Рецензия на фильм Гая Ричи «Гнев человеческий»

На этой неделе в российский прокат выходит криминальный экшн-триллер Гая Ричи, в котором хмурый Джейсон Стэйтем защищает инкассаторские грузовики от бандитских налетов. О том, какой получилась новая работа британского режиссера, рассказывает Дмитрий Соколов.

Загадочный и мрачный мистер Эйч (Джейсон Стэйтем) устраивается на работу в инкассаторскую компанию Fortico, переживающую не лучшие времена. Во время попытки ограбления новичок эффектно расправляется со всеми налетчиками и моментально становится звездой фирмы. Впрочем, почести ему не важны, ведь работа инкассатором — не более чем часть сложного плана мести. Когда-то давно Эйч потерял сына во время одного из подобных ограблений и теперь ищет тех, кто спустил курок — ищет упорно, бесстрашно и неутомимо. Тем временем команда грабителей собирается провернуть последнее, самое дерзкое ограбление злосчастной компании Fortico, разработав тщательный план. Но в решающий момент на их пути встает мистер Эйч, и отступать он не намерен.

«Гнев человеческий» затрагивает хорошо знакомые Гаю Ричи темы криминального мира, но разительно отличается по своей атмосфере и настроению от прочих работ на эту тему — будь то недавние «Джентльмены» или дебютные «Карты, деньги, два ствола». Здесь почти нет ярких персонажей преступного подполья, минимум юмора (за вычетом солдатских шуток) и непривычно много экшн-сцен. Основное действие происходит не в привычном для режиссера Лондоне, а в Лос-Анджелесе: широченные хайвэи, пальмы и небоскребы пришли на смену узким улочкам и прокуренным подвалам. «Гнев человеческий» — это и не криминальная комедия в стиле «Большого куша», и не экзистенциальная драма, замаскированная под триллер (как «Револьвер»), а в большей степени фильм об ограблении. Ричи практически не предлагает сложных визуальных решений, врезающихся в память диалогов или стильных мафиози в безупречно сидящих костюмах — да, кое-что из этого списка в фильме есть, но в первую очередь это история о том, как сталкиваются жажда мести и стремление к наживе.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Это столкновение произойдет в финальной трети фильма, а до этого Ричи аккуратно разворачивает сюжетные линии, постепенно разъясняя прошлое таинственного мистера Эйч и показывая тех, с кем ему в итоге предстоит сразиться. В процессе не всегда принимаются удачные сценарные решения (вроде куска с флэшбеками в середине фильма), но, к счастью, Ричи вовремя удерживается от соскальзывания в избыточный психологизм. Вместо этого он уделяет особое внимание экшн-сценам, а также масштабной финальной операции ограбления, которая по законам жанра, принимает крайне неожиданный для всех участников оборот. Здесь фильм ненадолго вызывает в памяти ассоциации с самой знаменитой сценой ограбления из «Схватки» Майкла Манна, однако Ричи не занимается прямым копированием — речь идет скорее о стилистическом сходстве. Будет много драк, перестрелок в замкнутых помещениях, погонь и сорванных в последний момент планов. Ко всему прочему, «Гнев человеческий» примечательно безжалостен к своим героям, чего раньше за Ричи не замечалось.

Так что перед нами не столько новый, сколько другой Гай Ричи — лишенный фирменной иронии, но заполнивший ее отсутствие динамикой и саспенсом. Сочетание для британца непривычное, но в итоге успешное.

Поделиться