НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
ДОБАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ

Спартак

Spartacus

Ссылка на сайт или наименование ресурса, подтверждающего верность информации
Сообщить об ошибке

Спартак

Spartacus

Ссылка на сайт или наименование ресурса, подтверждающего верность информации
  • _
    • Рейтинг «Киномании»
    • Оценок: 7
  • _
    • Рейтинг IMDb
    • Оценок: _
  • _
    • Рейтинг «КиноПоиска»
    • Оценок: _
Поставьте свою оценку
Ваш рейтинг
О ФИЛЬМЕ

Режиссер рассказывает в своей знаменитой картине историю отчаянного раба - гладиатора Спартака, его возлюбленной Варинии и честолюбивого римского полководца Красса. Непреодолимая тяга к свободе заставляет Спартака поднять легендарное восстание рабов, ставшее важнейшей вехой мировой истории. Грандиозные съемки, умопомрачительные батальные сцены и непревзойденное мастерство классика - постановщика картины Стэнли Кубрика - сделали этот фильм настоящей жемчужиной в сокровищнице мирового кинематографа. Картина была удостоена четырех премий Американской Киноакадемии "Оскар".





ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ «Спартак»

* Оригинальная версия фильма включала в себя сцену, где Марк Лициний Красс (Лоуренс Оливье) пытается соблазнить Антония (Тони Кертис), но Производственная Администрация по Вопросам Морали и Национальный легион приличия были против этого. В то же время Джеффри Шарлок, представитель цензуры, предположил, что если бы в этой сцене в упоминании о предпочтении устриц и улиток были указаны трюфели и артишоки, то это помогло бы ее пропустить. В итоге сцена была вырезана, но в 1991 году ее восстановили в отреставрированной версии фильма. Звуковая дорожка от нее была утеряна, поэтому было необходимо перезаписать диалоги. Кертис мог повторить свои реплики, но Оливье к тому времени умер. Джоан Плоурайт, его вдова, помнила, что Энтони Хопкинс имел очень точное представление об Оливье, и она посоветовала его команде по реставрации фильма. Они связались с Хопкинсом, и он согласился озвучить реплики Оливье в этой сцене. За это ему была выражена благодарность в финальных титрах восстановленной версии 


* Оператор Расселл Метти ушел со съемок, жалуясь, что Стэнли Кубрик не давал ему делать его работу. Метти привык к тому, что режиссеры позволяли ему снимать так, как он считал нужным, лишь иногда давая ему указания. Кубрик же сам был профессиональным оператором и привык самостоятельно снимать свои фильмы. В итоге большую часть операторской работы выполнил КубрикМетти жаловался на это вплоть до выпуска фильма и в какой-то момент даже просил, чтобы его имя удалили из титров. Но оно было оставлено, и поэтому, когда фильм выиграл премию Американской киноакадемии за лучшую операторскую работу, награда досталась Метти, хотя он выполнил лишь малую ее часть. 

* У Стэнли Кубрика не было возможности контролировать написание сценария, который, по его мнению, был полон глупого морализаторства. После съемок «Спартака» Кубрик держал под полным контролем все аспекты работы над своими фильмами. 

* Некоторое время студия не хотела отмечать в титрах имя Далтона Трамбо, находящегося в черном списке Голливуда. Но Стэнли Кубрик сказал, что он в любом случае этого добьется. Кирк Дуглас был так потрясен попытками Кубрика отвоевать для кого-то право появления в титрах, что он воспользовался своим влиянием для того, чтобы Трамбо получил должное. И его действия оказались настолько эффективными, что помимо этого Трамбо также был исключен из черного списка. 

* Спустя 30 лет после съемок Джин Симмонс встретила работающую в киноиндустрии дублершу, оказавшуюся тем самым ребенком, которого Симмонс держала на руках в фильме. 

* Реплика «Я — Спартак!» находится на 64 месте в списке «100 лучших фраз в истории кино» по версии журнала Premiere за 2007 год. 

* Шум толпы, приветствующей Спартака на самом деле является записью с футбольного матча на стадионе Spartan в 1959 году. Это домашний стадион команды Spartans Мичиганского государственного университета в Ист-Лансинге, штат Мичиган. В этой игре Spartans разбили Notre Dame со счетом 19-0. 

Стэнли Кубрик был нанят на должность режиссера после того, как Кирк Дуглас сильно поругался с его предшественником Энтони Манном. По словам Питера Устинова, сцены на соляных копях стали единственными кадрами, которые Манн успел снять. 

