Рецензия на фильм братьев Зеллнер «Девица»

Этой осенью зрителей ждут целых три нетипичных вестерна. Михаил Моркин рассказывает о первом из них — комедийном феминистском манифесте с Мией Васиковской и Робертом Паттинсоном в главных ролях.

Дикий Запад. Обеспеченный простофиля Сэмюэль Алебастр (Роберт Паттинсон) отправляется на поиски похищенной возлюбленной Пенелопы (Миа Васиковска). Горе-пионер планирует не только вызволить девушку из плена, но и сразу обрадовать подарками: пони по кличке Ириска, песней о любви к ней, «Сладкой булочке», и обручальным колечком. Алебастр настолько уверен в удаче, что нанимает в поездку алкаша-лжепроповедника (соавтор фильма Дэвид Зеллнер), чтобы тот сразу же узаконил перед богом его союз с Пенелопой.

Благодаря трем фильмам 2018-й можно назвать годом «братских» вестернов. «Девица» Дэвида и Нэйтана Зеллнеров — первый из них. Два других, англоязычный дебют француза Жака Одиара «Братья Систерс» и фильм-альманах братьев Коэн «Баллада Бастера Скраггса», на прошлой неделе показали на Венецианском кинофестивале, где они были отмечены за режиссуру и сценарий соответственно. Все три работы имеют ярко выраженную комедийную составляющую, сняты самобытными режиссерами и участвовали в конкурсных программах крупных европейских смотров (в случае с «Девицей» это был Берлинале). Кажется, можно смело говорить о новом тренде в древнем жанре.

Выход «Баллады Бастера Скраггса» и «Девицы» в один год не единственная связь Зеллнеров с Коэнами. Их предыдущая работа «Кумико — охотница за сокровищами» была экранизацией городской легенды о японке, которая посмотрела копию «Фарго» на VHS, приняла ее за документальный фильм и отправилась в заснеженную Миннесоту искать спрятанный вымышленным героем Стива Бушеми чемодан с деньгами.

Стиль Зеллнеров тоже чем-то коэновский. Им также свойственны абсурдистский юмор, гротескное насилие, причудливые образы, многослойные персонажи-идиоты и достаточно грустные выводы из их приключений. Центральная тема для Дэвида и Нэйтана — крах иллюзий. Их герои строят в своей голове ложную картину мира, из-за чего и сами страдают, и других мучают. Наблюдать за этим одновременно и смешно и горько. В случае с «Девицей» в основном смешно.

Братья играют со зрителями, постоянно обманывая их ожидания. Все вестерновские тропы и клише здесь переворачиваются с ног на голову. К одному из них, damsel in distress, то есть «девушке в беде», отсылает название фильма. Это архетипичный образ молодой и привлекательной женщины, которая ждет, что принц спасет ее от ужасного злодея. Мужественность покорителей Дикого Запада, которую в жанре практически не подвергали сомнению, Зеллнеры ставят под большой вопрос.

В том числе из-за этого сразу после премьеры «Девица» получила в прессе статус «феминистского вестерна». Действительно, Пенелопа не дает помыкать собой, единственная среди персонажей обладает здравым смыслом и буквально очерчивает границу личного пространства, которую нельзя пересекать. Женщины и раньше занимали место мужчин в вестернах (от «Сорока ружей» до «Джейн берет ружье»), но к финалу гендерные роли всегда возвращались на привычные места. Зеллнеры смело высмеивают консервативный порядок — «старикам» на их фронтире явно не место.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
Статьи
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Встреча со старыми друзьями и крюком в «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Статьи
«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?