НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Койстинен работает ночным сторожем в одном из магазинов Хельсинки. Работа не пыльная: взял ключи, сделал обход, сдал ключи. Койстинен одинок и такое времяпрепровождение его вполне устраивает. Деньги платят небольшие, но на жизнь хватает. Однажды в кафе к нему подсаживается белокурая красавица Мирья, рождая в Койстинене подзабытое чувство. Не долго думая, он предлагает даме руку и сердце. Мирья уходит от однозначного ответа, давая понять, что шанс у Койстинена всё же есть. Несколько дней спустя на магазин, охраняемый Койстиненом, совершается налёт, похищены бриллианты. Мужчина понимает, что стал жертвой обмана, но не выдаёт возлюбленную. Его приговаривают к двум годам тюрьмы…

«Огни городских окраин» – прекрасное и очень точное определение всего творческого пути финского режиссёра. Лощеные бизнесмены или рефлектирующие интеллигенты - герои не его романа. Каурисмяки интересны другие материи: трудовая жизнь пролетариата, фиаско надежд и инфляция смыслов. Центральный мотив 25-летнего творчества Аки – аутсайдеры как они есть. И главное, в конце тоннеля свет не наблюдается, даже луча в тёмном царстве (зловещей Финляндии) не видно. Всеобщая депрессия, тяжёлый сплин, хроническая меланхолия.

Охранник Койстинен славный ряд каурисмяковских героев не опровергает, но колоритно дополняет. Нежданно встреченная любовь заволновало сердечко, встрепенуло душу, а итог всё тот же – тюремные нары, как расплата за гордое молчание. Обвела красотка вокруг пальца, поманила, использовала, и из сердца вон. Классический для Каурисмяки сюжет, вокруг этой мысли (жизнь – дерьмо, все бабы …) уже который год хороводы водит. И что самое интересное, загадочное, возмутительное – не надоедает… ни ему, ни зрителям. Почему? Сразу и не ответишь. Есть в истории кино такие «сериалы», до которых любому латиноамериканскому мыловару, как до неба. Буйствует Годар, покоряет природу Херцог, шарадит Линч, ёрничает Иоселиани, фиксирует Ханеке… Каурисмяки этого же поля ягодка. Будет гнуть линию до последнего, снимая один очень длинный фильм о грязной, непричёсанной и глубоко несчастной северной стране. 

Следить за кинематографической биографией этого финского ипохондрика невероятно интересно. Выход каждой новой картины Каурисмяки сопровождается бессознательным желанием увидеть что-то новое, до этого ещё не высказанное, не проговорённое. Мечты, мечты… Аки уже давно создал собственный микрокосм, попасть в который не трудно, а выбраться почти невозможно. Там нет окраин, захолустий, неприглядных пустырей. Окраины там – центр. Порой там весело, но чаще всего очень грустно. «Огни», безусловно, займут своё место в этом мирке имени Аки Каурисмяки. Займут по праву, ибо в очередной раз, поставив на сюжетной динамике крест, финну удалось сказать очень и очень многое. 






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер