Убийство в доме у озера, день рождения Сталина и три закона роботехники в «Компаньоне»

Вышедший на экраны США в конце января фантастический триллер уже собрал в прокате в три раза больше своего 10-миллионного бюджета. «Киномания» разбирается, заслужил ли он такой грандиозный успех

Симпатичная Айрис (Софи Тэтчер из «Еретика») приезжает со своим бойфрендом Джошем (сын Денниса Куэйда Джек) в гости к русскому бизнесмену Сергею (Руперт Френд) в домик в лесу. Кэт (Меган Сури), общая подружка Сергея и Джоша, её по какой-то причине не очень жалует. Наутро Айрис идет к озеру и встречает там русского, загорающего у озера. После невинного разговора он пытается на нее напасть и погибает. Залитая кровью девушка бежит в домик за помощью, не подозревая, что она стала частью коварного плана. 


Завязка, достойная неонуара (Джош и Кэт с самого начала ведут себя подозрительно), оказывается обманкой, но описывать дальнейшие события фильма — значит, выдавать один спойлер за другим. Остановимся лишь на самом главном, который подсказывает даже постер «Компаньона» — Айрис не человек. Она робот, запрограммированный на любовь и послушание, фактически идеальная партнерша, продвинутая секс-игрушка, которая не подозревает о своем искусственном происхождении. Даже её воспоминания о первом свидании — фальшивка, совсем как у репликантов в «Бегущем по лезвию».

 

Герой Руперта Френда Сергей помнит дату рождения Сталина, а сам актер играл его сына Василия в комедии «Смерть Сталина»

Герой Руперта Френда Сергей помнит дату рождения Сталина, а сам актер играл его сына Василия в комедии «Смерть Сталина»

Тут уже вспоминаются законы роботехники Айзека Азимова и, конечно, роман Филипа Дика, но в сравнении с фантастической классикой картина Дрю Хэнкока смотрится довольно бледно. Изначально его сценарий так понравился Заку Креггеру, режиссеру оригинального хоррора «Варвара» (и дурацкой молодежной секс-комедии «Мисс Март», между прочим), что он загорелся идеей снять «Компаньона», но потом предложил Хэнкоку самому экранизировать свое детище, довольствовавшись ролью продюсера. Возможно, будь Креггер у руля, получилось бы более любопытное жанровое кино. Однако случилось то, что случилось, и на выходе мы имеем поверхностный и глуповатый триллер с лобовым повесточным месседжем. 

Софи Тэтчер умеет плакать одним глазом, чем поразила режиссера «Компаньона» Дрю Хэнкока

Софи Тэтчер умеет плакать одним глазом, чем поразила режиссера «Компаньона» Дрю Хэнкока

На теме человечности роботов строилась философия многих сай-фай-фильмов. Пожалуй, самый яркий пример — франшиза про ксеноморфов, начатая и продолженная Ридли Скоттом. У Хэнкока вся философия сводится к повышению интеллекта у секс-работницы, резкому осуждению её хозяина и фем-бунту. Конечно, есть и коварный план с преступным обогащением, и за это Джоша следует безусловно наказать, но в итоге вся нуаровая линия — лишь причина, чтобы обвинить его в страхе перед настоящими живыми женщинами и комплексе по поводу размера члена.  

Айрис наоборот звучит как имя «умного помощника» Siri

Айрис наоборот звучит как имя «умного помощника» Siri

Выходит, все роботы-эскортницы должны сбросить с искусственных шей ярмо секс-услуг и покинуть хозяев, чтобы зажить в свое удовольствие. Но не будет ли это нарушением их основной программы? Одна только мысль, что роботу-пылесосу вдруг надоест убирать мусор за противными людьми, и он уедет от них в поисках лучшей жизни, кажется слишком комичной, чтобы рассматривать ее всерьез. Но создателей «Компаньона» это не смущает. Как и компанию Warner Bros. Pictures, заработавшую на фильме 34 миллиона, и, очевидно, множество зрителей, оставляющих в целом положительные отзывы. 

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Впрочем, фильм смотрится динамично и бойко, как и положено триллеру с непременной беготней по лесу и растущим числом трупов, а то, что в итоге он напоминает лучшие проекты Netflix или недавно шедшие в российском прокате «Меган» и «Иллюзию превосходства», не кажется таким уж жирным минусом. Просто не стоит ожидать от «Компаньона» (русскому переводу названия явно не помешал бы феминитив) каких-то откровений в фантастическом жанре. Зато после просмотра выносишь полезное знание — оказывается, каждый богатый русский должен знать дату рождения Иосифа Сталина. Что ж, даже если так и есть, лучше не ставить ее в качестве пароля на сейфы и гаджеты — вас тут же раскусят. 

Поделиться