Дом Кобб (Леонардо ДиКаприо) – специалист редкой профессии и редкого дара. Он оказывает услуги по извлечению тайн и секретов из подсознания клиентов. Действуя во снах своих подопечных, он способен найти и «обезвредить» любые идеи. На Кобба выходит влиятельный бизнесмен Сайто (Кен Ватанабе), желающий уничтожить финансовую империю главного конкурента, Мориса Фишера (Пит Постлетвейт). Для этого необходимо внедрить в сознание его сына (Киллиан Мерфи) мысль о том, что дело жизни отца должно быть разрушено до основания. Задача, решить которую не удавалось ещё, кажется, никому. Набрав команду, Кобб приступает к исполнению, одновременно борясь с собственным бессознательным, переполненным воспоминаниями о погибшей жене (Марион Котийар).
После заслуженного триумфа «Темного рыцаря» статус Кристофера Нолана претерпел серьезные изменения. Мрачный мир реалистичного Готэм-Сити в одночасье катапультировал режиссера из разряда крепких и, безусловно, талантливых профи в малочисленную когорту авторов, чьи фильмы принято ждать, заводя дискуссии о конечном продукте ещё задолго до премьеры. Редкая честь. И серьезная ответственность. Ведь даже единожды (Нолану, впрочем, это удавалось, как минимум, дважды) показав зрителю свой истинный потенциал, режиссер не может позволить себе пробуксовок, художественных тавтологий и прочих милых, но не нужных прыжков на месте. Ставки слишком высоки, и с этим надо считаться. В этом смысле, «Началу» выпала не завидная участь. Выдав на-гора один из лучших фильмов года, Нолан, тем не менее, схалтурил. Но сделал это так, что любая критика может обернуться здесь скрытым комплиментом. И наоборот.
Создав сложносочиненную и дьявольски притягательную конструкцию с бесконечными отсылками на всё и вся (литература, киноклассика, философия и т.д.), Нолан забыл наполнить её простыми человеческими эмоциями. Его love story выглядит в «Начале» всего лишь необходимым элементом общего действа. Важной функцией, но в итоге фикцией. Подойдя к вопросу со спокойствием патологоанатома-ветерана, он препарирует, плетет паутину, крутит морские узлы сюжетных линий с калькулятором (речь, естественно, не о бокс-офисе) в руках. Его герои – всего лишь пешки, выполняющие волю Демиурга.
Такой подход – отнюдь не минус. В конце концов, именно так снимал свои фильмы один из крупнейших режиссеров второй половины ХХ века Стэнли Кубрик. Но Нолан не Кубрик. Как минимум, пока. Нолан – выдающийся стратег и тактик, умеющий выстраивать бесконечные кино-лабиринты и способный объяснить каждый шаг и каждый жест. Он выдающийся зануда, знающий к своим 40 (!!) годам о кино абсолютно всё. Такой подход – его законное право. Но, если Нолану удастся сделать шаг в сторону, добавив в свой режиссерский словарь чуть-чуть эмоций и чувств, это обернется настоящим шагом вперед. И вот тогда-то маэстро Кубрик (и прочие небожители) превратится из учителя в коллегу.