НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Рецензия на фильм «Ван Гог. На пороге вечности»

Илья Миллер, 8 февраля 2019, 13:41:00

Уиллем Дефо в очередной раз напоминает о своем актерском таланте в этом скромном рассказе о бесплодной борьбе великого художника с безумием.

О нем говорили, что в голове у него солнце, а в сердце – гроза. Факты биографии Винсента Ван Гога известны даже самому далекому от живописи человеку – художник прожил относительно короткую жизнь в отчаянии, безвестности и нищете, тем не менее создав множество удивительно ярких и полных жизни картин, которые коренным образом повлияют на историю мирового искусства. Режиссер Джулиан Шнабель, сам не понаслышке знающий об изобразительном искусстве, не спешит давать какую-то новую интерпретацию образа Ван Гога – хотя намекает в финале на знакомство с альтернативной теорией его самоубийства из биографии Стивена Найфи и Грегори Уайт-Смита. Шнабель выбирает подходящую форму независимого кино для рассказа о последних годах жизни голландского живописца, не предполагающей голливудского размаха. И всецело полагается на два основных элемента – актерского таланта Уиллема Дефо и навыков обращения с камерой оператора Бенуа Дельомма. Дефо, будучи в два раза старше Ван Гога, обладает и схожей физикой (что легко сравнить по автопортретам художника), и достаточной открытостью, чтобы передать двойственную природу своего персонажа и противоречия, которые его раздирали. Это при довольно сильной конкуренции – до Дефо роль Ван Гога в разные годы исполняли Керк Дуглас, Тим РотЖак Дютронк и Бенедикт Камбербэтч. Фильм, в своей основе снятый на фоне французских деревенских пейзажей, по стилю напоминает последние фильмы Терренса Малика, с узнаваемой манерой съемки камерой с руки, солнечных бликов в объективе и обесцвеченных фильтров. Итоговый результат получился в достаточной мере уважительным к голландскому гению (инцидент с ухом оставлен за кадром, как и многое другое, однако техника широкого мазка Ван Гога показана в деталях), но недостаточно цепляющим – и местами опасно приближающимся к банальности, как в теософической беседе с католическим священником (Мадс Миккельсен), где Винсент сам проводит параллели между собой и Иисусом Христом. Тем не менее великолепной игры Дефо (в которой тоже нет ничего удивительного для тех, кто не один год знаком с талантом этого актера) достаточно для того, чтобы картина оставляла положительное впечатление и спустя несколько дней после просмотра. И в голове будут звучать последние прижизненные слова художника, «Печаль будет длиться вечно».






КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер