«Долорес Клейборн» (1995), реж. Тейлор Хэкфорд
83% положительных рецензий
Когда Кинг увидел Кэти Бэйтс в «Мизери», то немедленно решил, что напишет для нее еще одну роль. И написал - по словам самой актрисы, Долорес стала самой главной ролью в ее карьере. Мрачная история о взаимоотношениях матери и дочки, снятая режиссером Хэкфордом в готических тонах, разворачивается в традиционных декорация штата Мэн. В фильме получили развитие важные для Кинга темы домашнего насилия, детских травм и инцеста. Сегодня «Долорес Клейборн» смотрится еще свежее и актуальнее, чем раньше, в связи с движением #MeToo. В каком-то смысле это идеальный феминистский триллер, до уровня которого многим современным аналогами, как до Луны.
«Оно» (2017), реж. Андрес Мускетти
85% положительных рецензий
Хоррор Андреса Мускетти удачно взошёл на почве, подготовленной сериалом «Очень странные дела» и общим бумом по 1980-м. Его «Оно» выглядит куда менее вычурно, чем первая телеэкранизация с Тимом Карри, да и пугает куда эффективнее. Клоун Пеннивайз в исполнении Билла Скарсгарда вышел, пожалуй, одним из самых запоминающихся жанровых чудищ последних лет, а актерский ансамбль детей из «Клуба неудачников» очарует даже самое черствое сердце. Все в картине хорошо сошлось, и в результате лента Мускетти стала не только самой кассовой экранизацией Кинга, но и самым успешным хоррором в истории.
«Сияние» (1980), реж. Стэнли Кубрик
86% положительных рецензий
Как известно, Кинг сильно невзлюбил адаптацию Кубрика за все те вольности, которые позволил себе великий режиссер. Однако более культовой и знаменитой экранизации у писателя вряд ли когда-то появится. Образы, созданные Кубриком, включая близняшек, кровь, заливающую коридоры, узоры на полу, по которому катается ребенок и, конечно, обезумевшего Джека Николсона, машущего топором, прочно вошли в массовую культуру, о чем прямо говорит фильм «Первому игроку приготовиться». Конечно, «Сияние» целиком фильм Кубрика и не будет преувеличением сказать, что его интерпретация романа получилась в чем-то глубже и интереснее первоисточника. О том, что хотел сказать автор спорят и будут спорить не меньше, чем о концовке «Космической Одиссеи». В любом случае, картина всегда будет стоять особняком среди бесчисленных экранизаций Кинга.
«1922» (2017), реж. Зак Хилдитч
88% положительных рецензий
Рассказ «1922» вышел в 2010 году в сборнике «Тьма, – и больше ничего». Небольшая история Кинга своеобразно перекладывает «Макбета» Шекспира в пространство американской глубинки начала прошлого века. В каком-то смысле главный герой тоже хочет власти, удержать свою семью в микромире, который уже давно трещит по швам. Фильм Хилдитча отлично передает психологическое состояние героя, одержимого чувством вины, спасибо актерскому таланту Томаса Джейна (уже отметившемуся в кинговской «Мгле»). Но лучшее ли это экранизация мастера - вопрос остается открытым.
«Мизери» (1990), реж. Роб Райнер
89% положительных рецензий
После успеха «Останься со мной» Роб Райнер согласился поставить еще одну экранизацию Кинга, на этот раз куда более мрачную и «взрослую». По словам самого писателя, в «Мизери» он пытался выразить пережитый им ад наркозависимости. Героиня Кэти Бэйтс, подобно веществам, держит главного героя взаперти, изолированным от общества, и в конечном счете медленно, садистски убивает его. Экранизация Райнера смягчила наиболее острые сцены первоисточника, ради создания крепкого хичкоковского саспенса. Впрочем, главной заслугой фильма, конечно, навсегда останется зловещий образ актрисы Бэйтс с длинным мясным ножом в руках, нависающей над беззащитным Джеймсом Кааном.
