Рецензия на фильм «Три могилы»

Лучшим другом фермера Пита Перкинса был мексиканский беженец Мелькиадес Эстрада, немногословный мужчина, любивший вспоминать родные края и отчий дом в деревушке Хименес. Однажды Перкинс дал слово похоронить Мелькиадеса в родовом гнезде. Кто мог знать, что обещанное придётся выполнять совсем скоро? По нелепой ошибке, патрульный пограничной службы Майк Нортон убивает Эстраду. Перкинс быстро находит обидчика (в приграничном городке все на виду), и, используя в качестве аргумента пистолет, предлагает Майку выкопать тело Мелькиадеса, дабы перезахоронить его именно там, где завещал сам покойный. Вместе они отправляются в длинное, трудное путешествие, цель которого – выполнить данное когда-то обещание.

Режиссёр-дебютант Томми Ли Джонс сделал ставку на актёрскую игру и качественный сценарий Гильермо Арриаги. Не прошло мимо этого факта и Жюри прошлогоднего Каннского кинофестиваля, где «Три могилы» были увенчаны в соответствующих номинациях. Автор многослойного «21 грамма» Арриага продолжает гнуть свою линию и здесь. Джонс прилежно копирует приём мозаичного построения, использованный до этого Алехандро Гонсалесом Иньяритту. Первые сорок минут фильма плавно и неторопливо вводят зрителя в курс дела. Короткие сцены-этюды вначале путают, но позже объясняют всё куда лучше классического линейного повествования, которое тоже будет иметь место в «Могилах», но лишь во второй части, когда зритель без запинки сможет ответить на вопросы «кто?», «что?» и «зачем?». Томми Ли Джонс умело акцентирует и выделяет необходимые для сюжета детали. В фильме их много, но все они работают на замысел, а потому не раздражают, не бросаются в глаза.

Чего ожидать от полнометражного режиссёрского дебюта повидавшего виды актёра? Сразу и не сформулируешь, но рассчитывать на крепкую, профессиональную работу, как правило, не приходиться. Это только на первый взгляд путь между «перед камерой» и «за камерой» исчисляется несколькими шагами. Удачные примеры можно пересчитать по пальцам. Попытку Томми Ли Джонса можно признать успешной. Он снял неброскую, но запоминающуюся историю о своеобразной одиссее двух уставших от жизни людей. В «Трёх могилах» нет однозначной и безапелляционной nota bene. Для кого-то таковой станет желание Пита Перкинса исполнить обещанное, кто-то обратит внимание на явную иносказательность второй половины фильма. При желании ряд возможных интерпретаций можно продолжить. Всё это, завуалированный комплимент режиссёру. В дебюте Джонса нет стремления к многозначности, но есть сама многозначность. Он просто со знанием дела выполнил свою работу – достойно визуализировал сценарий Гильермо Арриаги, что, учитывая сложность материала и отсутствие режиссёрского стажа, можно считать едва ли не подвигом. 

Поделиться