Завершился 69-й Венецианский кинофестиваль. Споры о том, была ли удачной «перезагрузка» старейшего кинофорума, предпринятая его новым директором Альберто Барборой, скорее всего, останутся без однозначного ответа, но есть список победителей и хроники Мостры, представшей в этом году, по воле Барберы, более «поджарым» и аскетичным мероприятием.
Барбера последовательно критиковал своего предшественника Марко Мюллера за то, что тот потерял контроль над вверенным ему объектом. В прошлом году, на последней для Мюллера Мостре, было показано более 180 картин — Венеция-2012 остановилась на 82. Основной конкурс в этот раз вместил лишь 18 работ против 23-х — в 2011. Барбера пообещал и, есть такое ощущение, сдержал своё слово, уйти от традиции приглашать армию кинозвёзд и проводить массу светских мероприятий в пользу большей концентрации на самом кинопроцессе. Провозглашённый принцип открытия новых территорий на карте мирового кинематографа был реализован участием в разных конкурсных программах картин из Саудовской Аравии, Непала, Филиппин, Гватемалы.
Заявленный основным мотив кризиса, по мнению большинства, действительно оказался магистральным. В той или иной степени все фильмы нынешней Венеции несли его отпечаток, но больше и ярче всего авторы высказывались о кризисе духовном и религиозном. Окончательно это стало ясно после вердикта жюри, распределившего основные награды между новыми работами Ким Ки-Дука, Ульриха Зайдля и Пола Томаса Андерсона.
В шокирующей «Пьете», названной в честь вдохновившей режиссёра ватиканской статуи святой Марии и Христа работы Микеланджело, работающий на мафию протагонист выбивает из нищего населения Сеула долги. Ким Ки-Дук возвращается к душераздирающей жестокости (таким режиссёр не был со времён «Острова»), чтобы вымолить прощение для своего героя и искупить его грехи. «Пьета» сразу попала в узкий круг фаворитов, но рейтинги пишущих о фестивале критиков оставляли её вне тройки главных претендентов на победу. Первое место у пишущей братии занимала работа Оливье Ассаяса «Что-то в воздухе» — полуавтобиографическая ретро-драма про бурную «левацкую» молодость автора, пришедшуюся на начало 1970-х. Жюри художественную и политическую ценность фильма Ассаяса оценило, но ограничилось лишь призом за лучший сценарий.
Другие триумфаторы Венеции, «Мастер» Пола Томаса Андерсона и «Рай: вера» Ульриха Зайдля, уже напрямую говорят о духовных проблемах. Андерсон исследует отношения основателя компактного религиозного течения и его нового ученика-«заблудшей овцы». Зайдль второй частью своей «райской» трилогии спровоцировал главный скандал фестиваля: местные католические активисты подали на австрийского мизантропа в суд за оскорбление чувств верующих. По слухам, кощунственное изображение верующих в фильме Зайдля грозит ему уголовным делом. Главная героиня картины — религиозная фанатичка, чья любовь к Христу принимает самые экзальтированные формы.
Священник является одним из главных героев «К удивлению» Терренса Малика, а в основу «Спящей красавицы» Марко Белоккио положена реальная история Элюаны Энгларо, итальянки, проведшей 17 лет в коме после страшной автомобильной аварии и ставшей причиной долгих ожесточённых споров между сторонниками эвтаназии и теми, кто считал подобный исход страшным грехом.
Вторым претендентом на главный скандал фестиваля стала непосредственно церемония закрытия. Говорят, что на выбор жюри сильно повлияла фестивальная политика равномерно распределять призы между несколькими основными фаворитами. По слухам, исходящим якобы от людей, вхожих в закулисье Мостры, жюри собиралось не ограничиваться двумя призами для «Мастера» и отдать ему и главный приз фестиваля, но, прислушавшись к настоятельным рекомендациям дирекции, пошло на компромисс и вручило «Золотого льва» проверенному фестивальному бойцу Ким Ки-Дуку. «Мастеру» же отошли «Серебряный лев» за режиссуру и «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль, доставшийся звёздам картины Андерсона — Филипу Сеймуру Хоффману и Хоакину Фениксу.
Духовный кризис Венеции
Завершился 69-й Венецианский кинофестиваль. Споры о том, была ли удачной «перезагрузка» старейшего кинофорума, предпринятая его новым директором Альберто Барборой, скорее всего, останутся без однозначного ответа, но есть список победителей и хроники Мостры, представшей в этом году, по воле Барберы, более «поджарым» и аскетичным мероприятием.
10 СЕНТЯБРЯ 2012

