В начале XVII века католический орден иезуитов направил своих миссионеров в Японию для распространения там истиной веры. Но японское правительство негативно отнеслось к западному вмешательству в их культуру и традиции: христианство было объявлено незаконным, а исповедующих эту религию было приказано жестоко казнить. Рискуя своей жизнью, двое молодых священников Родригес (Эндрю Гарфилд) и Гарупе (Адам Драйвер) отправляются на поиски своего наставника падре Феррейра (Лиам Нисон), по слухам, отрекшегося от веры и принявшего буддизм. В дебрях Страны восходящего солнца проводником двух иезуитов становится лжец и пьяница Кичиджиро (Еске Кубодзука), который открывает перед ними несчастную долю японских христиан, молящихся втайне от старшего инквизитора Иноуэ (Иссей Огата).
Мартин Скорсезе мечтал экранизировать знаменитый роман японского писателя Сюсаку Эндо с 1988 года. По словам режиссера, в трагической истории католической миссии в Японию он увидел все те вопросы мироздания, которыми был взволнован на протяжении всей жизни. Больше 20 лет потребовалось Скорсезе, чтобы осуществить столь амбициозный и личный проект. «Молчание» вплотную подходит к самым болезненным темам христианства и встает в один ряд с лучшими религиозными фильмами благодаря философской силе романа-первоисточника, а также глубокой вовлеченности самого режиссера. Оставаясь верным событиям книги, Скорсезе нащупывает индивидуальный путь, фактически исследуя собственные взаимоотношения с религией и церковью.
«Молчание» не похоже ни на один фильм режиссера, но одновременно он и самый «скорсезовский». Тема вины и искупительного страдания нередко выступала в центре его сюжетов, но именно перенеся место действия в экзотические леса Японии, автор раскрывает всю ее сложность и неоднозначность.
Поиски молодыми иезуитами своего наставника довольно быстро отходят на второй план перед поисками истины. Причалив к берегам Японии, Родригес поражается самоотверженной вере местных христиан, которые хоть и не понимают до конца таинств и догм, но готовы пойти на мученическую смерть, лишь бы не предать божественных заповедей. Сами священники не боятся пострадать за веру, вдохновляясь примерами святых, но оказываются совсем не готовыми стать свидетелями и виновниками жестоких страданий своей паствы.
Родригес проникается сомнениями, почему учение о прощении и любви ведет к насилию и жестокости? Как перед святым Антонием, перед лицом священника открываются все противоречия его веры: от страдания невинных до абсурдности христианской миссии вообще. Кульминацией духовных переживаний Родригеса становится встреча с падре Феррейро, отречение которого сильнее всего ранит его душу.
Духовный путь Родригеса режиссер рисует с поразительной сдержанностью, он полностью отказывается от музыкального сопровождения и кровавого натурализма. Скорсезе ценнее выстроить глубоко интимную связь со своим героем, добиться эмоционального напряжения через чисто духовное переживание вопросов, с которыми сталкивается каждый из нас.
Из всех персонажей, созданных Скорсезе, герои «Молчания», пожалуй, являются одними из самых сложных и противоречивых. Фильм не проводит четких границ между добром и злом, каждый, даже палач-инквизитор, по-своему прав и вызывает сочувствие. Во многом, добиться такого эффекта помогает великолепно подобранный актерский состав. Эндрю Гарфилд достигает пределов своих возможностей, мало вероятно, что когда-нибудь ему выпадет шанс исполнить роль такого масштаба и сложности, после которой даже его Десмонд Досс из «По соображениям совести» выглядит неестественно. То же касается и Адама Драйвера, переживающего не меньший пик актерской карьеры. В «Молчании» он берет в первую очередь своей пластической выразительностью и неподражаемым голосом. Лиаму Нисону будет отведено не так много времени на экране, но их совместные с Гарфилдом сцены, пожалуй, являются одними из самых пронзительных во всей фильмографии Скорсезе.
При всей сложности и противоречивости избранной темы «Молчание», тем не менее, остается понятным каждому. Скорсезе снял по-настоящему честный и трогательный фильм о вере и религии, отсылающий к лучшим работам Робера Брессона и Карла Дрейера. «Молчание», безусловно, этапный и один из важнейших во всем творчестве режиссера фильм, благодаря которому иначе смотрятся все другие его работы. Некогда чуть ли не отлученный от церкви после «Последнего искушения Христа», режиссер снял фильм о молчании и вечных сомнениях, которые, кажутся более праведными, нежели суровый аскетизм и фанатичное служение догмам.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
- Еще
Рецензия на фильм «Молчание» Мартина Скорсезе
Трехчасовую ленту о поиске веры уже называют главной работой в карьере Мартина Скорсезе. За что — рассуждает Кирилл Горячок.
2 ФЕВРАЛЯ 2017
Текст: Кирилл Горячок

Далее по теме

Анонс дня. Дуэйн Джонсон станет мотивационным гуру в психологическом триллере студии А24
Сотрудничество Дуэйна Джонсона и студии А24, начавшееся байопиком бойца ММА Марка Керра «Крушащая машина», продолжится психологическом триллером «Breakthrough». Правда, на этот раз солировать будет кто-то другой, а Джонсон сыграет роль второго плана — но ключевую для развития сюжета. Действие истории, придуманной актёром и начинающим сценаристом Зиком Гудманом, происходит в конце 1990-х на юге Калифорнии. Главный герой — молодой человек, испытывающий трудности с общением и надеющийся, что ему поможет мотивационный гуру (которого как раз и сыграет Скала). Юноша быстро становится жертвой одурманивающего обаяния наставника, не осознавая, что тот применяет сомнительные с точки зрения морали методы манипуляции, а в душе гуру — тот ещё мрак, и он вот-вот вырвется наружу. Режиссёрское кресло пока свободно, и кастинг ещё впереди. Джонсон после нескольких коммерческих проектов довольно решительно переходит к серьёзным актёрским работам. Роль в «Крушащей машине» Бенни Сэфди (фильм выйдет на экраны 3 октября) вполне может оказаться заявкой на «Оскар», а в перспективе у Дуэйна — совместная работа с Мартином Скорсезе над гангстерской сагой о криминальном авторитете, который фактически контролировал весь бизнес на Гавайях в 1960-е и 1970-е годы.
22 МАЯ, 05:51

Кастинг дня. Эль Фаннинг в «Голодных играх», Кэри Маллиган в «Хрониках Нарнии» и др.
Эль Фаннинг присоединилась к актёрскому ансамблю фильма «Голодные игры: Рассвет Жатвы» — очередного приквела «Голодных игр». Звезда «Неонового демона» сыграет молодую Эффи Тринкет, которая перед 50-ми Голодными играми была стилисткой Хеймитча Эбернети (в основной серии, где Эффи играет Элизабет Бэнкс, она эскорт трибутов Дистрикта 12). В образе молодого Хеймитча предстанет Джозеф Зэйда, президентом Сноу станет Рэйф Файнс. Также в фильме заняты Уитни Пик, Маккенна Грейс, Джесси Племонс, Келвин Харрисон-мл., Майя Хоук, Лили Тейлор и Бен Ван. Поставит приквел штатный режиссёр франшизы Фрэнсис Лоуренс. Марк Руффало и Такер Пиллсбери (он же певец Role Model) перевоплотятся в любовников героини Натали Портман в ромкоме Лины Данэм «Хороший секс» (Good Sex), который пойдёт по дорожке, проторенной «Плохой девочкой» и «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки». Главная героиня, запутавшаяся в отношениях с двумя мужчинами (20-летним, с которым у неё бурный роман, и 50-летним, с которым можно построить спокойную семейную жизнь), пытается разобраться в своих чувствах. Кеннет Брана, звезда «Наследников» Хиам Аббасс и Бойд Холбрук сыграют в драме «Искупление» (Atonement), основанной на статье Декстера Филкинса, опубликованной в «Нью-Йоркере» 13 лет назад. В центре сюжета — отставной морпех Лу Лобелло, которого преследуют воспоминания об инциденте во время войны в Ираке, когда под огнём его отряда оказалась семья мирных жителей. Движимый чувством вины, он находит единственную выжившую из этой семьи, чтобы покаяться. Фильм станет полнометражным дебютом Рида Ван Дайка, в 2018 году номинированного на «Оскар» за короткометражку «Начальная школа Де-Калб». Кэри Маллиган пополнила каст новых «Хроник Нарнии» от Netflix — она сыграет маму юного Дигори Кёрка, главного героя повести «Племянник чародея» (первой по внутренней хронологии цикла, приквела «Льва, Колдуньи и платяного шкафа»). Его дядю Эндрю, злого волшебника, изобразит Дэниэл Крэйг, Льва Нарнии Аслана озвучит Мэрил Стрип, а Белой Колдуньей станет Эмма Маки. Поставит фильм Грета Гервиг. Премьера состоится 26 ноября 2026 года. Эндрю Гарфилд заменит Мэттью МакКонахи в исторической драме Пола Гринграсса о восстании Уота Тайлера «Гнев» (The Rage). В картине о крестьянском бунте 1381 года, охватившем Англию, Гарфилд изобразит фермера, возглавившего движение протеста против грабительских налогов и крепостного права. Локальный инцидент быстро перерос в масштабное вооружённое восстание. На Каннском кинорынке фильм только что обзавёлся дистрибьютором — за $11 миллионов права на «Гнев» приобрела студия Focus Features.
21 МАЯ

Кастинг дня. Аль Пачино в байопике «Мазерати», Эйми Лу Вуд среди «Тревожных людей» и др.
Аль Пачино составил компанию Энтони Хопкинсу, Энди Гарсии, Джессике Альбе, Микеле Морроне и Сальваторе Эспозито в автомобильном байопике «Братья Мазерати» (Maserati: The Brothers). Звезда «Крёстного отца» сыграет бизнесмена Винченцо Ваккаро, который финансировал компанию семьи Мазерати в период её становления. Пачино примет участие во втором (финальном) блоке съёмок, который пройдёт в июне в Риме. Командует на съёмочной площадке Бобби Мореско, снявший в 2022 году ещё один автобайопик, «Ламборгини: Человек-легенда». Ожидается, что «Братья Мазерати» выйдут на экраны уже в начале осени 2025 года. В спортивной драме «Fight for ‘84» Джейми Фокс перевоплотится в тренера по боксу, который всего за четыре года сумел с нуля подготовить новую команду к Олимпиаде 1984 года после того, как в 1980 году все опытные американские боксёры-олимпийцы погибли в авиакатастрофе. В режиссёрском кресле — колумбиец Андрес Баис, постановщик хитового триллера «Бункер». Звезда «Белого лотоса» Эйми Лу Вуд присоединится к Анджелине Джоли в экранизации романа Фредрика Бакмана «Тревожные люди» (Anxious People), которую снимет режиссёр «Войны миров Z» Марк Форстер. Вуд сыграет преступницу поневоле, которая планировала ограбить банк, а вместо этого очутилась в доме, выставленном на продажу, и вынуждена была взять в заложники потенциальных покупателей — людей беспокойных и способных вывести из себя кого угодно. Звезда «Аноры» Майки Мэдисон и Кирстен Данст возглавили каст фэнтези-триллера «Рептилия» (Reptilia), который поставит Алехандро Ландес по собственному сценарию. В центре сюжета — стоматолог-гигиенист, которого соблазняет русалка в мрачном и влажном мире нелегальной торговли экзотическими животными во Флориде. Съёмки планируется начать осенью этого года. В актёрском ансамбле криминального триллера Джеймса Грэя «Бумажный тигр» (Paper Tiger) две замены — вместо Энн Хэтэуэй и Джереми Стронга в фильме сыграют Скарлетт Йоханссон и Майлз Теллер. Главная роль по-прежнему закреплена за Адамом Драйвером. В центре сюжета — два брата, ввязавшиеся в финансовую авантюру, которая слишком хороша, чтобы быть легальной. В результате семью начинает терроризировать русская мафия. Номинанты на актёрские «Оскары» этого года Деми Мур и Колман Доминго подписались на главные роли в мелодраме с намёком на сайфай «Странные прибытия» (Strange Arrivals) от режиссёра Роджера Росса Уильямса. В основе сценария — реальная история Барни и Бетти Хилл, межрасовой супружеской пары, которая в 1961 году заявила, что была похищена инопланетянами. Фильм расскажет о тайной стороне истории, которая шокирует ещё больше, чем официальная фантастическая версия случившегося. Натали Портман сыграет знаменитую учёную Розалинд Франклин в байопике «Фотография 51» (Photograph 51), который снимет Том Хупер («Король говорит!»). Рентгенограф Франклин сыграла ключевую роль в изучении структуры ДНК, но её вклад из-за дискриминации женщин в мире науки 1950-х был обесценен: в отличие от своих коллег Джеймса Уотсона и Фрэнсиса Крика, она не получила Нобелевскую премию, хотя именно её данные легли в основу их работы. Мишель Родригес и Ричард Гир исполнят главные роли в триллере «Left Seat». Фильм поставит режиссёр «Бойлерной» и «Пазманского дьявола» Бен Янгер. Главная героиня истории (Родригес) вынуждена взять на себя управление лёгким самолётом, когда пилот теряет сознание. На радиосигнал SOS откликается незнакомец (Гир), который помогает героине провести самолёт сквозь грозовой фронт и посадить его, прежде чем закончится топливо.
15 МАЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
25 лет с «Любовным настроением». Из чего состоит главный шедевр Вонг Кар-Вая
В дни, когда только и разговоров, что о Каннском кинофестивале, KNMN вспоминает, как создавался один из самых красивых и влиятельных фильмов XXI века, впервые показанный именно в Каннах
21 МАЯ

Автокатастрофы, одержимость и распад семьи в «Крутом повороте» с Беном Фостером
22 МАЯ, 15:09

Канны-2025: Эпидемия, Освенцим и Бенисио Дель Торо в роли дельца
21 МАЯ

Канны-2025: Борьба с зависимостью и бездомностью, съёмки киношедевра и послеродовая депрессия
19 МАЯ