Еще со времен самых первых тизеров «Изгой-один» был причислен к военным фильмам. У вас были какие-то ориентиры в этом жанре?
Вообще передо мной стояла противоречивая задача: пытаться сделать так, чтобы это кино было очень похоже на «Звездные войны», но при этом совсем другое. У Джорджа Лукаса можно заметить в сюжетах огромное влияние Первой и Второй мировых войн, немного Вьетнама, а в новой трилогии — совсем чуть-чуть войны в Персидском заливе. Поэтому, что ни говори, а «Звездные войны» всегда были отчасти военным фильмом — на то они и «войны». Я посчитал, что неплохо бы эту территорию изведать потщательнее: увеличить милитаристскую составляющую, но остаться во всем знакомой вселенной. Вдохновлялся битвами Второй мировой в южно-тихоокеанском регионе: война, смерть и кровь в идиллических тропических локациях — отличный контрапункт. На мой фильм очень повлияли картины о Вьетнаме, и в частности самая главная из них — «Апокалипсис сегодня». Я, конечно, не сравниваю «Изгой-один» с этим безусловным шедевром, это было бы слишком самоуверенно с моей стороны. Но некоторые визуальные отсылки я конструировал сознательно. Например, у нас повстанцы на голове носят что-то очень похожее на знаменитый шлем М1 времен вьетнамской войны, хотя, в то же время, это вариация на тему шлемов эндорцев из «Возвращения джедая». Просто если на воина в условиях тропического сражения напялить классический шлем повстанцев, это будет выглядеть не очень органично. Так что нам надо было внести сюда элемент земной истории.
Как вы снимали феноменальную финальную битву?
Мы нарушили все правила. Обычно в фильмах как бывает: вы снимаете одну сцену, готовитесь к ней, рисуете раскадровку, объясняете всем, что делать, репетируете, и к моменту, когда начинается непосредственно съемка, все присутствующие более-менее спокойно и уверенно эту сцену отрабатывают. У нас же тут был сплошной хаос. Мы ничего не репетировали, я просто говорил актерам в экшен-моментах: «Эти парни атакуют отсюда, вы бежите сюда, а вот там происходит взрыв, потом вы падаете, встаете и продолжаете бежать. Мотор!» Мы не оттачивали все это до совершенства, поэтому было много опасных случайностей, многие из которых оказались очень кстати. Мы ныряли с камерой в разные точки битвы, и там обязательно происходило что-нибудь захватывающее. Бутафорские пушки стреляли пулями для пневматического оружия, и они отскакивали от брони с искрами. То есть теоретически у каждого был шанс оказаться подбитым. Каскадерам было запрещено стрелять в актеров, но у некоторых наших звезд на теле обнаруживались синяки аккурат там, где на их латах были метки от пуль. В общем, все вошли в кураж и принялись палить направо и налево, нарушая правила безопасности и получая от этого удовольствие. В это же время взрывы добавляли еще большего веселья. У нас на площадке работал знаменитый фотограф, который прославился своими военными кадрами. Так он утверждал, что временами ему просто насильно приходилось напоминал себе: «Это всего лишь кино, это не по-настоящему».
Вообще трудно вводить новых персонажей в эту всем знакомую вселенную?
Ну, для начала я сделал список всех персонажей, которых я хотел бы включить в фильм. А потом мы начали исключать одного за другим, потому что по тем или иным причинам они не могли быть задействованы — галактика не настолько тесная. В итоге остались по большей части только новые персонажи, и в какой-то момент я понял, что чем меньше в истории старых, тем больше мне нравятся новые. Здесь у нас все происходит примерно во времена «Новой надежды», но в основном места действия совсем другие. Было бы неправильно выстраивать фильм, цепляясь за прошлое. Да, сначала тебе хочется, чтобы он состоял из одних только отсылок к классической трилогии, но всегда есть люди из Lucasfilm, готовые тебя одернуть. Поэтому за все наши «пасхалки» нам пришлось побиться, они по-настоящему заслужили место в фильме. Более того, все их легко можно убрать из сюжета, и он от этого ничего не потеряет.
