После октябрьского рекорда (все фильмы проката освоили $820 миллионов — впервые в истории сборы октября преодолели $800-миллионную планку) американский бокс-офис продолжает радовать прокатчиков, не сбавляя оборотов — в минувшие выходные отлично стартовал мультфильм Universal и студии Illumination («Миньоны») «Гринч». Анимационная версия рождественской сказки Доктора Сюсса заработала, по предварительным подсчетам, $66 миллионов с 4141 кинотеатра, что на $4 млн больше, чем прогнозировали аналитики бокс-офиса. Это третий старт в истории для мультфильмов, вышедших в ноябре: $75-миллионный «Гринч» уступил лишь двум диснеевским релизам — $92-миллионной «Суперсемейке» от Pixar ($70,5 млн за премьерный уикенд) и $150-миллионному «Холодному сердцу» ($67,4 млн).
Предыдущее явление зеленого вредителя народу тоже состоялось в ноябре — только 18 лет назад: в 2000-м игровое семейное кино «Гринч — похититель Рождества» с Джимом Керри в титульной роли взял на старте $55,1 млн с 3127 площадок и в итоге заработал дома $260 миллионов (105 место в списке самых кассовых фильм всех времен в американском прокате), а за пределами Северной Америки — $85,1 млн. У нового анимационного «Гринча» есть неплохие шансы обойти предшественника, который занимает, кстати, вторую строчку в списке самых успешных рождественских фильмов в домашнем прокате — между home invasion-комедией «Один дома» ($285,8 млн) и «Полярным экспрессом» ($186,5 млн).
Правда, особого восторга зрители, судя по рейтингам, не испытали: да, аудитория первого дня оценила «Гринча» достаточно высоко (на «А-», по данным CinemaScore), но на RottenTomatoes зрительская свежесть не дотянула до 70 процентов (69%), а на IMDb у мультфильма — 6,3 балла из 10. Впрочем, и у игровой версии с Керри соответствующие показатели были не очень (55% зрительской свежести на «Томатах» и 6,1/10 на IMDb).
Критики разделились на два примерно равных лагеря с противоположными оценками: на RottenTomatoes у «Гринча» 55% положительных рецензий, на Metacritic — 50 баллов. Словом, все будет зависеть от второго уикенда, однако заблаговременный выпуск в прокат сулит мультфильму достойные сборы — поводов для семейного похода в кино в ближайшие два месяцев будет достаточно (помимо Рождества, это еще и грядущий День Благодарения).
Уступившая лидерство «Богемская рапсодия» (Fox) может утешиться тем, что всего за 10 дней проката добралась до $100-миллионного рубежа: во второй уикенд байопик, просев всего на 39,6%, заработал $30,9 млн (столько ему и пророчили). У фильма по-прежнему высокая наработка — $7713: это вдвое больше, чем у «Оверлорда», стартовавшего с третьей позиции. За пределами Северной Америки тоже активно любят Queen — в зарубежной кассе фильма уже $185,3 млн.
«Оверлорд» от Paramount и компании Джей Джея Абрамса Bad Robot заработал $10,1 млн с 2859 кинотеатров (наработка с площадки — $3533). Студия рассчитывала на более удачный старт, однако $38-миллионную стилизацию под нацисплотейшн-хоррор довольно сумбурно раскручивали и, судя по премьерным сборам, дезориентировали потенциальную целевую аудиторию — причем жонглирование сомнительными маркетинговыми идеями началось еще на раннем этапе производства, когда прошел слух, что «Оверлорд» станет очередным фильмом вселенной «Кловерфилд». (Видимо, к этой тематической франшизе теперь будут автоматически относить вообще любой продюсерский проект Абрамса — если это не «Звездные войны» и не «Звездный путь».) Когда выяснилось, что никакого отношения к «Кловерфилду» картина не имеет, интерес к ней, по-видимому, пошел на убыль — в противном случае у «Оверлорда» были шансы на более убедительный дебют («Кловерфилд, 10», например, получил на полтысячи стартовых площадок больше и заработал в премьерные выходные $24,8 млн).
Впрочем, не исключено, что фильм порадует Paramount относительно долгим прокатом — то есть медленным, но верным набором кассы. По данным CinemaScore, аудитория оценила фильм на «четверку» («B»), что для хоррора не так уж плохо, на RottenTomatoes у «Оверлорда» — 76% зрительской свежести, а на IMDb — опять-таки недурные для хоррора 7,2 балла. Так что сарафанное радио, возможно, и поможет хоть что-то выжать из кинотеатрального проката.
За рубежом «Оверлорд» стартовал на 52 территориях и заработал $9,2 млн. Впереди — премьеры во Франции и Австралии, которые, как надеются на Paramount, помогут скрасить заграничные гастроли картины.
На четвертую строчку съехал проваливший старт «Щелкунчик и четыре королевства» — $9,6 млн за второй уикенд (с антирекордным для первой десятки падением на 53%), $35,3 млн за 10 дней. У $120-миллионной диснеевской сказки все плохо, и том же «Гринчу», например, можно не опасаться серьезной конкуренции.
Замыкает первую пятерку еще один новый релиз — «Девушка, которая застряла в паутине». Очередной пример своеобразного отношения Sony к потенциально хитовым франшизам освоил, по предварительным данным, $8 миллионов с 2929 кинотеатров. Это почти на $5 миллионов меньше, чем взял на старте предыдущий фильм франшизы — «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера ($12,8 млн с 2914 площадок), и на пару миллионов меньше итоговых американских сборов скандинавской экранизации первого романа Стига Ларссона о Лисбет Саландер, демонстрировавшейся в США в ограниченном прокате ($10,1 млн). За семь лет американский зритель успел основательно подзабыть хакершу с трудной судьбой, и это, с одной стороны, развязывало руки режиссеру Феде Альваресу, а с другой — усложняло задачу для Sony.
Как показал старт, с прокатом у $43-миллионного триллера будут трудности — особенно если учесть не самый теплый прием публики, проиллюстрированный рейтингами. По данным CinemaScore, аудитория первого дня поставила фильму «четверку», всего 51% пользователей RottenTomatoes дал картине положительную оценку, а на IMDb у «Девушки» — лишь 6 баллов из 10. Большинству критиков триллер тоже не понравился: на «Томатах» — всего 43% положительных рецензий (и лишь 34% среди обозревателей топовых изданий), а на Metacritic — 44 балла.
Для Альвареса «Девушка» стала шагом назад не только по качеству режиссуры, но и по отдаче в прокате: его предыдущая работа, типичная темная лошадка «Не дыши», два года назад неожиданно стала хитом, стартовав с $26,4 млн и финишировав в домашнем прокате с $89,2 млн (это при бюджете $9,9 млн).
Можно, конечно, вспомнить о том, что финчеровская «Девушка», тоже стартовавшая не ахти, в итоге собрала в Северной Америке $102,5 млн — с сумасшедшим множителем 8х. Однако у картины семилетней давности были Финчер, Дэниэл Крэйг и отличный сарафан (7,8/10 на IMDb, 86% зрительской свежести на «Томатах»). У новой «Девушки» же среди ближайших перспектив — неравный бой с более удачливыми конкурентами (да что там с удачливыми — даже с «Оверлордом» придется тяжко), семейными релизами и тентполами, которые ближе к концу года, насыщенному праздниками, начнут выходить один за другим.
Наконец, самое интересное событие с участием холдоверов, населяющих нижнюю половину топ-10, произошло далеко за пределами Северной Америки: «Веном» стартовал в Китае с премьерными $111 миллионами. Это второй результат для проката Поднебесной среди супергеройских фильмов (больше взяли только третьи «Мстители») и лучший в истории китайский старт для Sony. Теперь в зарубежной копилке «Венома» уже $467,3 млн, а домашний счет фильма в минувший уикенд пополнился на $4,9 млн. Мировая касса $100-миллионного «Венома» — $673,5 млн.