Рецензия на фильм «Цензор»

В прокат выходит камерный британский хоррор, собравший лестные отзывы зарубежных критиков. О том, что интересного можно увидеть в истории о людях, удаляющих из фильмов «непристойные» фрагменты, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.

Великобритания, 1980-е годы. Энид (Нив Алгар) — цензор, вырезающий из кровавых малобюджетных фильмов «лишние» кадры. Энид исполнительна и трудолюбива, но за ее рвением прячется личная трагедия: много лет назад ее сестра бесследно исчезла, и родители в конце концов решились объявить ее мертвой. Однажды, просматривая очередной фильм режиссера культовых хорроров, Энид обнаруживает, что одна из актрис поразительно похожа на ее пропавшую сестру. Не в силах отделаться от этой мысли, героиня начнет поиски создателей таинственного фильма, которые уведут ее далеко за границы привычного мира и здравого рассудка.

«Цензор» — дебютная работа валлийки Прано Бэйли-Бонд, представляющая собой расширенный вариант одной из ее ранних короткометражек. К счастью, в отличие от большинства фильмов такого рода, «Цензор» отнюдь не выглядит искусственно растянутой версией уже однажды опробованного сюжета. Напротив, несмотря на то, что история содержит не так много ярких событий, Бэйли-Бонд уверенно поддерживает нарастание саспенса, плавно разворачивая сценарий от драмы об одиночестве и детской травме к галлюцинаторному хоррору.

При этом стоит отметить, что без актерской игры Нив Алгар фильм наверняка бы выглядел намного более блеклым. Алгар превосходно показывает страдания женщины, отчужденной от семьи и коллег, потерявшей единственного близкого человека и отчаянно хватающейся за любую, даже иллюзорную, надежду его вернуть. Помимо нее, в фильме появляются другие заметные лица — например, Майкл СмайлиИди к папочке») в роли склизкого продюсера, но в центре истории всегда остается Энид, и ее восприятие происходящего.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

О восприятии необходимо сказать особо, поскольку «Цензор» — яркий пример слоубернера, медленного хоррора, в котором важнее всего детали и постепенно смещающаяся граница нормы и безумия. Хотя кое-какие визуальные фишки и могут напомнить «Мэнди» или «Зловещего Эда» (еще один культовый хоррор про цензора), фильм Бэйли-Бонд больше похож на менее известные «Глаза звезды» или на классическую «Лестницу Иакова». Визуальный ряд здесь почти никогда не затмевает, но лишь дополняет происходящее в голове главной героини. Бэйли-Бонд аккуратно заигрывает с видениями и кошмарами, и в этой сдержанности кроется едва ли не единственный заметный недостаток фильма — более продуманная стилизация под кондовый VHS-хоррор явно пошла бы ему на пользу, особенно в последней трети.

В остальном «Цензор» работает если не превосходно, то достаточно хорошо, чтобы заинтересовать как любителей хоррора, так и тех, для кого жанровая оболочка второстепенна. Дело в том, что в основе своей фильм не столько разрабатывает тему травматичности хорроров для психики, сколько показывает сложность диалектики искусства, в которой зритель не менее важен, чем автор.

Поделиться