В начале XVII века католический орден иезуитов направил своих миссионеров в Японию для распространения там истиной веры. Но японское правительство негативно отнеслось к западному вмешательству в их культуру и традиции: христианство было объявлено незаконным, а исповедующих эту религию было приказано жестоко казнить. Рискуя своей жизнью, двое молодых священников Родригес (Эндрю Гарфилд) и Гарупе (Адам Драйвер) отправляются на поиски своего наставника падре Феррейра (Лиам Нисон), по слухам, отрекшегося от веры и принявшего буддизм. В дебрях Страны восходящего солнца проводником двух иезуитов становится лжец и пьяница Кичиджиро (Еске Кубодзука), который открывает перед ними несчастную долю японских христиан, молящихся втайне от старшего инквизитора Иноуэ (Иссей Огата).
Мартин Скорсезе мечтал экранизировать знаменитый роман японского писателя Сюсаку Эндо с 1988 года. По словам режиссера, в трагической истории католической миссии в Японию он увидел все те вопросы мироздания, которыми был взволнован на протяжении всей жизни. Больше 20 лет потребовалось Скорсезе, чтобы осуществить столь амбициозный и личный проект. «Молчание» вплотную подходит к самым болезненным темам христианства и встает в один ряд с лучшими религиозными фильмами благодаря философской силе романа-первоисточника, а также глубокой вовлеченности самого режиссера. Оставаясь верным событиям книги, Скорсезе нащупывает индивидуальный путь, фактически исследуя собственные взаимоотношения с религией и церковью.
«Молчание» не похоже ни на один фильм режиссера, но одновременно он и самый «скорсезовский». Тема вины и искупительного страдания нередко выступала в центре его сюжетов, но именно перенеся место действия в экзотические леса Японии, автор раскрывает всю ее сложность и неоднозначность.
Поиски молодыми иезуитами своего наставника довольно быстро отходят на второй план перед поисками истины. Причалив к берегам Японии, Родригес поражается самоотверженной вере местных христиан, которые хоть и не понимают до конца таинств и догм, но готовы пойти на мученическую смерть, лишь бы не предать божественных заповедей. Сами священники не боятся пострадать за веру, вдохновляясь примерами святых, но оказываются совсем не готовыми стать свидетелями и виновниками жестоких страданий своей паствы.
Родригес проникается сомнениями, почему учение о прощении и любви ведет к насилию и жестокости? Как перед святым Антонием, перед лицом священника открываются все противоречия его веры: от страдания невинных до абсурдности христианской миссии вообще. Кульминацией духовных переживаний Родригеса становится встреча с падре Феррейро, отречение которого сильнее всего ранит его душу.
Духовный путь Родригеса режиссер рисует с поразительной сдержанностью, он полностью отказывается от музыкального сопровождения и кровавого натурализма. Скорсезе ценнее выстроить глубоко интимную связь со своим героем, добиться эмоционального напряжения через чисто духовное переживание вопросов, с которыми сталкивается каждый из нас.
Из всех персонажей, созданных Скорсезе, герои «Молчания», пожалуй, являются одними из самых сложных и противоречивых. Фильм не проводит четких границ между добром и злом, каждый, даже палач-инквизитор, по-своему прав и вызывает сочувствие. Во многом, добиться такого эффекта помогает великолепно подобранный актерский состав. Эндрю Гарфилд достигает пределов своих возможностей, мало вероятно, что когда-нибудь ему выпадет шанс исполнить роль такого масштаба и сложности, после которой даже его Десмонд Досс из «По соображениям совести» выглядит неестественно. То же касается и Адама Драйвера, переживающего не меньший пик актерской карьеры. В «Молчании» он берет в первую очередь своей пластической выразительностью и неподражаемым голосом. Лиаму Нисону будет отведено не так много времени на экране, но их совместные с Гарфилдом сцены, пожалуй, являются одними из самых пронзительных во всей фильмографии Скорсезе.
При всей сложности и противоречивости избранной темы «Молчание», тем не менее, остается понятным каждому. Скорсезе снял по-настоящему честный и трогательный фильм о вере и религии, отсылающий к лучшим работам Робера Брессона и Карла Дрейера. «Молчание», безусловно, этапный и один из важнейших во всем творчестве режиссера фильм, благодаря которому иначе смотрятся все другие его работы. Некогда чуть ли не отлученный от церкви после «Последнего искушения Христа», режиссер снял фильм о молчании и вечных сомнениях, которые, кажутся более праведными, нежели суровый аскетизм и фанатичное служение догмам.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
- Еще
Рецензия на фильм «Молчание» Мартина Скорсезе
Трехчасовую ленту о поиске веры уже называют главной работой в карьере Мартина Скорсезе. За что — рассуждает Кирилл Горячок.
2 ФЕВРАЛЯ 2017
Текст: Кирилл Горячок

Далее по теме

Цитата дня. Терри Гиллиам — о «Бразилии», ставшей реальностью: «Я хотел подать в суд на Буша-младшего и Дика Чейни за плагиат»
В этом году культовой антиутопии Терри Гиллиама «Бразилия» исполнилось 40 лет. В интервью Deadline режиссёр вспоминает об одном из своих самых известных фильмов и с горькой иронией отмечает, что в Америке «Бразилия» воплотилась в жизнь ещё во времена президентства Джорджа Буша-мл. Гиллиам провёл параллели между «Бразилией» и США под властью республиканцев: Что мне нравится — успех этого фильма оказался длительным. Фильм не кажется устаревшим. Люди продолжают меня спрашивать: «Как вы поняли, что мир будет именно таким?» Я отвечаю: «Ну, всего лишь нужно было держать глаза открытыми». Большинство людей же обычно не думают наперёд, они просто живут сегодняшним днём. Но мне кажется, что всё это началось уже тогда. Было примерно то же самое, что и сейчас, просто игроки поменялись. Некоторое время назад в Америки правили бал Дик Чейни и Джордж Буш-младший, а я как раз тогда был в Штатах и, продвигая какой-то свой проект, сказал, что подумываю подать на них в суд за нелегальный и несанкционированный ремейк «Бразилии». А теперь у нас есть Министерство внутренней безопасности, и оно очень похоже на Министерство информации. По трамповской Америке Гиллиам, разумеется, тоже прошёлся: Им постоянно нужен враг. И если реального врага нет, его нужно придумать. Я почти с наслаждением наблюдаю, как Маск и Трамп нападают друг на друга, будто детишки в песочнице. И так ведут себя самый богатый человек в мире и самый могущественный человек в мире. Также режиссёр рассказал, как продвигается работа над его новым фильмом, библейской апокалиптической комедией «Карнавал во время конца света» (Carnival at the End of Days): Я начал писать сценарий в 2020 году, объединив усилия с молодым драматургом Кристофером Бреттом Бэйли, которому чуть за 30. Ну, просто я подумал, что я старый пердун, а мне хотелось бы оставаться на связи с молодой аудиторией. Поэтому мы написали сценарий вместе, и он очень, очень смешной. И я сделал умный ход, отправив сценарий напрямую актёрам, которых я знаю, а не агентам, которые, как известно, люди очень осторожные и вечно перестраховываются. К тому же мне один парень, работающий в Голливуде и прочитавший наш сценарий, сказал заранее: «Не давай это никому читать в Голливуде, иначе просто больше не получишь здесь работу». Поэтому я и собрал эту невероятную команду актёров, подумав: «И кто теперь осмелится нам отказать?» В результате мы уже год безрезультатно ходим вокруг да около. Гиллиам признался, что у фильма проблемы с финансированием, и это несмотря на действительно внушительный каст: на роли в «Карнавале…» подписались Джонни Депп (он сыграет сатану), Адам Драйвер, Джефф Бриджес (он изобразит Бога), Джейсон Момоа, Том Уэйтс, Эйса Баттерфилд и Эмма Лейрд. Режиссёр отметил, что все актёры согласились работать за существенные меньшие деньги, чем те, что они обычно получают, но пока этот акт благотворительности не обрёл практический смысл: в феврале в индустриальных СМИ появилась новость, что съёмки фильма начнутся в апреле, однако воз и ныне там. Гиллиам при этом видит в сюжете «Карнавала…» коммерческий потенциал: Это простая история о том, как Бог решил уничтожить человечество, стереть его с лица земли за то, что оно погубило Его прекрасный сад, это комедия! Где и когда мы начнём снимать? Спросите что полегче — пока это всё, что я могу сказать. Когда имеешь дело с концом света и тому подобными вещами, то приходится потратить чуть больше денег, чем обычно. Апокалипсис всегда стоил дорого. Режиссёр посетовал на то, что стандарты финансирования независимого кино, увы, не дотягивают до его творческих амбиций: Как независимому режиссёру, тебе приходится рассчитывать на бюджет до $10 миллионов, чтобы фильм был запущен в производство, но мои идеи стоят дороже. «Дон Кихот» стоил $20 миллионов, и я в конечном итоге смог его снять. Но это случилось не благодаря системному финансированию, а потому что вдруг появилась фея-крёстная, которая сделала последний решающий вклад. И я больше не знаю, как снимать фильмы дёшево, ведь мои идеи неизмеримо масштабнее. Я как бы угодил в западню между бюджетами независимого кино и бюджетами больших студийных постановок. Вот в чём главная ошибка моей жизни. Гиллиам считает, что иметь смелые идеи в условиях нынешнего кинопроизводства — непозволительная роскошь: Удручает тот факт, что если у тебя есть идеи, сильное мнение по какому-либо вопросу, что-то, что заставит людей думать, обсуждать или даже возмущаться тем, что сейчас происходит, — то для тебя это становится проблемой. Кажется, настало не слишком интересное время [для киноиндустрии]. Я смотрю нынешние фильмы, и они с технической стороны сделаны искусно, но они не пытаются изменить мой взгляд на мир. Они не шокируют меня. Не заставляют задуматься. И мне кажется, что именно это меня больше всего угнетает, заставляет чувствовать себя старым. <…> Я больше не хочу никаких конфликтов. Но киноиндустрия, продюсеры, инвесторы, студии — все они слишком нерешительны в наше время.
8 ИЮЛЯ

Режиссёр дня. Сыгравший в «Киностудии» Мартин Скорсезе посчитал, что его сцену можно снять лучше, но не вмешался в работу режиссёра
Мартин Скорсезе не так давно продемонстрировал пример уважения к работе коллег, когда оказался на съёмочной площадке чужого проекта в качестве актёра. Скорсезе сыграл сам себя в пилотном эпизоде сериала Эвана Голдберга и Сета Рогена «Киностудия». Режиссёр «Таксиста» и «Славных парней» появился в паре сцен вместе с Рогеном, который исполнил роль новоиспечённого главы студии. Персонаж Рогена покупает сценарий Скорсезе о секте «Храм народов» лишь для того, чтобы положить его в стол и не позволить мэтру снять фильм. Когда он сообщает об этом Скорсезе на вечеринке, тот отходит в сторонку. Плачущим его находит Шарлиз Терон, и, утешая режиссёра, выясняет у него причину расстройства. Сцена с Терон происходит в кадре на заднем плане, и чтобы её снять, сорежиссёру пилота Эвану Голдбергу понадобилось 10 дублей. Голдбергу стало интересно, о чём говорили, стоя в обнимку, Скорсезе и Терон, и он спросил об этом маэстро: Был момент, когда он и Шарлиз Терон шептались друг с другом, и нам потребовалось 10 дублей, чтобы его снять. И когда мы закончили, я его спросил: «О чём вы там шептались?» А он в ответ: «Я видел, что ты снимаешь [эпизод] неправильно, но не хотел быть режиссёром на заднем сиденье, так что ничего не сказал». Я сказал: «Ну, мы бы уделили этому время, но я признателен за то, что вы не стали устраивать нам взбучку». Голдберг с восторгом отозвался об актёрской игрой Скорсезе и признался, что они до последнего не верили, что мэтр согласится сняться в сериале: Сам факт, что он у нас появился… Мы же всё время думали: «Нет, он всё отменит. Это было бы чересчур замечательно. Чересчур исключительно. Он просто лучший». «Киностудия» — сатирический сериал о Голливуде, герой которого, только что возглавивший студию, мечтает вернуть на экраны кино уровня «Нового Голливуда». Но для этого ему сначала нужно выпустить блокбастер о напитке Kool-Aid и заработать на нём два миллиарда долларов.
8 ИЮНЯ

Над кем смеётесь? Как Сет Роген спасает Голливуд в сатирическом сериале «Киностудия»
Завершившаяся на прошлой неделе многосерийная комедия блестяще издевается над творческим кризисом, царящим в современном американском кино. KNMN задумывается о том, чего ждать, когда утихнет смех
5 ИЮНЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
10 самых шикарных поцелуев в истории кино
6 июля празднуется международный день поцелуя – и по такому случаю в KNMN уже подготовили для вас небольшой, но познавательный путеводитель по самым разным поцелуям в истории кинематографа. Читайте, просвещайтесь и, конечно, целуйтесь на здоровье!
6 ИЮЛЯ

Боевые президенты и битва за НАТО в «Главах государств» Ильи Найшуллера
10 ИЮЛЯ, 13:20

Море, солнце, маньяк и акулы в «Хищных тварях»
9 ИЮЛЯ

Фантасмагория повседневности и перемена национального характера в новом доксериале «Shifty» Адама Кёртиса
9 ИЮЛЯ