Жил да был в глухом лесу бедный дровосек со своей женой. Детей у них не было, все умерли в суровых обстоятельствах реальности, поэтому женщина не переставала молить богов, дабы те послали ей малыша. Однажды высшие силы сжалились над ней, она находит младенца у железной дороги. Правда, муж не рад такому подарку. Ведь опасно укрывать у себя еврейского ребенка во время Второй мировой войны. Да еще и кроху, выброшенного из поезда, мчащегося прямиком в Аушвиц.
Так начинается сказка про Холокост от Мишеля Хазанавичуса по книге Жан-Клода Грюмбера. Первый опыт работы оскароносного режиссера затянулся из-за пандемии, но в итоге лента смогла попасть в основную программу 77-го Каннского кинофестиваля, что для анимации редкость. Последний раз подобный прецедент был в 2008 году, когда анимационный док «Вальс с Баширом» наравне с игровыми фильмами боролся за Золотую пальмовую ветвь.
Хазанавичус в этом проекте раскрыл один из своих талантов. Оказалось, режиссер давно увлекается рисованием, поэтому он нарисовал дизайн персонажей, который все же пришлось адаптировать для возможности анимировать героев. Визуальный стиль картины вдохновлен работами русского художника Ивана Билибина, это особенно заметно в пейзажах. Сочетание приглушенной цветовой гаммы с орнаментикой и яркими акцентами отсылает к сказочным иллюстрациям русского живописца и напоминает ожившие гравюры, по которым бродят безымянные действующие лица. Но неподалеку от зимнего леса расположен лагерь смерти, сцены в котором выполнены больше в стиле экспрессионизма. Объединяется все визуально одной важной рифмой – белым снегом, переходящим в серый пепел из печей в Освенциме. Мир природы и ужасов концлагеря существуют бок о бок, а люди, живущие в лесных окрестностях, скорее не замечают или осознано закрывают глаза на то, что товарные поезда по железным путям везут по-настоящему ценный груз – человеческие жизни, но уже обреченные.
В мультфильме есть разделение на две сюжетные линии: история спасения маленькой девочки во время царящей нетерпимости и рассказ об ее отце, пережившем Холокост. Выбор экранизировать роман с помощью анимации – намеренный ход, создающий дополнительную дистанцию между зрителем и происходящим. С самого начала рассказчик, а озвучивает его Жан-Луи Трентиньян, погружает зрителя в аллегорический мир, где у персонажей вместо имен образные характеристики, а время и место действия не конкретизируется. Только по намекам, как талитi, в который завернута малышка, можно понять, что термином «бессердечные» называют евреев. После появлений кадров из Аушвица все становится еще мрачнее и суровее, а сказочность уходит на второй план. Правда, после драматической развязки, голос с небес напоминает нам: все это сказка, в которой все же говорят метафорами, но при этом показывают творящийся ужас в лагере. Причем рассказ про силу любви. И такой ход выбивает и смазывает финал, вновь выстраивая дистанцию со зрителем, проговаривая мораль всей истории и возвращая в аллегоричность притчи после буквальной демонстрации лагеря и жертв. Создается ощущение, что автор так занимает самую безопасную позицию, чтоб все правильно поняли гуманистический посыл произведения и усвоили уроки человечности.
Одним из главных достоинств ленты оказалась музыкальная партитура, написанная Александром Деспла. Герои в фильме немногословны, во многом история рассказывается через жесты и визуальные метафоры, а музыка комментирует происходящее и задает нужный эмоциональный импульс сцене. То мелодии сентиментальны и трогательны в лирических эпизодах, то задорные с юморным флером в бытовых зарисовках. Быстрые ноты в аккомпанементе главной музыкальной темы порой ассоциируется с кружащимся снегом, а иногда можно услышать пульсации, напоминающие биение сердца. Когда же начинается повествование в концентрационном лагере, то на смену стремительному движению в первой части приходят застывшие аккорды, которые сопровождает похоронный колокол. Особенно впечатляюще сделана кульминация: застывшие в немом крике лица показаны под статичное звучание, но поверх него звучит еврейская колыбельная, за которой можно услышать шум мчащегося поезда, одного из важных символов всей ленты.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
«Самый ценный груз» завораживает своей технической стороной и напоминает о базовых человеческих ценностях. Эксперимент Хазанавичуса оказался сказкой о стремлении к свету даже в самые темные времена, рассчитанной при этом на взрослую аудиторию из-за ужасающих сцен с жертвами концентрационного лагеря. Такая попытка рассказать о Холокосте в формате притчи выделяется на фоне других фильмов на эту тематику не благодаря радикальному высказыванию или переосмыслению, а все же с помощью самой анимации.