* Для того чтобы привлечь такое количество известных актеров на второстепенные роли, Кирк Дуглас показывал каждому из них разные сценарии, в которых подчеркивался именно их персонаж. 

* Гедда Хоппер и Джон Уэйн, два лидера право-настроенной части Голливуда, публично осудили фильм как «марксистскую пропаганду» еще до того, как он был выпущен в прокат. Отчасти это произошло потому, что в титрах была отмечена работа сценариста Далтона Трамбо, обозначенного под собственным именем, а не под именем «подставного лица» или псевдонимом. В то время он был черном списке Голливуда из-за того, что являлся членом Коммунистической партии США за 10 лет до этого. 

* Практически все время производства картины было крайне несчастливым для Кирка Дугласа. После капитальной ссоры с режиссером Энтони Манном, в итоге выбывшим из проекта, Дуглас попросил занять это место Стэнли Кубрика, с которым они проработали три года на съемках фильма «Тропы славы» (1957). Работать с Кубриком оказалось так же непросто. После съемок Дуглас заявил, что больше никогда не сотрудничал бы с Кубриком, если бы у него была такая возможность. Он часто говорил о том, что он жалеет об увольнении Манна с должности режиссера. И когда он был приглашен в «Героев Телемарка» (1965), он выдвинул условие, что согласится на роль, только если фильм будет режиссировать Энтони Манн

Тони Кертис, уставший от долгих и изматывающих съемок, спросил Джин Симмонс: «С кем нужно переспать, чтобы убраться с этой картины?». По одной из версий Симмонс на это ответила ему: «Когда узнаешь, дай мне знать». 

Питер Устинов, сыгравший Лентула Батиата и получивший «Оскар»  за лучшую мужскую роль второго плана, — единственный, кто получил эту премию за роль в фильме Стэнли Кубрика. А наибольшее количество номинаций в свое время получил Питер Селлерс

* Хотя во многих обзорах были отмечены расхождения между сюжетом фильма и историей, многие персонажи имеют в качестве прообразов реальных исторических фигур, например, Спартак (ум. в 71 году до н.э.), Марк Лициний Красс (ум. в 53 году до н.э.) и Гай Семпроний Гракх (ум. в 121 году до н.э.). Как и показано в фильме, Спартак был фракийским рабом, который организовал восстание в школе гладиаторов в Капуе, в конечном счете подавленное Крассом. Красс сотнями распинал мятежников. Спартак был убит в битве, а не пленен и распят, как показано в фильме. После победы Красс заключил триумвират меду Римом, Помпеями и Юлием Цезарем. Гракх жил за несколько десятилетий до этого и в свое время помогал организовать движение выступавших за социальные реформы. Эти реформы действовали всего несколько лет, а потом были отменены. Он был убит во время массовых беспорядков в знак протеста против их отмены. А военачальник Красс был убит парфянами после его поражения в битве при Каррах: они влили ему в горло расплавленное золото, символ его огромного богатства. 

* Хотя маловероятно, что Марк Красс и Спартак говорили друг с другом в реальной жизни, как показано в фильме, в биографии Плутарха упоминается, что в последней битве Третьей войны с рабами Спартак пытался самолично лишить Красса жизни, но был убит его личной гвардией. Так что вполне вероятно, что они встречались друг с другом. 

Лоуренс Оливье, изучая историю римлян во время подготовки к съемкам, узнал, что они ездили верхом без седел, поэтому в конных сценах Оливье решил ездить на неоседланной лошади. Это оказалось большой помехой для съемок, так как ничто не придавало ему устойчивости и он шатался при малейшем движении лошади. В конце концов, Кубрик заставил Оливье сниматься в этих сценах сидя на стремянке. 

* Диалог Гракха о том, что полнота красит человека, написал Питер Устинов. Он не мог понять, как неряшливый Батиат, выходец из низшего класса, может быть другом высокопоставленного политика Гракха, пока не решил, что их связала их полнота. 

Кирк Дуглас, сопродюсер фильма (действующий через свою компанию Bryna Productions), настоял на том, чтобы нанять для работы над фильмом сценариста Далтона Трамбо, находящегося в черном списке Голливуда. Нанятый им же Питер Брокко, исполняющий роль второго плана, также находился в этом списке. 

* Ряд сцен с участием Питера Устинова и Чарльза Лоутона были переписаны Устиновым после того, как Лоутон отклонил оригинальный сценарий. 

Кирк Дуглас, убежденный сионист, хотел, чтобы в фильме параллельно отображалась история еврейского народа. В этом ему противостоял сценарист Далтон Трамбо, который был заинтересован в том, чтобы сделать фильм комментарием к современной политической обстановке и Холодной войне. 

* От роли Варинии отказались Ингрид БергманЖанна Моро и Эльза Мартинелли. В итоге ее должна была сыграть Сабина Бетманн, однако, когда Кубрик пришел в проект, он уволил эту актрису и вновь пригласил Джин Симмонс, кандидатура которой поначалу была отклонена, потому что актеры с британским произношением в этом фильме играли римлян. 

* Часть фильма, где всадники скачут по мраморным ступеням, снималась в замке Уильяма Рэндольфа Херста, Сан Симеон. Также там были сняты несколько сцен из «Крестного отца» (1972). 

* Обладатель премии «Оскар» Джордж Кеннеди дебютировал в этом фильме в роли одного из солдат, который к концу фильма заявляет, что он — Спартак. 

Стэнли Кубрик потратил 40 тысяч долларов на съемку лагеря гладиаторов. На краю съемочной площадки, граничащей с автострадой, был возведен 38-метровый асбестовый занавес для того, чтобы заснять сцену пожара в лагере, организованную в сотрудничестве с полицией и пожарной службой Лос-Анджелеса. В документах студии указано, что из итальянских музеев были заимствованы 5 тысяч комплектов формы и 7 тонн доспехов и вооружения, и что каждый из 187 голливудских каскадеров обучался ведению боя по правилам гладиаторов. Современные источники отмечают, что в производстве этой сцены было занято около 10 с половиной тысяч человек. 

* В сцене, где Гракх был признан виновным в организации восстания против Рима, Красс (Лоуренс Оливье) говорит: «В каждом городе и провинции составлен список неверных». На самом деле это камень в огород Джозефа МакКарти от сценариста Далтона Трамбо (одного из десяти, занесенных в черный список Голливуда). Предполагалось, что это заденет цензоров, так как на момент выхода фильма, черный список все еще действовал. 

Кирк Дуглас был неуверен насчет кандидатуры Джин Симмонс на роль Варинии, так как она была британской актрисой; на роль рабов в этом фильме приглашались американские актеры, в то время как британцы играли римлян. Дуглас хотел, чтобы Варинию сыграла немка (как было и в романе Говарда Фаста), но никого подходящего он так и не нашел, и поэтому взял на эту роль Симмонс

* Сэр Питер Устинов шутил о своей дочери, родившейся во время начала съемок и ходившей в детский сад к тому моменту, когда они закончились, что на вопрос, чем занимается ее папа, она должна отвечать, что Спартаком. 

Кирк Дуглас описал этот фильм как историю любви: «Любовь господствует на протяжении всего фильма — это любовь между Спартаком и Варинией, любовь среди мужчин; кроме того сам бунт основан на любви к свободе и человечеству». 

Кирк Дуглас хотел исполнить роль Бен Гура, но режиссер фильма Уильям Уайлер хотел, чтобы ее сыграл Чарлтон ХестонДугласу предложили роль антагониста Мессалы, но он не согласился на «роль похуже», и она в конечном итоге досталась Стивену Бойду. Позже Дуглас признался, что он снял «Спартака» для того, чтобы доказать Уайлеру и его компании, что его эпический фильм о римлянах сможет соперничать с «Бен-Гуром» (1959). Однажды он сказал: «Это желание заставило меня вести себя по-детски, мол, я вам покажу, что к чему». 

* Во время съемок Лоуренс Оливье давал Тони Кертису советы о том, как лучше сыграть, а Кертис в свою очередь помогал ему улучшить свою физическую форму. 

* Фильм находится на пятом месте в десятке лучших эпических фильмов по версии Американского института кино. 

* По словам продюсера Джеймса Б. ХаррисаСтэнли Кубрик несколько раз видел, как Чарльз ЛоутонПитер Устинов и Лоуренс Оливье что-то шепчут друг другу. Опасаясь, что они сплетничают о нем, он подслушал, что они говорят, и оказалось, что они просто начитывают друг другу сценарий. 

* Сцена финальной битвы рабов поначалу должна была перемежаться со сценой рождения ребенка Варинии, чтобы продемонстрировать контраст между разрушением и созиданием. Но эта идея была пересмотрена по причине нехватки хронометража. 

Ричард Фарнсуорт и пятеро других каскадеров, работавших в течение всех съемок, появляются в фильме как работающие на соляных копях рабы, гладиаторы и военачальники армии рабов. 

* Вариния не могла быть с Британских островов в 70 году до н.э., когда происходят описанные события, потому что Рим начал их завоевание только в 54 году до н.э. 

* Писатель Говард Фаст резко воспринял идею Кирка Дугласа сделать Спартака способным зубами изувечить охранника и утопить тренера в супе. Спартак, описанный в книге как мягкая и сострадающая личность, по его мнению, не был на такое способен. Но Дуглас говорил, что жестокость — это необходимая черта для лидера восстания, и утверждал, что он постарался продемонстрировать в фильме в равной степени как жесткие, так и мягкие черты героя. 

Чарльз Лоутон много раз грозился подать в суд на Кирка Дугласа в течение съемок фильма. Это причина, по которой Дуглас считал Лоутона тщеславным и неуравновешенным: угрозы так и не были реализованы. 

* Предполагалось, что режиссером станет Дэвид Лин, но он отклонил это предложение. Лоуренс Оливье также отказался от места режиссера, потому что не считал возможным совмещать режиссуру с исполнение одной из главных ролей. 

Кирк ДугласЛоуренс ОливьеЧарльз Лоутон и Питер Устинов вносили свои изменения в сценарий, для того, чтобы усовершенствовать роли своих персонажей. Некоторые из них сохранены в фильме, но большинство из них к ужасу актеров не были приняты во внимание, из-за чего между ними происходили постоянные столкновения. 

* Для того, чтобы привести Вуди Строда в нужное настроение для съемок сцены, где он и персонаж Кирка Дугласа ждут начала боя, режиссер давал актеру слушать концерт Прокофьева. Таким образом, он получил именно тот визуальный отклик, которого ждал. 

Чарльз Лоутон и сэр Питер Устинов репетировали свои сцены, чтобы правильно воспроизвести взаимопонимание, существующее между Гракхом и Батиатом. Иногда Стэнли Кубрик наблюдал за ними и затем снимал эти сцены так же, как они играли их на своих репетициях. 

Кирк Дуглас в роли Варинии хотел видеть Жанну Моро, но она была в Париже и не уехала бы оттуда ради съемок. 

* Хотя в фильме и книге рассказывается иначе, на самом деле Спартак родился свободным во Фракии (эта территория сейчас разделена между Грецией, Болгарией и Турцией). Возможно, он служил во фракийской армии или даже в армии Рима, сражавшейся в Македонии (Рим часто вербовал солдат побежденных армий в свою собственную). Считается, что он либо попал в плен, либо дезертировал, а затем был пойман (это зависит от того, на чьей стороне он все-таки воевал). После этого он был продан в рабство.   

* Это один из трех фильмов, выигравший «Золотой глобус» в номинации лучший фильм-драму и не получивший номинацию на премию «Оскар» как лучший фильм. Два других фильма — «К востоку от рая» (1955) и «Кардинал» (1963). 

* Сценарист Далтон Трамбо изначально хотел, чтобы Universal наняла Орсона Уэллса на роль пирата Тиграна Леванта. Но в конечном итоге ее сыграл Герберт Лом

Тони Кертис порвал ахиллово сухожилие во время игры в теннис с Кирком Дугласом, и ему наложили гипс от пятки до колена. Из-за этого съемка сцен с ним была отложена до тех пор, пока его нога не зажила.



Трейлеры 1

Трейлер

Добавлен: 2020.03.28 23:21:35

Комментировать
НОВОСТИ О ФИЛЬМЕ

Легенде Голливуда было 103 года.

Сегодня исполняется сто лет с дня рождения Роберта Олдрича – одного из лучших жанровых режиссеров 50-60-х годов, которого французские критики из Cahiers du Cinema записали в авторы уровня Хичкока и Брессона и нежно прозвали «Большим Бобом». «Киномания» вспоминает главные работы создателя «Грязной дюжины».

В честь 90-летия Стэнли Кубрика, вспоминаем материал, подготовленный Дмитрием Гнедичем, о неснятых фильмах мастера. 

ДОБАВИТЬ РЕЦЕНЗИЮ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер