У нас
Антон Долин, Meduza:
Герой хотел бы понять, что происходит. «Не что, а как», — объясняют ему в ответ. Тут он знакомится с тем самым принципом инвертированного движения — жизни задом наперед, сталкивающей в неразрешимом конфликте будущее (которое желает стереть прошлое) и настоящее (оно не может допустить собственного исчезновения). Пароль: «Мы живем в сумеречном мире», отзыв: «На закате нет друзей». Чем дальше, тем напыщеннее и абстрактнее. И тем больше похоже на ненаписанный роман позднего Пелевина.
* * *
Всеволод Коршунов, «Искусство кино»:
...«Довод» воспринимается как opus magnum Нолана, его самое амбициозное и технически совершенное произведение, в котором он собирает по кусочкам любимые приемы из других своих фильмов. Поклонники режиссера наверняка будут в восторге, ведь они получат концентрат того, что любят. Ненавистники режиссера — концентрат того, что терпеть не могут. А в центре этого поля боя между первыми и вторыми окажутся третьи — не понимающие, что им с этим концентратом делать, чем и в каких пропорциях его разбавлять, чтобы избежать отравления организма.
* * *
Тимур Алиев, Time Out:
Нолан уходит слишком глубоко в дебри курса физики средней школы. Речи персонажей — к слову, многочисленные, так как на диалогах построена половина истории — сумбурные и местами хаотичные. Если надеетесь на смысловые паузы или акценты — забудьте; режиссеру важнее удариться в экшн, нежели позволить зрителю обмозговать то, что обсуждают герои.
* * *
Егор Беликов, Forbes:
...важнее всего, что «Довод» — это методологический шедевр, вещь в себе: фильм-палиндром, как обещает название (но только де-юре — де-факто же кульминация не совпадает с началом); фильм-ограбление без ограбления, шпионское кино без конкретного описания работы спецслужб; околофилософский трактат о природе времени, но без предпосылок и выводов. В финале фильм замысловатым образом объясняет сам себя.
* * *
Денис Рузаев, Lenta.ru:
Это пришибленное филологией искусствоведение. Мало того, что палиндромом является само название картины, сам ее сюжет выстроен на феномене обратного движения как во времени — так и в самом пространстве истории. И самой логичной, внятной сверхтемой «Довода» оказывается в первую очередь функция Протагониста — персонажа, настолько лишенного черт характера и деталей биографии, что логично предположить: в его распутывающем все эти хитросплетения прокси-войн и законов физики лице Нолан пытается сообщить, что подлинным протагонистом в его картинах всегда выступает зритель.
* * *
Илья Миллер, Buro247:
Все это уже где-то было, в том числе в фильмах самого Кристофера Нолана. Тут есть многозначительный зум на предмет —— как с крутящимся волчком из «Начала». Оттуда же заимствованы драки в рапиде в коридорах и этот неумолимо нарастающий гул... в общем, вы поняли. То, что фанаты режиссера примут за фирменные приемы, указывает на то, что Нолан выдохся. Русскоязычным зрителям подсказка дана в самом названии картины — «Tenet», то есть сеть для ловли зверей.
* * *
Эдуард Голубев, «Афиша Daily»:
Хорошая новость: Нолан наконец-то научился делать экшен. Правда, в самый ответственный момент с экрана зачем‑то начинает выть заавтотюненный Трэвис Скотт и все портит.
* * *
Егор Москвитин, Esquire:
...этот фильм безупречен. Красив и сложен, как академическое искусство. Его режиссер знает, какой пульс у нас должен быть в каждой сцене и как этого добиться. На этом фильме не соскучишься. На него пойдешь дважды. Он в полной мере оправдывает все риски, связанные с посещением кино в эти дни.
У них
Джеймс Берардинелли, Reelviews:
Хотя «Довод» — не лучшее, на что способен Нолан (как по мне, в этом плане более выигрышно смотрятся «Помни», «Интерстеллар» или «Темный рыцарь»), это все же одна из наиболее амбициозных его работ, соответствующая его высоким требованиям к сложности нарратива. И, как бы там ни было, это лучший выбор для открытия кинотеатров после почти шестимесячного перерыва.
* * *
Питер Трэверс, Rolling Stone:
Безупречное, восхитительное кино от Нолана, который предлагает засидевшимся на карантине зрителям, соединившись умами и сердцами, отправиться в безумную, головокружительную поездку — перед самыми большими экранами. И против него — смертельная зараза. Это вызов.
* * *
Майкл Филлипс, Chicago Tribune:
Хотелось бы иметь возможность повернуть время вспять, чтобы кое-что исправить в прошлом, или, наоборот, забежать вперед — посмотреть, что с нами будет в 2021 году. А мне бы хотелось, чтобы «Довод» раскручивал свои идеи более динамично. У Нолана потрясающий дар. Но, полагаю, ни один большой режиссер не застрахован от того, чтобы время от времени сбиваться с курса.
* * *
Ричард Роупер, Chicago Sun-Times:
«Довод» похож на фильмы о Джеймсе Бонде, но с элементами предыдущих лент Нолана, от «Помни» до «Начала» и «Интерстеллара», и даже из «Дюнкерка» здесь кое-что есть. <...> Нолан, давно увлекающийся играми с концепциями времени, воспоминаний и сменой перспективы, вывел все это на новый уровень в своем эпике, действие которого охватывает целый мир...
* * *
Брайан Таллерико, RogerEbert.com:
Решение выпустить «Довод» в кинотеатрах вместо VOD было спорным по ряду причин, но нельзя отрицать, что Нолан именно так и задумал свой фильм, чтобы его нельзя было поставить на паузу или убавить звук. <...> Я даже подумал было, что возможность сделать потише или даже приостановить просмотр в домашних условиях обнажит недостатки картины. Нолан не хотел, чтобы во время просмотра у вас было время на то, чтобы успеть проанализировать фильм или отвлечься на свой смартфон. Ирония в том, что он не хочет давать вам возможность отмотать кино назад. «Довод» — фильм в динамике, отраженной как в нарративе, так и в эстетической составляющей, и, не будь этого, он затрещал бы по швам.
* * *
Лесли Фелперин, Hollywood Reporter:
В целом это холодное, рассудочное кино — им легко восхищаться, поскольку оно дерзкое и оригинальное, но его практически невозможно любить, потому что в нем не хватает человечности.
* * *
Барри Херц, Globe and Mail:
Нам не удастся понять, что на самом деле происходит в тот или иной момент, но нас развлечет — должен развлечь — зашкаливающий абсурд всего происходящего.
* * *
Гай Лодж, Variety:
На нас, будто из рога изобилия, валятся глобальные угрозы и хаос, а выживание человечества зависит от малозначительного изменения в структуре времени и пространства — «Довод» прекрасно вписывается в нашу тревожную эпоху.
* * *
Джонни Олексински, New York Post:
Что это, черт побери, было?