Завершился 69-й Венецианский кинофестиваль. Споры о том, была ли удачной «перезагрузка» старейшего кинофорума, предпринятая его новым директором Альберто Барборой, скорее всего, останутся без однозначного ответа, но есть список победителей и хроники Мостры, представшей в этом году, по воле Барберы, более «поджарым» и аскетичным мероприятием.
Барбера последовательно критиковал своего предшественника Марко Мюллера за то, что тот потерял контроль над вверенным ему объектом. В прошлом году, на последней для Мюллера Мостре, было показано более 180 картин — Венеция-2012 остановилась на 82. Основной конкурс в этот раз вместил лишь 18 работ против 23-х — в 2011. Барбера пообещал и, есть такое ощущение, сдержал своё слово, уйти от традиции приглашать армию кинозвёзд и проводить массу светских мероприятий в пользу большей концентрации на самом кинопроцессе. Провозглашённый принцип открытия новых территорий на карте мирового кинематографа был реализован участием в разных конкурсных программах картин из Саудовской Аравии, Непала, Филиппин, Гватемалы.
Заявленный основным мотив кризиса, по мнению большинства, действительно оказался магистральным. В той или иной степени все фильмы нынешней Венеции несли его отпечаток, но больше и ярче всего авторы высказывались о кризисе духовном и религиозном. Окончательно это стало ясно после вердикта жюри, распределившего основные награды между новыми работами Ким Ки-Дука, Ульриха Зайдля и Пола Томаса Андерсона.
В шокирующей «Пьете», названной в честь вдохновившей режиссёра ватиканской статуи святой Марии и Христа работы Микеланджело, работающий на мафию протагонист выбивает из нищего населения Сеула долги. Ким Ки-Дук возвращается к душераздирающей жестокости (таким режиссёр не был со времён «Острова»), чтобы вымолить прощение для своего героя и искупить его грехи. «Пьета» сразу попала в узкий круг фаворитов, но рейтинги пишущих о фестивале критиков оставляли её вне тройки главных претендентов на победу. Первое место у пишущей братии занимала работа Оливье Ассаяса «Что-то в воздухе» — полуавтобиографическая ретро-драма про бурную «левацкую» молодость автора, пришедшуюся на начало 1970-х. Жюри художественную и политическую ценность фильма Ассаяса оценило, но ограничилось лишь призом за лучший сценарий.
Другие триумфаторы Венеции, «Мастер» Пола Томаса Андерсона и «Рай: вера» Ульриха Зайдля, уже напрямую говорят о духовных проблемах. Андерсон исследует отношения основателя компактного религиозного течения и его нового ученика-«заблудшей овцы». Зайдль второй частью своей «райской» трилогии спровоцировал главный скандал фестиваля: местные католические активисты подали на австрийского мизантропа в суд за оскорбление чувств верующих. По слухам, кощунственное изображение верующих в фильме Зайдля грозит ему уголовным делом. Главная героиня картины — религиозная фанатичка, чья любовь к Христу принимает самые экзальтированные формы.
Священник является одним из главных героев «К удивлению» Терренса Малика, а в основу «Спящей красавицы» Марко Белоккио положена реальная история Элюаны Энгларо, итальянки, проведшей 17 лет в коме после страшной автомобильной аварии и ставшей причиной долгих ожесточённых споров между сторонниками эвтаназии и теми, кто считал подобный исход страшным грехом.
Вторым претендентом на главный скандал фестиваля стала непосредственно церемония закрытия. Говорят, что на выбор жюри сильно повлияла фестивальная политика равномерно распределять призы между несколькими основными фаворитами. По слухам, исходящим якобы от людей, вхожих в закулисье Мостры, жюри собиралось не ограничиваться двумя призами для «Мастера» и отдать ему и главный приз фестиваля, но, прислушавшись к настоятельным рекомендациям дирекции, пошло на компромисс и вручило «Золотого льва» проверенному фестивальному бойцу Ким Ки-Дуку. «Мастеру» же отошли «Серебряный лев» за режиссуру и «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль, доставшийся звёздам картины Андерсона — Филипу Сеймуру Хоффману и Хоакину Фениксу.
Духовный кризис Венеции
Завершился 69-й Венецианский кинофестиваль. Споры о том, была ли удачной «перезагрузка» старейшего кинофорума, предпринятая его новым директором Альберто Барборой, скорее всего, останутся без однозначного ответа, но есть список победителей и хроники Мостры, представшей в этом году, по воле Барберы, более «поджарым» и аскетичным мероприятием.
10 СЕНТЯБРЯ 2012

Далее по теме

Коллективный бред, думскроллинг и отказ носить маску в «Эддингтоне» Ари Астера
В мировом прокате идёт замаскированный под неовестерн эпический портрет страны, раздираемой параноидальными теориями заговора, политическими разногласиями и пандемическим безумием от автора «Солнцестояния» и «Всех страхов Бо». KNMN пытается понять, имеем ли мы дело с первым великим фильмом про ковид или просто с пафосной сумбурной мешаниной
31 ИЮЛЯ

