Утрата дня. Ушла из жизни Клаудия Кардинале, легенда итальянского кино

23 сентября в своём доме в Немуре близ Парижа скончалась Клаудия Кардинале, звезда итальянского и европейского кино. Актрисе было 87 лет. Как сообщает агент Кардинале, она умерла «в окружении детей».
Утрата дня. Ушла из жизни Клаудия Кардинале, легенда итальянского кино

Клаудия Кардинале родилась 15 апреля 1938 года в Тунисе, в семье выходцев из Италии. В Тунисе она и выросла, так что её родным языком был французский, а в итальянском приходилось практиковаться уже после начала актёрской карьеры. По собственному признанию Клаудии, до 18 лет она вообще не говорила по-итальянски.
 

Кардинале повезло: с самых первых фильмов она снималась у прекрасных режиссёров и с прекрасными партнёрами. Актриса дебютировала в 1958-м в криминальной комедии Марио Моничелли «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» («Обычные незнакомцы»), где делила съёмочную площадку с Марчелло Мастроянни и Витторио Гассманом, а уже спустя два года стала частью актёрского ансамбля драмы Лукино Висконти «Рокко и его братья». Позднее Висконти снимет её в «Леопарде» (где Клаудии, ещё не вполне освоившей итальянский, приходилось заучивать сложные реплики на слух) и «Туманных звёздах Большой Медведицы».
 Ален Делон и Клаудия Кардинале в фильме Лукино Висконти «Леопард»

Ален Делон и Клаудия Кардинале в фильме Лукино Висконти «Леопард»

В том же 1962-м, когда шла работа над «Леопардом», Кардинале снялась у Федерико Феллини в «8 с половиной». Вспоминая этот знаковый для себя год, Клаудия с юмором отмечала, что стала отражением того, насколько яркими противоположностями были два великих итальянских автора:
 

Лукино Висконти хотел, чтобы я была брюнеткой, а для Федерико Феллини мне нужно было стать блондинкой. У меня тогда были длинные волосы, и я то и дело их перекрашивала. Эти два режиссёра были такими разными, что, кажется, почти ненавидели друг друга.

Клаудия Кардинале и Федерико Феллини на съёмочной площадке фильма «8 с половиной»
Клаудия Кардинале и Федерико Феллини на съёмочной площадке фильма «8 с половиной»

В первой половине 1960-х Кардинале снялась и в культовой «Розовой пантере» Блейка Эдвардса, но, несмотря на участие ещё в нескольких американских и британских картинах в последующие годы, в Голливуде и англоязычном кинематографе своей так и не стала. Впрочем, она, кажется, и не ставила перед собой такой цели, а о положении неанглоязычных актрис отзывалась с иронией:
 

Если ты не англичанка, то ты иностранка — а значит, обязана быть сексуальной. Старое британское клише.

Клаудия Кардинале в культовой комедии Блейка Эдвардса «Розовая пантера»
Клаудия Кардинале в культовой комедии Блейка Эдвардса «Розовая пантера»

По-английски Клаудия тогда не говорила (зато сексуальной, несомненно, была), и её роль в «Розовой пантере» озвучила Гейл Гарнетт.
 

За свою карьеру Кардинале сыграла в доброй сотне фильмов, успев (помимо уже упомянутых Висконти, Феллини и Моничелли) поработать с такими значительными фигурами итальянского кино, как Мауро Болоньини, Пьетро Джерми, Серджо Леоне, Валерио Дзурлини, Дамиано Дамиани, Марко Феррери, Франко Дзеффирелли и Лилиана Кавани
Клаудия Кардинале в вестерне Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе»

Клаудия Кардинале в вестерне Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе»

Среди прочих выдающихся постановщиков, которых не оставили равнодушными красота и талант Кардинале, — Абель Ганс, Вернер Херцог, Ричард Брукс, Ежи Сколимовский, Анри Вернёй, Клод Лелуш и Михаил Калатозов (Клаудия снималась у него в звёздном международном проекте «Красная палатка»). 

 

В лёгком приключенческом кино Кардинале тоже оставила свой след, в том числе и в душах наших зрителей, традиционно открытых к французскому и итальянскому кинематографу — авантюрный «Картуш» с участием Клаудии и Жан-Поля Бельмондо стал хитом советского проката.
Промо-фото Клаудии Кардинале к фильму «Картуш»

Промо-фото Клаудии Кардинале к фильму «Картуш»

В 1960-е и 1970-е Кардинале, наряду с Софи Лорен, была секс-символом итальянского кино, но всегда умела держать дистанцию и была разборчива в выборе ролей. Её отношение к делу было простым — стремление совершенствовать актёрское мастерство она ставила куда выше эпатажа и мелькания в светской хронике:
 

Я не считаю, что скандалы и откровенные признания необходимы, чтобы быть актрисой. Я никогда не обнажала душу — и даже не обнажала тело в кино. Ведь загадка очень важна.

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram