Рецензия на фильм «Фаренгейт 9/11»

Новая картина Майкла Мура, рассказывающая подноготную правления Джорджа Буша-младшего, лишает критика самого главного - почвы для анализа. "Фаренгейт 9/11" представляет собой нарезку из многочисленных хроникальных и телевизионных материалов. Почти все имеющиеся в арсенале режиссёра факты он почерпнул из официальных источников. Некоторым откровением всё происходящее на экране может быть для зрителей других стран, но не для американцев. Они изо дня в день видят это на страницах газет и в новостных выпусках ведущих телеканалов.

Сам режиссёр почти не появляется в кадре, ограничиваясь ироничным комментарием. Главный герой "Фаренгейта 9/11" совсем не Мур. Президент США Джордж Буш-младший солирует на протяжении всей картины, изредка уступая место своим верным помощникам. Используя многочисленные журналистские ходы, зачастую граничащие с откровенной манипуляцией, Мур пытается донести до зрителя простую и лаконичную мысль - в 2000 году выборы выиграл не тот человек. В качестве доказательства режиссёр подробно рассказывает о связях администрации президента с кланом Бен Ладена. Выводы напрашиваются сами собой - пригрев на груди родственников Усамы, семейство Буша было вынуждено начать войну в Афганистане и Ираке, дабы скрыть собственные финансовые интересы в Саудовской Аравии. Мур не скрывает своих симпатий к демократическому лагерю, обрушивая на головы республиканцев всё новые и новые обвинения. Наверное, это честнее - вслух обозначить свою позицию, готовя очередные ядовитые стрелы для соперника на политическом ринге. Но, находясь на одной из баррикад сражения, режиссёр автоматически теряет возможность рассуждать объективно и непредвзято. Если в "Боулинге для Колумбины" Мур удачно экстраполировал проблемы одноэтажной Америки на социальную и нравственную стороны любого западного государства, то в данном случае, речь идёт о куда более узкой теме - ноябрьские выборы в США. Режиссёр не раз декларативно заявлял об этой сверхзадаче своего детища. Когда на кону такие ставки остаться хладнокровным почти невозможно. Упоминая в позитивном ключе Билла Клинтона, Мур умышленно молчит о скандале с Моникой Левински и бомбардировках Косово.

Реакция на "Фаренгейт 9/11" каждого отдельного зрителя будет продиктована его отношением к политике, как таковой. Можно задаться вполне резонным вопросом - а какое нам дело до правдивой лжи американской администрации? Осознание того, что во главе единственной мировой сверхдержавы стоит человек с запятнанной репутацией, не позволяет решить проблемы стоящие перед другими странами. Внутреннее злорадство в данной ситуации, также не лучший советчик. Кроме подобных рассуждений картина Майка Мура ничего предложить не в силах. Когда документальная публицистика превращается в площадную агитку, все попытки проанализировать форму, а не содержание теряют всякий смысл. Место подобных работ - прайм-тайм независимого телеканала.

Несмотря на продемонстрированные тяготы и ужасы заокеанской жизни с лгуном-президентом, коррумпированным Конгрессом и продажным телевидением, сложно не заметить главного - сам факт выхода подобных картин, свидетельствует о наличии в стране незыблемых институтов демократии, позволяющих людям судить о происходящем вокруг, имея в наличии, как минимум, две точки зрения, повлиять на которые не в силах даже "народный избранник". Представить нечто подобное на бескрайних просторах Российской Федерации, увы, уже невозможно.

Поделиться