Но там есть Дарт Вейдер — самый знаменитый злодей саги.
На самом деле, у этого персонажа — даже именно у этой его инкарнации, у Вейдера, а не Энакина Скайуокера — много разных граней. Тебе кажется, что актер надел костюм — и готово, перед тобой Дарт Вейдер. А потом ты понимаешь, что с этим героем легко облажаться. Мы долго искали того, кто обладал бы нужной осанкой, проглядывающей даже сквозь маскарад. Я раньше этого не замечал, но он всегда выше всех в кадре, даже когда приближается издалека, поэтому Лукас поднимал камеру так, чтобы голова Вейдера возвышалась над всеми, кто на переднем плане. Конечно, его шлем претерпевал изменения и выглядел лучше с каждой серией классической трилогии. Помню, мы с парнями из ILM (Industrial light & magic — компания, ответственная за визуальные эффекты. — Прим.) смотрели «Новую надежду» и отмечали, что на этом вылепленном вручную шлеме даже видны остатки клея, царапины и отпечатки пальцев. В Эпизоде III его усовершенствовали настолько, что даже от асимметрии маски избавились. Но мы хотели сохранить эти недостатки, ассоциирующиеся у нас с оригинальным Вейдером. Также важным было правильно воспроизвести звук его механического дыхания, потому что без него этого персонажа не существует. Как и без голоса Джеймса Эрла Джонса.
У вас как у фаната, наверное, сердце останавливалось, когда доходило до сцен с Вейдером?
Ха-ха, да, я падал в обморок, и он делал мне искусственное дыхание, не снимая шлема! Впервые Вейдер появился на площадке, когда мы тестировали камеры. Его роль в этот день исполнял дублер, который оказался суперфанатом саги. Настолько хардкорным, что он притащил свой потрясающе детализированный костюм, который сам же соорудил. Включая маску со встроенным звуковым симулятором и соответствующим дыханием. Это происходило в павильоне в одной из имперских декораций, отстроенных для «Пробуждения Силы». Я туда пришел, немного потерялся, блуждал по коридорам, не мог никого найти. И вдруг слышу за углом эхом отдается это «кххххху, кхххххху» (имитирует дыхание Вейдера). Серьезно, я чуть не обделался от страха — 40-летний мужик во мне сразу же превратился в испуганного четырехлетнего пацана. Потом страх сменился восхищением — я подошел к Дарту и обомлел. Не хотелось ничего ему говорить, давать указания, быть режиссером. А просто хотелось стоять там и смотреть на него снизу вверх. Но довольно быстро это прошло, и через пару дней уже благоговение сменилось деловитостью. Хотя иногда я все еще ловил себя на мысли: «Аааа, ты командуешь Дартом Вейдером!» — но тут же брал себя в руки.
Видимо, это же касается работы над проектом в целом. Вы ведь фактически позволяете себе всякого рода вольности с артефактами из вашего — нашего — детства?
Вся наша съемочная группа прошла через эту гиковскую прострацию. Помню, мы как-то работали над дизайном шлемов для штурмовиков, и это был первый день на площадке помощника режиссера. Так вот, мы обсуждаем, такие все из себя профессиональные — мол, наверное, тут надо сделать немного покороче, а тут добавить немного другого цвета, и все в таком роде. Наш помреж какое-то время сидел с расширенными глазами, а потом не выдержал и такой говорит: «Извините, я не могу больше молчать. Это просто самое охренительное рабочее совещание в моей жизни! Мы на полном серьезе обсуждаем шлемы штурмовиков!» Остальные начали ржать: «Да, да, мы помним, как сами были такими же еще несколько месяцев назад». Даже через какое-то время это чувство не то чтобы исчезает совсем, просто оно становится нормальным. А то ведь невозможно ничего сделать, когда постоянно находишься в состоянии фанатского паралича.
Расскажите, насколько важно было сделать главным персонажем женщину?
Вообще, дело не в поле героя — во вселенной «Звездных войн» женщины всегда были на одной ступени с мужчинами: нереально крутыми, могли за себя постоять, обладали властью и внутренним стержнем. Просто от физически хрупкой Джин (Фелисити Джонс) меньше всего ожидаешь геройств, и это создает интересное противоречие. Мне не хотелось, чтобы центральный персонаж был рожден спасать галактику. Примерно об этом уже рассказали в «Новой надежде», и незачем было повторяться. Так что у нашей главной героини нет никакой особой миссии, предназначения свыше и суперспособностей. Но что-то случается в ее жизни, что ведет ее на путь опасности, так что галактику ей спасать все же придется. Это история о том, что даже самые правильные поступки в жизни могут на поверку оказаться губительными. Здесь есть хорошие люди, которые делают ужасные вещи, потому что просто тупо ошибаются в своих взглядах. Есть также и плохие люди, которые делают добро. Никакой черно-белости в борьбе добра со злом. В этом плане, мне кажется, история больше соответствует современным методам повествования, несмотря на ее ощутимый винтажный дух. Многим кажется, что достаточно взять любой сюжет в любом жанре, поместить действие в космос, налепить ярлык «Звездные войны» — и готово. Но нет, это так не работает.
А как работает? Что, помимо очевидных атрибутов вроде Дарта Вейдера и Звезды смерти, делает это кино именно «Звездными войнами», а не просто космической фантастикой?
У каждого на этот счет есть свое мнение, но все фильмы саги так или иначе связаны несколькими общими признаками. Обязательно должна присутствовать история семьи. Добро должно превращаться в зло и наоборот. Это должен быть ансамбль с кучей героев равновеликой значимости, эпическое полотно, разворачивающееся на фоне войны, но главное в нем всегда — личная, человеческая история. Вообще не знаю, насколько мы в этом преуспели, но мы старались обыграть тягу Джорджа Лукаса к архетипам классических историй. Он брал этих персонажей, препарировал их и переосмыслял. И в итоге превратил мудрого наставника в маленького зеленого гоблина, а героя разделил надвое и создал Люка и Хана. Поэтому мы тоже позволили себе поиграть немного с этими архетипами, но уже на основе лукасовской вселенной — перемешать персонажей, поделить, синтезировать, поменять ярлыки. Например, K-2SO получился помесью Чубакки и С-3PO. То есть он, конечно, дроид, но ведет себя, как самый настоящий вуки.
Душераздирающе мычит?
Да если бы, тарахтит без умолку. Но он как-то очень уж патологически верен своему другу. Так что да, мы пытались сделать «Звездные войны», которые были бы не похожи на «Звездные войны», а это задача та еще. Знаете, еще проблема была в том, что это всего лишь двухчасовое кино, а идей у нас поначалу было часов на 10. Поэтому пришлось играть в «Дженгу» — медленно, одну за другой, все эти идеи вытаскивать и надеяться, что вся конструкция не обрушится к чертям. Слава богу, что есть игрушки и интернет, которые позволяют фанатам более детально знакомиться с этим миром. Когда я рос, одним из моих любимых персонажей был наемник в «Империи», потому что у меня была его фигурка. Я захотел вставить его в «Изгой-один», мы кинулись искать сцены с его участием, и поняли, что он присутствует всего лишь в одном кадре. Мой мир рухнул. «Как, в одном кадре? — говорю я. — Но я ведь с этой фигуркой полгода играл!» Вот это еще одна важная характеристика «Звездных войн». Из каких-то маленьких и на первый взгляд незначительных деталей можно построить целый мир. И именно так возник наш фильм — фактически из одного абзаца текста на экране в «Новой надежде». Это как ужасно заразный вирус, подхватить который — одно удовольствие.
Гарет Эдвардс: «Иногда я ловил себя на мысли: «Аааа, ты командуешь Дартом Вейдером!»
Накануне премьеры новых «Звездных войн» Киномания поговорила с режиссером спин-оффа Гаретом Эдвардсом о съемках батальных сцен, ориентирах и отношении к классической саге.
16 ДЕКАБРЯ 2016
Текст: Заира Озова

Далее по теме

Питчинг дня. Марк Хэмилл придумал трагическую легенду, объясняющую отшельничество Люка Скайуокера в «Последних джедаях»
Спустя 32 года после выхода на экраны «Возвращения джедая» (1983) Люк Скайуокер вернулся в «Звёздные войны» в финальных кадрах «Пробуждения Силы» (2015). В «Последних джедаях» (2017) он предстаёт мрачным отшельником, который отвернулся от Силы и отказался (поначалу) обучать Рей. Оказывается, Марк Хэмилл разработал целую легенду о том, что сделало Люка добровольным изгнанником. Трагическую (и не лишённую мелодраматизма) историю собственного сочинения Хэмилл представил режиссёру и сценаристу «Последних джедаев» Райану Джонсону — об этом актёр рассказал на днях в подкасте Bulllseye. На сценарии восьмого эпизода «Звёздных войн» этот питчинг никак не отразился, но интерес он, безусловно, представляет, поскольку Хэмилл своего героя, сделавшего его знаменитым, не пожалел: Я подумал — что же может заставить человека отказаться от преданности тому, что, по сути, является его религиозной сущностью, отказаться быть джедаем? Любовь к женщине, конечно. Итак, он влюбляется и перестаёт быть джедаем. У них с женой рождается ребёнок. Однажды малыш находит оставленный без присмотра световой меч, нажимает на кнопку и мгновенно погибает. Жена от горя кончает жизнь самоубийством. Недавно Марк заявил, что больше не вернётся в «Звёздные войны», отметив, что для него и для франшизы история Люка Скайуокера — пройденный этап: Я очень благодарен Джорджу [Лукасу] за то, что он позволил мне стать частью всего этого в те скромные дни, когда он называл «Звёздные войны» «самым дорогим малобюджетным фильмом из когда-либо снятых». Мы и думать не могли, что они станут большой франшизой и частью поп-культуры. Но я считаю, что я своё время получил. Я это ценю и думаю, что теперь им нужно сосредоточиться на будущем и новых персонажах. <…>И, кстати, когда я исчез [в «Последних джедаях»], я оставил после себя робу. И я ни за что теперь не появлюсь в виде голого призрака Силы. Довожу это до вашего сведения прямо сейчас.
30 ИЮНЯ, 05:33

Утрата дня. Скончался композитор Лало Шифрин, написавший музыку к более 100 фильмам
26 июня в Лос-Анджелесе ушёл из жизни Лало Шифрин. Аргентинскому композитору, сочинившему помимо прочего музыку к «Миссии: невыполнима», «Грязному Гарри» и «Хладнокровному Люку», было 93 года. Сыновья Шифрина, Уильям и Райан, сообщили, что композитор скончался в четверг от осложнений, вызванных пневмонией. Шифрин, который получил почетный «Оскар» на церемонии Governors Awards в ноябре 2018 года, десятилетиями жил в доме в Беверли-Хиллз, ранее принадлежавшем Гручо Марксу. «Каждый фильм имеет свою индивидуальность. Не существует правил для написания музыки к фильмам», — говорил Шифрин в интервью Associated Press в 2018 году. — Фильм сам диктует, какой будет музыка». Аргентинец стал лауреатом четырёх премий «Грэмми» и был номинирован на шесть премий «Оскар», в том числе пять раз за оригинальную музыку к фильмам «Хладнокровный Люк», «Лис», «Путешествие проклятых», «Ужас Амитивилля» и «Афера 2». Шифрин также написал грандиозное музыкальное представление для финала чемпионата мира по футболу в Италии в 1990 году, в котором три тенора — Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерас — впервые спели вместе. Это произведение стало одним из самых продаваемых в истории классической музыки. Уроженец Аргентины, чей отец более трёх десятилетий был концертмейстером Буэнос-Айресского филармонического оркестра, Шифрин получил образование в мире классической музыки, прежде чем в подростковом возрасте увлёкся американским джазом. Однако в то время джаз считался «аморальным», и Шифрину приходилось слушать его тайком. Он