Утопая в роскоши: 6 фильмов с самыми дорогими декорациями

Утопая в роскоши: 6 фильмов с самыми дорогими декорациями
Было время, когда дороговизна кинопроизводства определялась не баснословными актерскими гонорарами и стоимостью компьютерной графики, а затратами на декорации. Вспоминаем самые роскошные картины в истории кинематографа.

«НЕТЕРПИМОСТЬ» (1916)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Почти трехчасовой эпик Дэвида Уорка Гриффита — не только признанный шедевр немого кино, но и в целом этапный фильм для мирового кинематографа. Гриффит снял сложную картину, действие которой разворачивается сразу в четырех исторических эпохах — от древнего Вавилонского царства до современной для Гриффита Америки 1910-х. К воссозданию Вавилона режиссер подошел со всей ответственностью и уговорил продюсеров потратить на декорации $2,5 миллиона — безумную для того времени сумму (это 47 сегодняшних миллионов — с учетом инфляции).

Большая часть этих денег ушла на реконструкцию опоясывавшей Вавилона знаменитой стены с сотнями колонн и замысловатой резьбой. Декорации «Нетерпимости» и сегодня потрясают, но владельцы компании Triangle Distributing Corporation, выпустившей фильм, вряд ли хоть раз помянули достоверность и масштабность декораций «Нетерпимости» добрым словом — Гриффит своим шедевром разорил студию.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Выдающийся пеплум, снятый Уильямом Уайлером по одноименному историческому роману Лью Уоллеса, знаменит тем, что завоевал рекордные 11 «Оскаров» — это достижение до сих пор не удалось превзойти ни одному фильму («Титаник» и «Властелин колец: Возвращение короля» его лишь повторили). Ну а своеобразной визитной карточкой ленты стала гонка на колесницах, в которой участвует главный герой в исполнении Чарльтона Хестона.

Сцену снимали в декорациях древнеримской арены. Режиссер Уайлер в конце 1950-х не имел возможности, как Ридли Скотт с его «Гладиатором» в 2000-м, реконструировать лишь фрагмент сооружения, а остальное дорисовать на компьютере. Так что иерусалимскую арену начала I века нашей эры пришлось воссоздать целиком в натуральную величину. Для этого потребовались 1000 рабочих, тонны белого песка, завезенного из Мексики, 15 тысяч человек массовки и 1 миллион долларов (примерно $8,5 млн нынешних с учетом инфляции). После съемок все декорации были разрушены. Но рискованное предприятие, в отличие от «Нетерпимости», увенчалось успехом: фильм должен был спасти от банкротства студию MGM и со своей задачей справился, собрав в прокате $70 миллионов при $15-миллионом бюджете.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

История древнеегипетской царицы Клеопатры — не менее известный голливудский пеплум, чем «Бен-Гур», и уж точно более дорогостоящий: на производство грандиозной четырехчасовой картины было потрачено $44 миллиона, что эквивалентно нынешним $400 миллионам. К сожалению, создатели фильма так и не признались, на какие конкретно декорации ушло больше всего денег, но гигантский бюджет говорит о том, что дорого тут абсолютно всё. О том, что финансов студия Fox не жалела, говорит хотя бы тот факт, что все сооружения Древнего Египта и Древнего Рима, продемонстрированные в кадре, были построены в натуральную величину. Более того, в Лондоне, где начали снимать фильм, в определенный момент для декораций просто не хватило места, и только по этой причине съемочной группе пришлось перебраться в Рим.

Правда, вся эта красота едва не обанкротила Fox (в прокате «Клеопатра» собрала намного меньше, чем от нее ждали — всего $58 миллионов), зато запомнилась невероятной роскошью и, конечно же, ярким дуэтом Элизабет Тейлор и Ричарда Бертона.

«ЛИЦО СО ШРАМОМ» (1983)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Став кокаиновым королем Майами, кубинский беженец Тони Монтана (Аль Пачино) окружил себя королевской роскошью, включая живых тигров, реликтовый сад и бассейны размером с небольшой стадион. В декорациях гангстерской ленты Брайана Де Пальмы демонстрируются потрясающие коллекции керамического гранита и натурального мрамора, которые украшают дворец Монтаны. Правда, вкус у бандита-нувориша сильно хромает, поэтому перебор чувствуется во всем — от аляповатой позолоченной лепнины до вычурного тронного зала.

Но самое интересное, что создатели картины не поскупились и действительно испортили дорогие интерьеры, снимая заключительную эпохальную сцену перестрелки. Выстрелы по-настоящему разносили в пыль мраморные лестницы и украшенные элитным декором стены. Бюджет на пострадавшие декорации дворца составил более $1 миллиона, что по тем временам составляло весьма приличную сумму (сейчас дворец Тони Монтаны со всеми его роскошествами стоил бы $3 миллиона — за эти деньги в США можно купить самый настоящий шикарный особняк).

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В свое время этот постапокалиптический аттракцион наделал много шума благодаря тому, что провалился в прокате, собрав во всем мире лишь $264 миллиона при $175-миллионном бюджете. Однако спустя время, как это нередко происходит, в «Водном мире» разглядели впечатляющее зрелище (что-то вроде «Безумного Макса» в океане) — и фильм стал культовым.

Любопытно, что изначально студия Universal планировала затратить на производство ленты всего $100 миллионов, но не тут-то было: режиссер Кевин Рейнольдс и главная звезда проекта Кевин Костнер задумали нечто грандиозное и в смету не уложились. На строительство 1000-тонного плавучего города, имеющего 400 м в окружности (представьте себе стандартную беговую дорожку стадиона), пришлось дополнительно выделить $75 миллионов. Сооружение возвели у побережья Гавайев, израсходовав все запасы стали на островах — это был натуральный логистический кошмар. Зато ничего подобного в мировом кинематографе ни до, ни после не было! А если когда-нибудь создадут что-то еще более монструозное, то наверняка это будет сделано посредством компьютерной графики — в современном кино ни одна студия не раскошелится на постройку столь массивной декорации из реальных материалов.

«ТИТАНИК» (1997)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Снятая с невиданным размахом историческая мелодрама Джеймса Кэмерона в особых представлениях не нуждается — она завоевала 11 «Оскаров», повторив рекорд «Бен-Гура», и на протяжении 12 лет удерживала первое место в списке кассовых фильмов в истории с суммой в $2,2 миллиарда. Словом, вышла отличная иллюстрация поговорки «Кто не рискует, тот не пьет шампанское»: вложив в проект $200 миллионов, студии Paramount и Fox, несмотря на скептическое отношение многих к «Титанику» и прогнозируемый аналитиками кассовый провал, не прогадали — это мягко говоря.

Какая часть из этих двух сотен миллионов была потрачена исключительно на декорации? Информация засекречена, но кое-что нам все-таки известно. Например, только на строительство студии в Мексике (с нуля), способной вместить копию фрагмента «Титаника» в 90% от натуральной величины, ушло $20 миллионов — просто все имеющиеся американские павильон оказались для такой махины малы. Добавьте к этому затраты на строительство самой этой копии, а также на реконструкцию роскошных интерьеров самого большого, комфортного и смертоносного лайнера в истории человечества — и ведь почти всю эту красоту пришлось уничтожить во время съемок крушения и затопления «Титаника»!

Поделиться