Утрата дня. Умер Роберт Редфорд — легендарный актёр, режиссёр и активист

Роберт Редфорд, звезда таких классических голливудских фильмов, как «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Афера» и «Вся президентская рать», скончался в возрасте 89 лет. Его пресс-секретарь сообщил, что актёр скончался во сне в своем доме в штате Юта.
Утрата дня. Умер Роберт Редфорд — легендарный актёр, режиссёр и активист

Редфорд был одной из определяющих кинозвезд 1970-х годов, с лёгкостью совмещая съёмки у голливудской новой волны и в мейнстримовых постановках. В последующие десятилетия он сам стал режиссёром и продюсером, удостаивавшемся премии «Оскар». Редфорд сыграл ключевую роль в становлении американского независимого кино, став соучредителем кинофестиваля «Сандэнс», который послужил платформой для таких фильмов, как «Бешеные псы», «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», «Донни Дарко», «Станция Фрутвейл», «Кода» и многих других.

 

Редфорд также приобрел репутацию одного из ведущих либералов Голливуда и проводил кампании по экологическим вопросам, в том числе выступая в качестве попечителя правозащитной группы Совета по защите природных ресурсов и открыто выступая против ныне отмененного проекта расширения нефтепровода Keystone XL.

Роберт Редфорд и Пол Ньюман в фильме «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»

Роберт Редфорд и Пол Ньюман в фильме «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»

 

Родившийся в 1936 году под именем Чарльз Роберт Редфорд, он вырос в Лос-Анджелесе и после исключения из Колорадского университета изучал актёрское мастерство в Американской академии драматических искусств. Прорыв Редфорда в кино случился в 1965 году: он сыграл запоминающуюся роль в фильме «Внутренний мир Дейзи Кловер» с Натали Вуд, за которую был номинирован на «Золотой глобус».

 

После серии успешных голливудских фильмов, включая «Погоню» и экранизацию «Босиком по парку», Редфорд добился огромного успеха в 1969 году с вестерном «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», в котором снялся вместе с Полом Ньюманом и Кэтрин Росс. Фильм был номинирован на семь Оскаров, хотя ни одна из номинаций не была связана с актерами.

Роберт Редфорд и Пол Ньюман в фильме «Афёра»
Роберт Редфорд и Пол Ньюман в фильме «Афёра»

В 1972 году фильмы «Краденый камень» и «Кандидат» обеспечили Редфорду солидные роли перед серией картин, которые сделали его суперзвездой. Начав с успешного вестерна «Иеремия Джонсон», он затем вновь объединился с Ньюманом и получил номинацию на «Оскар» за фильм «Афёра», который был признан Академией кинематографических искусств лучшим фильмом 1973 года, и стал самым кассовым актёром следующих трех лет. Также в 1973 году он упрочил свою роль романтического героя, сыграв наряду с Барброй Стрейзанд в фильме «Встреча двух сердец». Несмотря на прохладные отзывы критиков, фильм собрал 50 миллионов долларов и укрепил его растущую репутацию.

 

Следующими звездными ролями стали «Великий Гэтсби», «Три дня Кондора» и «Вся президентская рать», в которых Редфорд выступил в качестве исполнительного продюсера, исполнил главную роль и курировал проект с ранней стадии сценария, основанного на бестселлере Боба Вудворда и Карла Бернштейна. Фильм получил восемь номинаций на «Оскар», уступив главную награду фильму «Рокки».

Режиссер Роберт Редфорд и Тимоти Хаттон на съемочной площадке фильма «Обыкновенные люди»
Режиссер Роберт Редфорд и Тимоти Хаттон на съемочной площадке фильма «Обыкновенные люди»

После длительного перерыва в актерской карьере в конце 70-х годов Редфорд обратился к режиссуре, сняв ансамблевую драму «Обыкновенные люди», экранизацию романа Джудит Гест. Фильм имел большой успех и в 1981 году получил четыре Оскара, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру Редфорда — награду, которую он за свою актерскую игру так и не получил. Его успех как актера продолжился в 1980-х и 1990-х годах, хотя, возможно, и не был таким ярким, как в 1970-х. Многие его поздние режиссёрские работы были политическими драмами, которые критики называли «приукрашенными уроками обществоведения». «Я считаю, что у активистского кино есть своя роль, — заявлял Редфорд в интервью Variety в 2002 году, — и она должна быть. Я думаю, что вполне уместно сосредоточиться на социальных и культурных проблемах нашего времени, особенно в документальных фильмах, поскольку в традиционных СМИ правду найти, похоже, все труднее».

 

Но именно в девяностых кинофестиваль «Сандэнс», который продюсерская компания Редфорда основала в 1978 году, начал оказывать влияние как витрина независимого кино США, продвигая таких режиссёров, как Стивен Содерберг, Квентин Тарантино, Роберт Родригес и Кевин Смит. Последней работой Редфорда на экране стала роль в фильме «Мстители: Финал» 2019 года, в котором он присоединился к другим ветеранам Marvel, таким как Майкл Дуглас и Тильда Суинтон. Актёр говорил о своём опыте так: «Я хотел попробовать эту новую форму кинопроизводства, которая сейчас набирает популярность, когда с помощью высоких технологий оживают мультипликационные персонажи». Гораздо более значительная роль у него была в криминальной драме 2018 года «Старик с ружьем», снятой Дэвидом Лоури. Это был не типичный блокбастер, а более интимная, низкобюджетная картина, более сосредоточенная на персонажах. 

Роберт Редфорд и Сисси Спейсек в фильме «Старик с ружьем»
Роберт Редфорд и Сисси Спейсек в фильме «Старик с ружьем»

Президент США Дональд Трамп успел отреагировать на смерть актёра перед тем, как отправиться в Великобританию. «Был период, когда Роберт Редфорд был лучшим из всех, — сказал Трамп. — В тот период он был самым популярным. Я считал его великим». Трамп не стал упоминать о критике Редфорда в свой адрес — в 2019 году в своей колонке для NBC актёр назвал его «диктатором».

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram