Вчера, 4 июля, не стало выдающегося иранского режиссера Аббаса Киаростами — центральной фигуры иранской «новой волны», обладателя наград Каннского и Венецианского кинофестивалей, поэта, художника и фотографа. Менее двух недель назад Киаростами исполнилось 76 лет.
Киаростами жил и работал в родном Иране, не покинув страну даже после Исламской революции 1979 года. На его счету более сорока работ. Среди самых громких — трилогия «Кокер» («Где дом друга?», «Жизнь и ничего более» и «Сквозь оливы»), «Крупный план» 1990 года, «Вкус вишни», удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1997 года, и «Нас унесет ветер» 1999 года (приз жюри и ФИПРЕССИ в Венеции).
В год выхода «Вкуса вишни» ЮНЕСКО наградил режиссера золотой медалью имени Федерико Феллини за вклад в мировой кинематограф. Все нулевые Киаростами собирает урожай почетных премий на кинофестивалях в разных уголках Земли, но не останавливается как режиссер, продолжая снимать кино. «Копия верна» 2010 года удостаивается двух призов Каннского кинофестиваля (один из них уходит Жюльет Бинош — за лучшую женскую роль). Последней полнометражной работой мастера стала снятая в Японии история «Как влюбленный», премьера которой тоже состоялась в Каннах.
С марта этого года Аббас Киаростами находился в тяжелом состоянии, причиной которого была онкологическое заболевание.
Менее недели назад Американская киноакадемия пригласила режиссера в свои ряды.
Вот как отреагировал на смерть своего коллеги Мартин Скорсезе: « Я был глубоко потрясен и опечален, когда услышал о смерти Аббаса Киаростами. Он был одним из немногих художников с особенным пониманием мира, которое когда-то охарактеризовал Жан Ренуар: "Реальность — это всегда магия". Для меня в этом весь Киаростами, все его работы. Его работы называют "минималистскими", но на самом деле — наоборот: каждая терпеливо и изящно снятая сцена во "Вкусе вишни" или "Где дом друга?" полна красоты и удивления. Я знал Аббаса последние десять или пятнадцать лет. Он был совершенно особенным человеком: тихим, элегантным, скромным и при этом четким и очень внимательным — он замечал буквально все. Наши пути очень редко пересекались, но я был искренне рад, когда это случалось. Он был настоящим джентльменом и одним из величайших художников нашего времени».
Аббас Киаростами: 1940-2016
Вчера, 4 июля, не стало выдающегося иранского режиссера Аббаса Киаростами — центральной фигуры иранской «новой волны», обладателя наград Каннского и Венецианского кинофестивалей, поэта, художника и фотографа. Менее двух недель назад Киаростами исполнилось 76 лет.
5 ИЮЛЯ 2016

Далее по теме

Воспоминание дня. Стивен Спилберг был разочарован, не увидев себя среди номинантов на «Оскар» за режиссуру «Челюстей»
50 лет назад, 20 июня 1975 года, на экраны вышел фильм Стивена Спилберга «Челюсти», который стал культовым и навсегда изменил киноиндустрию, открыв эру блокбастеров. Кроме того, картина получила три «Оскара» (за музыку, монтаж и звук) и даже была номинирована на премию Академии в категории «Лучший фильм» — и это в ту эпоху, когда в этой номинации было всего 5 картин, а не до 10, как сейчас. Вот только самому Спилбергу тогда с «Оскаром» не повезло: молодой постановщик рассчитывал на номинацию в категории «Лучший режиссёр», но, увы, среди претендентов его не было. 29-летнему Спилбергу Академия предпочла более опытных и именитых: в 1976-м на режиссёрский «Оскар» были номинированы Милош Форман («Пролетая над гнездом кукушки»), Стэнли Кубрик («Барри Линдон»), Сидни Люмет («Собачий полдень»), Роберт Олтман («Нэшвилл») и Федерико Феллини («Амаркорд»). В интервью для документального фильма National Geographic к 50-летию «Челюстей» Спилберг вспомнил о своих обманутых ожиданиях: Когда вот-вот объявят номинации, важно не столько то, на что ты рассчитываешь сам, сколько то, что, по словам других, тебе причитается. Так что я просто понял: «Думаю, меня номинируют». И когда этого не произошло, я был удивлён. И разочарован. Потому что я поверил во всю эту шумиху, а верить в неё нельзя. Свою первую номинацию на режиссёрский «Оскар» Спилбергу пришлось ждать недолго — уже в 1978-м он претендовал на премию Академии за постановку сайфая «Близкие контакты третьей степени». А вот первый «Оскар» в этой категории режиссёр получил лишь в 1994 году — за «Список Шиндлера». Спустя пять лет он повторил успех, завоевав статуэтку за режиссуру «Спасти рядового Райана». Последнюю на сегодняшний день (и девятую в карьере) номинацию на «Оскар» за режиссуру Спилберг заработал в 2023-м — за «Фабельманов».
19 ИЮНЯ

Драконы, маги, отцеубийство и мировая разруха в «Сказаниях Земноморья»
Романы Урсулы Ле Гуин известны во всем мире уже более полувека, но их экранизации при этом почему-то не складываются. Одна из немногочисленных попыток принадлежит студии Ghibli: казалось бы, что могло пойти не так? Что именно, рассказывает KNMN по случаю выхода картины в повторный прокат
16 ИЮНЯ

Режиссёр дня. Сыгравший в «Киностудии» Мартин Скорсезе посчитал, что его сцену можно снять лучше, но не вмешался в работу режиссёра
Мартин Скорсезе не так давно продемонстрировал пример уважения к работе коллег, когда оказался на съёмочной площадке чужого проекта в качестве актёра. Скорсезе сыграл сам себя в пилотном эпизоде сериала Эвана Голдберга и Сета Рогена «Киностудия». Режиссёр «Таксиста» и «Славных парней» появился в паре сцен вместе с Рогеном, который исполнил роль новоиспечённого главы студии. Персонаж Рогена покупает сценарий Скорсезе о секте «Храм народов» лишь для того, чтобы положить его в стол и не позволить мэтру снять фильм. Когда он сообщает об этом Скорсезе на вечеринке, тот отходит в сторонку. Плачущим его находит Шарлиз Терон, и, утешая режиссёра, выясняет у него причину расстройства. Сцена с Терон происходит в кадре на заднем плане, и чтобы её снять, сорежиссёру пилота Эвану Голдбергу понадобилось 10 дублей. Голдбергу стало интересно, о чём говорили, стоя в обнимку, Скорсезе и Терон, и он спросил об этом маэстро: Был момент, когда он и Шарлиз Терон шептались друг с другом, и нам потребовалось 10 дублей, чтобы его снять. И когда мы закончили, я его спросил: «О чём вы там шептались?» А он в ответ: «Я видел, что ты снимаешь [эпизод] неправильно, но не хотел быть режиссёром на заднем сиденье, так что ничего не сказал». Я сказал: «Ну, мы бы уделили этому время, но я признателен за то, что вы не стали устраивать нам взбучку». Голдберг с восторгом отозвался об актёрской игрой Скорсезе и признался, что они до последнего не верили, что мэтр согласится сняться в сериале: Сам факт, что он у нас появился… Мы же всё время думали: «Нет, он всё отменит. Это было бы чересчур замечательно. Чересчур исключительно. Он просто лучший». «Киностудия» — сатирический сериал о Голливуде, герой которого, только что возглавивший студию, мечтает вернуть на экраны кино уровня «Нового Голливуда». Но для этого ему сначала нужно выпустить блокбастер о напитке Kool-Aid и заработать на нём два миллиарда долларов.
8 ИЮНЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ

Любовный треугольник, транзакции, разум и чувства в «Материалистке»
19 ИЮНЯ

Клоуны-убийцы против молодёжи и ряды кукурузы в «Кровавом урожае»
19 ИЮНЯ

Лазурный берег, беззаботное лето и ревность в драме «Здравствуй, грусть»
18 ИЮНЯ