Рецензия на фильм Такаси Миике «Клинок Бессмертного»

На 51-м фестивале японского кино был показан новый, кажется, сотый фильм Такаси Миике «Клинок бессмертного». Максим Бугулов посмотрел тямбару и уверен, что режиссер остался верен себе.

Самурай Мандзи (Такуя Кимура) убивает своего вероломного господина и его телохранителей. Один из них приходился мужем Мати (Хана Сугисаки), сестре Мадзи, и смерть супруга пагубно сказалась на психике девушки. Чтобы сестра не закончила жизнь в канаве, самурай откладывает сэппуку на потом и пускается в бега. Но если за твою голову предложена достаточная награда, даже самый умелый ронин долго не протянет: отряд головорезов ловит беглецов, завязывается бой. Мати бездыханно лежит на земле, Мандзи тоже недолго осталось. Однако агония затягивается: проходящая мимо загадочная старушка заражает самурая кровяными червями, которые исцеляют любые раны, обрекая воина на мучительное бессмертие в мире, где его ничего не держит. Несколько десятилетий спустя та же самая старуха оказывается на пути юной Рин Асано (снова Хана Сугисаки), отца которой убили, а мать — изнасиловали фанатичные адепты кэндо. Рин, как две капли воды похожая на Мати, получает указания, где искать самурая, который поможет ей свершить правосудие.

«Клинок бессмертного» — отмеченная призами и признанием читателей манга Хироаки Самуры, уже экранизированная в виде 13-серийного аниме в 2008 году. Теперь подошла очередь серебряных экранов, и тут фильму повезло: за конвертирование манги в полнометражную ленту отвечал Такаси Миике. Впрочем, отношение к крайне плодовитому японскому режиссеру самое разное: кто-то считает Такаси трешоделом, иные — ремесленным «графоманом от кино», третьи находят у Миике артхаус. Правы одновременно все и в то же время — никто: вне зависимости от жанровых дефиниций, фильм Такаси Миике — это фильм Такаси Миике. И этого вполне достаточно для примерного представления о том, что вас ждет внутри.

Внутри же «Клинка бессмертного» свернулась змейкой уютная и, на первый взгляд, прямолинейная тямбара (отдельный жанр японского кинематографа, посвященный боям на мечах — прим. «Киномании»): главный (анти)герой Мандзи размахивает мечом, главный антагонист Кагехиса Аноцу (Фукуси Сота), похожий на вокалиста вижуал-кей-группы, тоже и размахивает мечом, а их соперники валятся аккуратными штабелями, изредка рассыпая отсеченные конечности. К слову, кровищи да расчлененки тут толком нет, и плашку «18+» явно ставили те, кто никогда не видели ни «Кинопробу», ни «Ичи-киллера». Когда персонажи не орудуют холодным оружием, то упиваются диалогами. Собственно, именно разговоры задают ленте темп, а по значению не уступают стилизации под тямбару: становится сложно не только рассматривать героев через черно-белую оптику, но даже выделить антагониста. Ранее я нарек этим статусом Аноцу, но то лишь условность: методы молодого мастера кэндо, конечно, запредельные, но его устремления и внутренние качества вызывают эмпатию. Это роднит «Клинок» не с более близкими по эпохе «13 убийцами» или «Харакири», а с дилогией «Вороны»: в ней у Миике так же царила доброта, а найти несимпатичных персонажей — задача, близкая к невыполнимой.

Можно пойти еще дальше и притвориться, что свежая картина мастера — это уран, и обогащать ее эпитетами да дифирамбами. Удобный путь, не грешащий против истины: симпатичные ракурсы, игры с цветом, колоритные персонажи, славная эпоха Сёгуната Эдо, самурайский фансервис, внушительное число актуальных для любого подтекстов и графическое рассуждение о вечных проблемах. Но все гораздо проще: «Клинок бессмертного» — это два с половиной часа Такаси Миике. Тем, кто знаком с творчеством постановщика, не нужно ни дополнительных слов, ни промо-материалов.

В рамках 51-м фестиваля японского кино «Клинок бессмертного» будет также показан в Санкт-Петербурге 7 декабря в 19:00 в кинотеатре «Родина».

Поделиться