Талантливому и сговорчивому журналисту (Юэн МакГрегор) делают предложение, от которого он не может отказаться. Бывшему премьер-министру Великобритании Адаму Лэнгу (Пирс Броснан), работающему над мемуарами, необходим «призрак пера». Человек, облекающий отрывочные и нескладные воспоминания чиновника в литературную форму. Однако очень быстро нехитрая работенка начинает обрастать малоприятными деталями. Лэнг оказывается в центре политического скандала, а предшественник-коллега «призрака» найден мертвым. Начав собственное расследование, журналист понимает: он стал невольным участником событий, от которых стоило держаться подальше…
Новая работа Романа Полански интересна не только содержанием, но и историей создания. Как известно, на завершающем этапе режиссер был физически отстранен от производства в связи с двусмысленным эпизодом тридцатилетней давности (презумпцию невиновности никто не отменял, но американское правосудие рассчитывало на очную ставку с живым классиком). Домашний арест Полански в тихой Швейцарии удивительным образом повторяет сюжетные загогулины «Призрака», в чем сложно не усмотреть злую иронию судьбы, и, возможно, ещё одно доказательство старой доброй истины: не искусство подражает жизни, а жизнь искусству. Впрочем, весь этот околокиношный контекст не способен постфактум повлиять на качество ленты как таковой. Как в положительном, так и отрицательном смыслах.
После вычурной драматичности «Пианиста» и мрачной тяжеловесности диккенсовского «Оливера Твиста» Полански, похоже, вернулся к излюбленным темам и приемам, не раз опробованным на практике («Китайский квартал», «Жилец», «Неукротимый»). Мир его «Призрака» – это смесь почти кафкианского абсурда и хичкоковского саспенса. То, что циникам живется в этом мире куда вольготней романтиков и идеалистов, стало известно не вчера. Но Полански, безусловно соглашаясь с этой грустной правдой жизни, идет чуть-чуть дальше, доводя сие наблюдение до логического завершения: цинизм не панацея и не способ наживы, а всего лишь защита от окружающей действительности, на поверку оказавшейся куда более опасным врагом, чем могло показаться вначале.
Очевиден в «Призраке» и политический аспект, дающий представление о взгляде режиссера на закулисье в высших эшелонах власти. Но это уже скорее детали, милые частности, приятная, но необязательная добавка к основному блюду. В конце концов, Роман Полански слишком умен и отнюдь не молод, чтобы заблуждаться на счет мотиваций и реакций публичных политиков. Важно, что в этом авторском выпаде нет и тени стариковского ворчания, а есть молодецкий задор и сверхпрофессиональный подход к делу. И если жанр политического триллера ещё жив и кому-то нужен, то «Призрак» Полански лучшее тому подтверждение.
КОММЕНТАРИИ
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер