хотя события фильма разворачиваются неспешно, художнику Рахиму буквально в каждой сцене приходится принимать сложные моральные решения — идти на компромисс с совестью, отстаивать свое достоинство. Действие «Героя» растворяется в мелких бытовых деталях, разговорах, лицах случайных прохожих. Создавать впечатление реальной жизни Фархади хорошо умеет.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Усугубляют внутренний конфликт героя нравы патриархального иранского мира. Страшнее всего для Рахима мнение своей семьи, ведь те считают, что художник обесчестил их фамилию, попав в долговую тюрьму. В «Герое» иранское общество показано закрытым, склочным и недоверчивым. Но Фархади не обличает его пороки, нет в «Герое» никаких злодеев, и даже вспыльчивого кредитора, донимающего Рахима, вполне можно понять.

Режиссер показывает сложную психологическую ситуацию, доходящую до абсурда, и реакцию своего героя на происходящее. Фархади пристально следит за Рахимом, который вынужден принимать решения, влияющие на его судьбу и судьбу всей семьи. Актер Амир Джадиди невероятно органичен в этой роли. Сперва он кажется честным, но сломленным обстоятельствами человеком. Но постепенно слухи, которые распространяются о нем в соцсетях, вызывают сомнения в непогрешимости Рахима даже у самого зрителя. Тем более что Фархади намеренно оставляет некоторые вопросы без ответа.

Наблюдать за клубком моральных дилемм и сложностью человеческих отношений в «Герое» увлекательно. Режиссер умело балансирует между чисто иранским колоритом и общечеловеческими темами. В конце концов, «Герой» рассказывает о поиске правды в мире маленьких полуправд, недосказанности и скрытой жажды нажиться на соседе. А в этом вечном поиске и заключается, по мысли Фархади, человеческое достоинство, которое так сложно сохранить.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
Статьи
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
Рецензии
Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
Рецензии
Коллективный бред, думскроллинг и отказ носить маску в «Эддингтоне» Ари Астера
Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
Статьи
«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?