Далее по теме

Воспоминание дня. Том Круз рассказал, как работал над знаменитым монологом из «Магнолии» Пола Томаса Андерсона
Том Круз не только исполняет трюки в своих фильмах, но иногда и сам пишет себе реплики. В беседе с Эдит Боуман в кинотеатре BFI Southbank актёр рассказал не только о фильме «Миссия невыполнима: Финальная расплата», но и о нескольких вехах в своей карьере. Одной из этапных работ для Круза стала роль коуча-мизогина Мэки в «Магнолии» Пола Томаса Андерсона, и, как выяснилось, знаменитый монолог с рефреном «уважай член» придумал сам актёр. Круз рассказал, как родился этот зажигательный спич: Изначально в сценарии всего монолога не было. Было лишь несколько реплик. И я сказал [Полу Томасу Андерсону]: «Приезжай ко мне домой, устроим примерку». Помню, [Андерсон] хотел, чтобы я был в рубашках от IZOD и одежде цвета хаки. Однако у Круза в голове сложился совсем другой образ Мэки, и он представил этот образ Андерсону, пригласив режиссёра в просмотровый зал у себя дома. Там актёр и произнёс черновую версию того самого монолога: И я его зажёг… У меня был весь саундтрек, и я, по сути, написал весь вступительный монолог… свою версию. И [Андерсон] такой: «Это что ещё за хрень?» А я говорю: «Не знаю, но для меня это и есть Мэки». Впоследствии ПТА и Круз совместными усилиями довели спич персонажа до окончательной редакции, которая и вошла в фильм. «Магнолия» стала одним из главных кинособытий и без того уникального 1999 года. Фильм победил на Берлинском кинофестивале и получил три номинации на «Оскар» (в категориях «Лучший сценарий», «Лучшая песня» и «Лучшая мужская роль второго плана» — для Круза), а сам ПТА считает его лучшим в своей карьере.
2 ИЮНЯ

Канны-2025: Сатира на неврозы целой страны, обретение себя и буллинг в духе «Повелителя мух»
На Каннском фестивале состоялись премьеры долгожданных фильмов Ари Астера и Кристин Стюарт, а также убедительной драмы о подростковых издевательствах над сверстниками. KNMN рассказывает с места событий о всех трёх
18 МАЯ

Кастинг дня. Майлз Теллер в олимпийской мелодраме, Орландо Блум у Вернера Херцога и др.
Сотрудничество Майлза Теллера и студии Paramount после суперхита «Топ Ган: Мэверик» продолжится спортивной мелодрамой «Зимние игры» (Winter Games). В картине Пола Доунза Колайццо Теллер изобразит проблемного хоккеиста, закрутившего на Олимпийских играх роман с лыжницей, претендующей на пьедестал. Трудная любовь может спасти его от саморазрушения, но, скорее всего, лишь ценой её олимпийской медали. Звезда «Сёгуна» Анна Саваи прописалась в касте боевика режиссёра «Взрывной блондинки» и «Каскадёров» Дэвида Литча и Amazon MGM Studios «Как ограбить банк» (How to Rob a Bank). Обладательница «Золотого глобуса» и «Эмми» составит компанию Николасу Холту и Питу Дэвидсону. Сюжет держится в секрете, но по названию фильма нетрудно догадаться, что нас ждёт. Орландо Блум и Донал Глисон присоединятся к Кейт и Руни Мара на площадке фильма Вернера Херцога «Bucking Fastard». Сёстры Мара сыграют близняшек Джин и Джоан Холбрук, которые так близки, что не только одинаково одеваются, но и говорят в унисон, влюблены в одного и того же парня и даже видят одни и те же сны. Одержимые поисками утопической земли, где царит гармония и возможна настоящая любовь, сёстры начинают рыть тоннель в горах. Херцог заявил, что фильм станет завершающей частью трилогии, которая началась 1982 году картиной «Фицкарральдо» и продолжилась в 2005-м документальной лентой «Человек гризли». Эмма Маки утверждена на роль Джадис (Белой Колдуньи) в новых «Хрониках Нарнии», которые поставит для Netflix Грета Гервиг. Ранее на роли в экранизации подписались Дэниэл Крэйг (он сыграет злого волшебника дядю Эндрю из книги «Племянник чародея») и Мэрил Стрип, которая озвучит Льва Нарнии Аслана (Львицу Аслан?). Ранее на роль Джадис претендовала певица Charli XCX. Премьера первого фильма состоится 26 ноября 2026 года. У Гервиг контракт на постановку первой части и второй (если первая окажется успешной). Джесси Племонс получил роль молодого Плутарха Хевенсби в приквеле «Голодных игр» — «Голодные игры: Рассвет Жатвы». Напомним, что в сиквеле «И вспыхнет пламя» и двух частях «Сойки-пересмешницы» Плутарха сыграл Филип Сеймур Хоффман. В «Рассвете Жатвы» молодой Хеймитч Эбернети (Джозеф Зэйда) выиграет 50-е Голодные игры. В фильме также сыграют Уитни Пик и Маккенна Грейс. Поставит приквел штатный режиссёр франшизы Фрэнсис Лоуренс.
28 АПРЕЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ

Молодость, VHS и DeepFake в мокьюментари «Ровесник»
15 ИЮНЯ

Вулкан удачи, телешоу 1980-х и парик Уолтона Гоггинса в «Как стать миллионером»
12 ИЮНЯ

Хлоя Севиньи, нелепые документалисты и пестициды в «Волшебной ферме»
10 ИЮНЯ