Цитата дня. Хоакин Феникс — о начале своей карьеры: «Один режиссёр назвал меня характерным актёром, и это дико меня взбесило»
В подкасте Тео Вона «This Past Weekend» Хоакин Феникс ненадолго отвлёкся от промо-кампании фильма Ари Астера «Эддингтон» и вспомнил один случай, произошедший с ним на раннем этапе карьеры. Речь о замечании одного режиссёра, которое «дико взбесило» Феникса, но оказалось своеобразным катализатором его актёрских исканий. На съёмочной площадке одного фильма коллега Феникса сравнил его с неким знаменитым артистом, после чего в диалог вмешался режиссёр картины и, возразив, назвал Хоакина «характерным актёром». Феникс был в ярости: Это определение было чем-то вроде кода, оно как бы означало: «Да, ты пашешь, но ты ничего не добьёшься, ничего у тебя не получится». И меня это охренеть как разозлило. Правда, в этой характеристике (вроде бы нелестной и указывающей на узость актёрского диапазона) Феникс со временем разглядел положительную сторону: Но в конечном счёте я признателен за этот эпизод, потому что он заставил меня задуматься: «Ну и как же мне найти свой путь? Что ещё можно было бы сделать?» Впоследствии «характерный актёр» Хоакин Феникс получил «Оскар» за главную роль в «Джокере» (и ещё трижды был номинирован на премию Академии), два «Золотых глобуса» (за «Джокера» и байопик Джонни Кэша «Переступить черту»), приз в Каннах за роль в триллере Линн Рэмси «Тебя никогда здесь не было» и Кубок Вольпи в Венеции за работу в «Мастере» Пола Томаса Андерсона.
25 ИЮЛЯ

Фестиваль дня. Объявлена программа 82-го Венецианского международного кинофестиваля
Венецианский кинофестиваль обнародовал программу. Основной конкурс, в котором на сегодняшний день — 20 картин (возможно, программа будет дополнена), получился звёздным. На «Золотого льва» претендуют новые работы Паоло Соррентино, Илдико Эньеди, Йоргоса Лантимоса, Ноа Баумбака, Бенни Сэфди, Франсуа Озона, Джима Джармуша, Ласло Немеша, Пака Чхан-ука и Гильермо дель Торо. Также в основном конкурсе — «Кремлёвский волшебник» Оливье Ассаяса (тот самый фильм, в котором Джуд Лоу сыграл Владимира Путина) и режиссёрский дебют тайваньской суперзвезды Шу Ци. Вне конкурса покажут игровые картины «После охоты» Луки Гуаданьино, «Последний викинг» Андерса Томаса Йенсена, «В руке Данте» Джулиана Шнабеля и «Взрывное устройство» Гаса Ван Сента, новые документальные ленты Софии Копполы и Вернера Херцога, а также сериалы Стефано Соллимы и патриарха итальянского кино Марко Беллоккьо. Жюри основного конкурса в этом году возглавляет американский режиссёр и сценарист Александр Пэйн. В состав судейской коллегии также вошли режиссёры Мохаммад Расулоф (Иран), Кристиан Мунджиу (Румыния), Стефан Бризе (Франция) и Маура Дельперо (Италия), бразильская актриса и сценаристка Фернанда Торрес и китайская актриса Чжао Тао. 82-й Венецианский международный кинофестиваль пройдёт с 27 августа по 6 сентября. Основной конкурс «À Pied d’Oeuvre», реж. Валери Донзелли «Duse», реж. Пьетро Марчелло «La grazia», реж. Паоло Соррентино «Ri Gua Zhong Tian», реж. Цай Шанцзюнь «Silent Friend», реж. Илдико Эньеди «Un film fatto per bene», реж. Франко Мареско «Бугония», реж. Йоргос Лантимос «Голос Хинд Раджаб», реж. Каутер Бен Ханья «Девочка», реж. Шу Ци «Джей Келли», реж. Ноа Баумбак «Завещание Энн Ли», реж. Мона Фаствольд «Кремлёвский волшебник», реж. Оливье Ассаяс «Крушащая машина», реж. Бенни Сэфди «Отец, мать, сестра, брат», реж. Джим Джармуш «Под облаками», реж. Джанфранко Рози «Посторонний», реж. Франсуа Озон «Сирота», реж. Ласло Немеш «Так получилось», реж. Пак Чхан-ук «Франкенштейн», реж. Гильермо дель Торо «Элиза», реж. Леонардо Ди Костанца Программа «Горизонты» «Barrio Triste», реж. Stillz «Estrany Riu», реж. Жауме Кларет Мушарт «Funeral Casino Blues», реж. Родерик Варих «Grand Ciel», реж. Акихиро Хата «Hara Watan», реж. Акио Фудзимото «Pin de Fartie», реж. Алехо Могильянски «Un Anno di Scuola», реж. Лаура Самани «Божественная комедия», реж. Али Асгари «Запоздалая слава», реж. Кент Джонс «Людской ресурс», реж. Навапол Тхамронграттанарит «Мать», реж. Теона Стругар Митевска «Молочные зубы», реж. Михай Минкан «На дороге», реж. Давид Паблос «Отец», реж. Тереза Нвотова «Песни забытых деревьев», реж. Анупарна Рой «Плющ», реж. Ана Кристина Барраган «Похищение Арабеллы», реж. Каролина Кавалли «Роза Невады», реж. Марк Дженкин «Суфлёр», реж. Гастон Солницки
22 ИЮЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
30 ИЮЛЯ

Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
1 АВГУСТА

Коллективный бред, думскроллинг и отказ носить маску в «Эддингтоне» Ари Астера
31 ИЮЛЯ

«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?
28 ИЮЛЯ