Рецензия на фильм «Мария»

После съёмок в фильме о Христе известная актриса Мария Палеси, исполнившая роль Марии Магдалины, остаётся в Иерусалиме, решив навсегда уйти от мирской суеты. Режиссёр картины – Тони Чилдресс – готовится к премьере, отбиваясь от нападок религиозных фанатиков. Популярный телеведущий (программа «Иисус. Подлинная история») Теодор Янгер разрывается между работой и уходом за беременной женой Элизабет. Выход скандального фильма на экраны (Магдалина предстаёт тут как равноправная апостолам ученица Христа, которой Спаситель открыл сокровенное знание) свяжет судьбы этих четырёх людей в замысловатый жизненный «узел», в котором сплетутся отчаяние и боль, покаяние и радость.

Если в 90-х Абель Феррара демонстрировал хорошую творческую форму, выпуская по фильму каждый год, то за шесть лет первой десятилетки XXI века режиссёр порадовал своих поклонников лишь двумя картинами, включая «Марию». Впрочем, сейчас он может себе это позволить, превратившись из гадкого утёнка телесериальной продукции и андеграундных экзерсисов в одного из ярчайших представителей американского индепендента. В 54 года Феррара решил поразмышлять на тему, которую до этого или понимающе обходил стороной или же отделывался смутными намёками, интерпретация которых оставалась на совести зрителей. Феррара решил поговорить о Боге. Поговорить не прямолинейно, в лоб, а неторопливо медитируя на евангельские темы.

К новой для себя теме режиссёр подходит с хорошо знакомым инструментарием кинематографических приёмов, который уже давно не боясь преувеличения можно называть фирменным стилем Абеля Феррары. Всё тот же удивительный, странный, завораживающий Нью-Йорк, всё та же аскетичная операторская работа, всё те же «необязательные» диалоги. В содержательной новизне «Марии» без труда можно увидеть отголоски «Плохого лейтенанта», «Опасной игры», «Короля Нью-Йорка» и т.д. Феррара тут как старый портной, решивший сшить новое платье с помощью старых нитей и заржавевших иголок, что в итоге даёт эффект «хорошо забытого старого».

Вынесенное в название фильма имя оставляет открытым вопрос о своей принадлежности, то ли речь идёт об актрисе Марии Палеси, то ли о евангельской Марии Магдалине. Но, так или иначе, этот факт центрирует внимание именно на персонаже Жюльет Бинош, в то время как основное действие развивается вокруг семьи Теодора Янгера (Форест Уайтекер). Ощутившая в себе божественную благодать актриса, скитающаяся по Иерусалиму, являет собой пример для подражания, человеческий идеал пути к Богу, который может помочь в состоянии болезненного отчуждения. Феррара подводит к этой мысли спокойно, без надрыва. Его Мария Палеси – это современная юродивая, способная противостоять (и успешно противостоящая) потоку насилия, ожидающего человека не только на улице, но и ежедневно транслируемого телевидением.

Когда режиссёр осознанно стремится расширить собственные творческие горизонты это всегда очень интересно. Сняв «Марию» Абель Феррара явственно дал понять, что вырос из коротких штанишек бунтаря-кокаиниста, работающего на потребу фестивальной тусовки. Что мы увидим в следующей работе режиссёра, остаётся только гадать, но есть все основания рассчитывать на развитие новых тем, пусть и с помощью старых добрых приёмов.

Поделиться