четыре года изучал музыку и право в университете своего родного города Буэнос-Айреса, а затем в 1952 году получил стипендию в Парижской консерватории, где изучал классическую музыку у известного композитора Оливье Мессиана. В 1956 году Шифрин вернулся в Буэнос-Айрес, создал собственную джазовую группу и занялся написанием музыки для теле- и радиопрограмм. Год спустя он получил аргентинский аналог «Оскара» за музыку к фильму «Начальник». Случайная встреча с великим джазовым музыкантом Диззи Гиллеспи в Аргентине привела к тому, что в 1958 году Шифрин переехал в США, где с 1960 по 1962 год был пианистом и аранжировщиком Гиллеспи. Шифрин написал для него две крупные джазовые работы: номинированную на «Грэмми» «Gillespiana» в 1960 году и «The New Continent» в 1963 году. «У меня было много учителей, но только один мастер: Диззи Гиллеспи», — сказал композитор. В 1962 году он подписал контракт с Verve Records в качестве артиста и аранжировщика, а в 1965 году получил свою первую премию «Грэмми» за композицию «The Cat» для органиста Джимми Смита (параллельно он также занимался аранжировками для своих коллег-джазменов Стэна Гетца, Кала Тьядера, Боба Брукмейера и других). Вторую премию «Грэмми» он получил за композицию «Jazz Suite on the Mass Texts», написанную в 1965 году для флейтиста Пола Хорна, — она была высоко оценена как джазовыми критиками, так и религиозными деятелями. Его номинированный на «Грэмми» альбом «The Dissection and Reconstruction of Music From the Past as Performed by the Inmates of Lalo Schifrin's Demented Ensemble as a Tribute to the Memory of the Marquis de Sade», в котором джазовые солисты выступали в барочном и классическом контексте, стал культовым. Вдохновленный киноработами таких композиторов, как Генри Манчини и Джонни Мэндел, Шифрин воспользовался своими связями в MGM и в 1963 году отправился в Калифорнию. Несмотря на уже упомянутую музыку к аргентинскому фильму «Начальник», своим первым успехом в кино он считал триллер «Хищники» режиссера Рене Клемана, музыку к которому он написал в Париже в 1964 году. «Если сравнить мою карьеру с домом, то “Хищники” были бы его фундаментом», — сказал он как-то раз. Последующие фильмы «Цинциннати Кид», «Хладнокровный Люк» и «Детектив Буллитт» продемонстрировали его способность вводить джаз и блюз в более традиционные оркестровые контексты. В 1968 году «Блеф Кугана» положил начало серии фильмов с режиссёром Доном Сигелом, в которую вошли «Обманутый», «Грязный Гарри» и «Чарли Варрик». Он также написал музыку к трём сиквелам «Грязного Гарри» — «Высшая сила», «Внезапный удар» и «Игра в смерть». Шифрин создал для Paramount культовые фанфары, которые использовались в различных формах на протяжении почти 30 лет. Его классная, насыщенная тема из «Миссии невыполнима», написанная в необычном размере 5/4 и заказанная для легендарного шпионского сериала CBS, который вышел в эфир в сентябре 1966 года, принесла Шифрину одну из его четырёх премий «Грэмми» и одну из четырёх номинаций на «Эмми». Она до сих пор остаётся важной частью франшизы фильмов с Томом Крузом. Шифрин рассказывал, что ему понадобилось всего три минуты, чтобы составить тему, и он написал её, не видя ни одного кадра из сериала. Кинокритик Энтони Лейн описал её словами «самая заразительная мелодия, которую когда-либо слышали уши смертных». Вдохновленный Брюс Ли тренировался под музыку из сериала «Миссия: невыполнима» в своем спортзале в Гонконге, а затем пригласил Шифрина на роль композитора и аранжировщика в свой фильм «Выход дракона» (1973). В качестве бонуса Ли бесплатно дал музыканту его первые уроки боевых искусств. Саундтрек «Выхода дракона», в свою очередь, вдохновил режиссёра Бретта Ратнера 25 лет спустя нанять композитора для своей трилогии боевиков «Час пик». Также в 1970-е он использовал футуристические хоровые пассажи для фильма Джорджа Лукаса «THX 1138», звуки эпохи Возрождения для «Четырёх мушкетеров» и создал весёлую карнавальную атмосферу для «Американских горок». Он написал музыку к последнему фильму Сэма Пекинпа «Уик-энд Остермана» (1983) и вернулся к своим аргентинским корням для фильма Карлоса Сауры «Танго» (1998). Последней крупной работой Шифрина стало сотрудничество с другим аргентинским композитором Родом Шейтманом: «Да здравствует свобода» — 35-минутная симфония, посвященная их стране, премьера которой состоялась 5 апреля в Театре Колон в Буэнос-Айресе. В 2008 году Шифрин написал автобиографию «Миссия невыполнима: моя жизнь в музыке». В ней он писал: В музыке выбор безграничен. Возможности звуковых комбинаций с акустическими инструментами симфонического оркестра, джазового ансамбля или камерного ансамбля ещё не исчерпаны. То, что было сделано в области электронной музыки до сих пор, — это лишь верхушка айсберга, который предстоит исследовать. На протяжении своей карьеры Шифрин дирижировал рядом ведущих оркестров мира, в том числе в Лондоне, Вене, Лос-Анджелесе, Израиле, Мехико, Хьюстоне, Атланте и Буэнос-Айресе. В 1987 году он был назначен музыкальным директором Парижского филармонического оркестра, созданного с целью записи музыки для фильмов, и занимал эту должность в течение пяти лет. Затем в 1995 году Шифрин дирижировал симфоническим концертом в Марселе, посвящённым 100-летию изобретения кино братьями Люмьер. Академия кинематографических искусств и наук отдала дань уважения композициям музыканта, которые «создавали напряжение, зажигали адреналин и придавали историям пульс». «Мы навсегда запомним композитора, который превращал каждый такт в острые ощущения, а каждую паузу — в напряжение», — говорится в сообщении на X.
27 ИЮНЯ

Правило дня. Марк Хэмилл рассказал о правиле, которое соблюдалось в старой трилогии «Звёздных войн» и было нарушено в новой
На днях в эфире шоу TODAY Марк Хэмилл в очередной раз вспомнил прославившую его классическую трилогию «Звёздных войн» — и среди прочего упомянул правило, которое Джордж Лукас неукоснительно соблюдал в старых фильмах и которое было нарушено в новых. Хэмилл отметил, что у Лукаса было чёткое представление о целевой аудитории «Звёздных войн» — исходя из этого представления, он избегал слишком серьёзной интонации в первой трилогии: На съёмках третьего фильма я жаловался на какие-то вещи, говорил: «Люк потерял руку, у него чёрная перчатка теперь, и разве мы не должны уделить больше внимания его борьбе с соблазном перейти на тёмную сторону Силы?» На это Джордж мне ответил: «Марк, это [кино] для детей». Именно поэтому он никогда не думал о том, чтобы убить кого-то из главных героев. А в новых фильмах нас отправили на тот свет одного за другим. Правило Лукаса, согласно которому три главных персонажа «Звёздных войн» — Люк Скайуокер, Лея Органа и Хан Соло — должны оставаться в живых, действительно было нарушено в трилогии сиквелов: Хана убили в седьмом эпизоде («Пробуждение Силы»), Люка — в восьмом («Последние джедаи»), Лею — в девятом («Скайуокер. Восход»).
11 ИЮНЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Со взрывом и со всхлипом: К юбилею Изабель Аджани
27 июня звезде французского кино исполнилось 70 лет. KNMN рассказывает о творческом пути красивой женщины и драматической актрисы, которая прекрасно вживается в самые разные образы, в том числе максимально дискомфортные
30 ИЮНЯ, 10:50

Всевидящее око дочки и отказ родителей от вранья в «Что знает Мариэль»
26 ИЮНЯ

Симулятор гонок и неспортивное поведение в «Формуле-1» с Брэдом Питтом
26 ИЮНЯ

Так же пусто было на Земле, и когда летал Экзюпери: «Маленький принц» в кино
29 ИЮНЯ