Рецензия на фильм «Разрушение»

В российском прокате — новый актерский бенефис Джейка Джилленхола в терапевтической мелодраме «Разрушение» Жан-Марка Валле. Дмитрий Гнедич разбирается, почему режиссеру «Далласского клуба покупателей» и «Дикой» не удалось повторить успех своих предыдущих работ.

«Белый воротничок» Дэвис Митчелл (Джейк Джилленхол) переживает смерть жены Джулии (Хезер Линд) в автомобильной катастрофе. Работа в инвестиционной компании тестя (Крис Купер) теряет смысл. Дэвис сдувает пыль с ящика с инструментами и пытается починить барахлящий холодильник, о котором за секунду до смерти говорила жена. Ремонт заканчивается летальным исходом для домашней техники, но мужчина получает неведомое раньше ощущение: теперь он хочет сломать и разобрать на детали буквально все.

Не менее одержим он исповедальными письмами в компанию, которая занимается торговыми автоматами, — о неисправности одного, что стоит в отделении интенсивной терапии, где Дэвис очнулся после аварии. После четвертого письма раздается телефонный звонок. Голос в трубке принадлежит работнице компании Карен Морено (Наоми Уоттс), матери-одиночке с проблемным подростком (Джуда Льюис) и скучным дружком-начальником, который не может помешать ее странному роману с Дэвисом.

«Разрушение» снял канадец Жан-Марк Валле. Тот самый, благодаря которому Мэттью МакКонахи и Джаред Лето разжились «Оскарами» за «Далласский клуб покупателей», а Риз Уизерспун и Лора Дерн — номинациями за «Дикую». Неизвестно, планировал ли Джейк Джилленхол, когда соглашался на роль в «Разрушении», побороться за «Оскар», но необходимый потенциал у проекта имелся. Джейк знал, куда вписался. Пронзительное драматическое соло здесь видно при простом пересказе синопсиса. Вот вам один из лучших актеров своего поколения на пике своих кондиций, а вот мужчина с посттравматическим синдромом за гранью нервного срыва, который снимает дорогой костюм (физически и метафорически), одевает удобный casual и кувалдой разносит прошлую жизнь.

Группа поддержки тоже вполне «оскаровского» калибра: жесткий, но справедливый Крис Купер, уютная Наоми Уоттс с «косяком» и маленький отважный Джуда Льюис, играющий мучительную сексуальную самоидентификацию. Каждый в отдельности и все вместе — безусловные актерские удачи, в каждой отдельной сцене хороши буквально все. Включая Валле, у которого, несмотря на полное отсутствие узнаваемого режиссерского стиля, определенно имеется и чувство ритма, и острый глаз. Идеальная команда четко отрабатывает каждую сцену, но, несмотря на все усилия, в итоге обреченно вязнет в плохом сценарии Брайана Сайпа.

Задуманная им душеспасительная терапия оборачивается не то чтобы профанацией, но набором из предсказуемых конфликтов, вялых душевных терзаний и неповоротливой осевой метафорой, улетевшей в название фильма. Парадоксально, но ни разу не сфальшивив, «Разрушение» так и не стал искренним. Можно предположить, что Валле не хватило простой человеческой душевности, но в режиссуре менее изобретательной «Разрушение» смотрелось бы приблизительно так, как выглядит другой фильм по сценарию Сайпа — ультимативное романтическое мыло «Выбор».

Поделиться