«Игра Джеральда» (2017), реж. Майк Флэнеган
90% положительных рецензий
Тот самый случай, когда к восторгам американских критиков есть резон отнестись с известным скепсисом: «Игра Джеральда» получилась не столько жуткой и натуралистичной, сколько эстетской и… забавной. Камера Майкла Фимоньяри любуется красотой Карлы Гуджино, Брюс Гринвуд в роли трупа перетягивает одеяло на себя, а финал остается таким же натянутым и чужеродным, как и в романе Кинга. Занятно, что через год Флэнеган выпустит куда более кинговский по духу сериал «Призраки дома на холме», снятый при этом не по Кингу, а по мотивам хрестоматийного романа ужасов Ширли Джексон.
«Мертвая зона» (1983), реж. Дэвид Кроненберг
90% положительных рецензий
1983 год стал судьбоносным для Дэвида Кроненберга, выбравшегося из хоррор-гетто на орбиту студийного кино. По-настоящему своим в кабинетах и коридорах голливудских мейджоров канадец так и не стал, но приличные бюджеты и звездных артистов получил. Выбор Кристофера Уокена на роль обычного школьного учителя, жизнь которого перевернул дар ясновидения, оказался безошибочным: актер, обладающий леденящим кровь взглядом, предстал в образе однозначно положительного героя, переживающего личную трагедию и идущего на самопожертвование — этот контраст сработал на все сто. А в целом обманчиво простая картина при ближайшем рассмотрении представлялась не только реверансом американской готике и классической историей о большом подвиге маленького человека, но и язвительной критикой политического популизма — спустя 36 лет «Мертвая зона» все так же актуальна.
«Останься со мной» (1986), реж. Роб Райнер
91% положительных рецензий
Экранизация повести «Тело» из сборника «Четыре сезона» — лирическое путешествие в конец 1950-х и в кинговский мифический Касл-Рок, для которого еще не наступили самые мрачные время. Настроение первоисточника впоследствии эхом отозвалось в «Оно» и «Сердцах в Атлантиде». Что до экранизации, то остается лишь догадываться, подозревал ли режиссер Роб Райнер, что история о четверых мальчишках, отправившихся в лес на поиски трупа своего сверстника, станет отправной точкой для целого ряда лент — от аутентичных «Балбесов» до стилизованной многосерийки «Очень странные дела».
«Побег из Шоушенка» (1994), реж. Фрэнк Дарабонт
91% положительных рецензий
Это не только одна из самых высоко оцененных критиками киноверсий произведений Кинга, но еще и самая популярная среди зрителей — опережая общепризнанные шедевры мирового кино всех времен, фильм долгие годы возглавляет список 250 лучших лент по версии пользователей сайта IMDb. Тем примечательнее тот факт, что «Побег из Шоушенка», поставленный по короткой повести «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» (она открывает уже упомянутый сборник «Четыре сезона»), — абсолютно «нетипичный» Кинг. Здесь нет никакой мистики и фантастики — сам «король» охарактеризовал повесть о побеге из тюрьмы как стилизацию под старые фильмы студии Warner Bros. В повести Кинг предстает не столько мастером жанровой литературы, сколько большим американским писателем без привязок к каким бы то ни было классификациям. У Дарабонта получилась духоподъемная (в самом хорошем смысле) и многоплановая картина, рассказывающая об Америке не меньше, чем вышедший в том же году «Форрест Гамп».
«Кэрри» (1976), реж. Брайан Де Пальма
93% положительных рецензий
За постановку фильма по дебютному роману Кинга взялся Брайан Де Пальма: экранизация стала прорывом для обоих и считается эталонным «хоррором взросления». Фильм, впрочем, стал не только одним из самых ярких образцов жанра (это до сих пор, пожалуй, самый жуткий prom-хоррор всех времен) и наиболее важных картин 70-х в целом. Несмотря на приемы, которые сегодня представляются несколько архаичными (например, полиэкран), содержание оказывается все же важнее формы: «Кэрри» и по сей день по праву считается одной из самых мощных драм о родительском диктате и школьной травле.
Материал подготовили Кирилл Горячок и Дмитрий Молчанов.
Кинг рисует глубинный ужас. К сожалению, в 99% случаев режиссеры пытаются компенсировать дефицит визуальных средств повышением густоты кетчупа на экране. Но, опять же, сильно густым не сделаешь - детишек тогда в кино не пустят. В общем, качественного кина по Кингу не будет в ближайшее время, а то и никогда.