НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Санта Клаус не придет: 10 лучших рождественских хорроров

Дмитрий Соколов, 18 декабря 2019, 16:59:00 1

На этой неделе в российском прокате стартует хоррор «Черное Рождество», очередной ремейк жанровой классики, которую многие традиционно причисляют – наряду с «Кровавым заливом» и «Хэллоуином» - к родоначальникам слэшеров. Мы же в «Киномании» хотим напомнить, что рождественский хоррор вовсе не редкая вещь.

«Тихая ночь, смертельная ночь» (1984)

В канун Рождества 1971-го пятилетний Билли становится свидетелем того, как одетый в костюм Санты грабитель убивает его родителей, в то время как мальчику удается бежать. В 1984-м теперь уже совершеннолетний Билли, и по-прежнему глубоко травмированный пережитой в детстве трагедией, выходит из приюта, чтобы начать взрослую жизнь. Он находит работу в магазине игрушек, обзаводится симпатичной подругой, и, кажется, что дела у него идут вполне неплохо... до тех пор, пока не наступает рождественский сезон, и в голову Билли не начинают все чаще лезть навязчивые мысли о плохих детях, которых должен наказать Санта-Клаус.

Как и вышедшее за десять лет до него «Черное Рождество», этот слэшер — классика рождественского хоррора, но, что более важно, еще и главная хоррор-франшиза, посвященная темной стороне Рождества. Примечательно, что через неделю после своего выхода фильм под давлением общественности был снят с экранов, чему виной была очень своеобразная рекламная кампания создателей фильма, в ходе которой трейлеры показывались прямо во время семейных телешоу. Хотя фильм был еще и разруган критикой, хорошие продажи на видео, равно как и неплохие финансовые показатели по итогам краткого проката привели к появлению длинной вереницы сиквелов, последние из которых были сняты в начале 1990-х при активном участии культового режиссера Брайана Юзны — правда, никакой связи с оригиналом, кроме темы и названия, эти части не имеют. А в 2012-м вышел ремейк с Малкольмом Макдауэллом, в котором зловещий Санта орудует, кроме прочего, огнеметом. Но самый первый фильм представлял собой не столько типичный для 1980-х молодежный хоррор с неотразимой Линни Куигли (которую здесь насаживают на рога — и это не эвфемизм), сколько попытку исследовать формирование личности маньяка через опыт детских травм.

«Парковка» (2007)

В канун Рождества офисная трудяга Анжела тонет в работе, и засиживается допоздна. Собираясь было поехать домой, она обнаруживает, что с ее автомобилем что-то не так, и обращается за помощью к охраннику на парковке, который добросердечно соглашается выяснить в чем дело. Вскоре после этого Анжела теряет сознание, а приходит в себя уже в будке охранника, одетой в роскошное вечернее платье... и в цепях. С этого момента ее рождественский вечер превратится в самый настоящий кошмар, из которого будет очень сложно выбраться живой и невредимой.

«Парковка» — фильм ныне подзабытый дебют Франка Халфуна, протеже Александра Ажа, который здесь выступил сопродюсером и одним из авторов сценария. По своей атмосфере «Парковка» — едва ли не идеальный «герметичный триллер»: почти все действие происходит в рамках одной — пусть и довольно большой — локации, а основных действующих лиц всего двое. Из этого минимального набора ингредиентов Халфун смог выжать максимум саспенса и динамики, в чем немалая заслуга не только хорошо проработанного сценария, но и отличных актеров, Рэйчел НиколсУжас Амитивилля», «Конан-варвар») и Уэса БентлиКрасота по-американски») — причем последний выступает здесь в крайне непривычной для себя роли, но превосходно передает состояние одержимости, постоянно колеблющейся между нежностью и насилием.

«Гремлины» (1984)

В канун Рождества эксцентричный изобретатель Рэндалл Пельтцер забредает в Чайнатаун в поисках подарка для своего сына Билли, и обнаруживает в одной из лавок могвая — милого пушистого зверька с большими глазами и ушами. У добродушного могвая, однако, есть неприятная особенность: при попадании на него воды он порождает гремлинов — когтистых и чешуйчатых монстров, приносящих с собою хаос и разрушение. Разумеется, когда приятель Билли случайно проливает воду на могвая, и в городке появляется банда гремлинов, Рождество превращается в настоящее испытание для местных жителей, а в первую очередь — для Билли и его девушки, которые отчаянно пытаются найти способ остановить разбушевавшихся гремлинов.

Еще одна классика рождественского хоррора, вышедшая все в том же знаковом 1984-м, и ставшая одним из самых известных фильмов Джо ДантеВой», «Солдатики»), а также породившая во второй половине декады целую волну фильмов о маленьких монстрах, устраивающих пакости направо и налево. Стоит вспомнить фильмы вроде «Зубастиков», «Тролля», или «Гоблинов» — все они, с разной степенью успешности и таланта, эксплуатировали тот же самый концепт, предложенный фильмом Данте. Но, в отличие от большинства подражателей, «Гремлины» все же в целом остаются в рамках семейной комедии с элементами хоррора, воздерживаясь от обилия вырванных внутренностей и крови или излишне физиологичных шуток, в чем, надо полагать, заслуга продюсера Стивена Спилберга и сценариста Криса КоламбусаОдин дома»).

«Крампус» (2015)

Большая и не слишком дружная семья Энгель собирается на рождественский ужин, однако постоянные склоки между родственниками приводят к тому, что самый маленький участник торжества Макс теряет веру в дух Рождества... и это прискорбное событие не остается без последствий. Вскоре семью Энгель навещает Крампус — демонического вида монстр, жестоко наказывающий тех, кто подрывает рождественские традиции своим неверием. Теперь разношерстной семье придется поневоле сплотиться перед лицом древнего зла, использующего широкий пыточный арсенал для того, чтобы устроить своим жертвам незабываемое Рождество.

Крампус — персонаж австрийского и баварского фольклора, своего рода антипод Санта-Клауса, ставший популярным во многом благодаря этому фильму. Режиссер Майкл Догерти в своей работе явно отдает дать уважения хоррорам восьмидесятых, в первую очередь все тем же «Гремлинам», но, в отличие от классики, здесь намного больше мрачности и заметно меньше семейного юмора. Фильм, разумеется, породил немало малобюджетных (и в основном не слишком интересных) подражателей, но, за прошедшие годы, как ни странно, так и не обзавелся ни одним полноценным сиквелом. Но, как бы то ни было, посмотреть его однозначно стоит всем, кто любит мистические истории с черным юмором ... и злобных пряничных человечков.

«Снеговик» (1997)

С огромным трудом пойманный серийный убийца Джек Фрост во время транспортировки к месту казни пытается сбежать, однако попадает в автокатастрофу, и его автомобиль врезается в грузовик, перевозивший материалы для генетических исследований. В результате этого инцидента физическое тело Джека сливается со снегом, превращая маньяка в снеговика-мутанта. Одержимый жаждой мести снеговик устраивает кровавую баню в близлежащем городке, с которой придется иметь дело местному шерифу и подоспевшему на помощь агенту ФБР.

Это, пожалуй, один из наиболее ярких — и при этом прискорбно малоизвестных — рождественских хорроров из всех когда-либо созданных. Сделанный за крошечные деньги, вышедший прямо на видео, этот режиссерский опыт Майкла Куни (сценариста «Идентификации») примечателен не столько своей вопиющей абсурдностью, сколько креативными визуальными решениями и отменным черным юмором. Это тот самый случай, когда малобюджетный трэш-хоррор сделан совершенно сознательно и со знанием дела — а не от безденежья и с плохо скрываемыми претензиями на великое кино, как часто бывает. Это динамичный, кровавый и веселый слэшер, в котором обезумевший снеговик убивает людей направо и налево: смотреть его стоит хотя бы ради знаменитой сцены в душе с участием морковки (да, здесь, как и в «Психо», тоже есть сцена в душе!), или финальной схватки, где Джека пытаются растопить кучей фенов. Для особых ценителей стоит напомнить, что именно в этом фильме дебютировала Шэннон ЭлизабетАмериканский пирог», «Джей и молчаливый Боб наносят ответный удар»).

«Детишки» (2008)

Девушка-тинейджер Кейси вместе со своей семьей и компанией их общих друзей приезжает в уединенный загородный дом, чтобы весело встретить Рождество, однако наступающий праздник слегка омрачает странное поведение малолетних детей, которые заметно притихли, и, кажется, подхватили какой-то вирус. На следующий день после прибытия всех гостей дети превращаются в самых настоящих убийц, безмолвно и крайне жестоко расправляющихся со всеми взрослыми, так что Кейси придется отчаянно бороться за свою жизнь.

Малоизвестный британский хоррор Тома Шэнкланда, работающего в основном на телевидении («Каратель», «Карточный домик») примечателен тем, что, в отличие от большинства рождественских хорроров, сохраняет серьезный тон на всем протяжении истории. И действительно, сам сюжет, при всей его дикости, не содержит ровным счетом никакой мистики, ограничиваясь лишь намеками на какое-то медицинское объяснение происходящего — но даже и без него фильм смотрится как бесстрастный, почти документальный отчет о детской жестокости, исследующий, кроме прочего, малопопулярную тему детей-убийц, равно как и табуированность насилия над детьми в современном обществе. Шэнкланд мастерски выстраивает нагнетение саспенса, поддерживая мрачное, совершенно не праздничное настроение, несмотря на семейные торжества, постоянно напоминая о болезненности происходящего — которая до поры до времени остается скрытой от глаз взрослых. В итоге получилось депрессивное и жестокое — в том числе и психологически — кино, которое остается предельно последовательным в своей атмосфере.

«Всем спокойной ночи» (1980)

Во время празднования Рождества группа студенток решает не уезжать к семьям, а провести уик-энд в общежитии, предварительно пригласив своих бойфрендов. Поначалу все идет отлично, и ребята уже предвкушают отличный рождественский кутеж, однако веселью приходит конец, когда в здание проникает психопат, одетый в костюм Санта-Клауса, который открывает охоту на всех, кому не повезло оказаться внутри.

Задолго до выхода «Тихой ночи, смертельной ночи» маньяк, переодетый в Санту, орудовал в этом фильме, представляющем собой типичнейший для своей эпохи слэшер, с большим количеством секса и смертей. Правда, в отличие от фильма 1984-го года, этот, имея нормальный кинотеатральный прокат, прошел малозамеченным, зато все так же был разруган критикой. Между тем, фильм при ближайшем рассмотрении оказывается полон маленьких, но запоминающихся неожиданностей, которые несомненно порадуют любителя слэшеров: так, например, здесь будет убийство с помощью арбалета (!) — но не спрашивайте, как связаны арбалет и Санта-Клаус. В общем, небезынтересный образец жанра, которому стоит дать шанс, если вам нравится смотреть как разнообразно убивают тусовочную молодежь.

«Черное рождество» (1974)

В канун Рождества неизвестный убийца проникает в женское общежитие, где компания подруг устраивает рождественскую вечеринку. После того, как одна из них пропадает, на следующий день ее подруги начинают подозревать неладное, и по мере того, как они пытаются понять, что происходит на кампусе, число трупов будет только расти.

Фильм, без которого нельзя обойтись в этом списке, несмотря на то, что его ремейки сейчас несколько затмевают тот факт, что фильм Боба Кларка не был слэшером в классическом его понимании. Как и вышедший позже «Хэллоуин», «Черное Рождество» до известной степени эксплуатирует городскую легенду о незнакомце в доме (именно о ней рассказывает герой Роберта Энглунда в «Городских легендах»), но по своей структуре этот канадский фильм больше похож на детективный триллер, в котором действует неназванный серийный убийца. Тем не менее, историческое его влияние сложно переоценить: помимо того, что он способствовал установлению некоторых важных сюжетных элементов в слэшерах, он также содержал кое-какие визуальные элементы, ставшие частью жанровых конвенций — в частности, знаменитый «вид от первого лица», отлично обыгранный в одной из самых знаменитых сцен фильма, вынесенной даже на постер. В 2000-х новая версия классики оформлена уже как стандартный, хотя и красиво оформленный, слэшер, а вот в ремейк 2019-го создатели добавили ощутимый профеминистский месседж, хотя подали его не самым удачным образом.

«Ты лучше смотри в оба»  (1980) 

Гарри, будучи маленьким мальчиком, получил психологическую травму, наблюдая, как на Рождество его отец, одетый в костюм Санта-Клауса, домогался его матери, и это событие наложило глубокий отпечаток на всю его последующую жизнь. Уже будучи взрослым, Гарри, работающий на фабрике игрушек, становится все больше и больше одержим образом Санта-Клауса, переделывая свой дом с помощью рождественских игрушек, и шпионя за соседскими детьми, чтобы выяснить, насколько хорошо они себя вели. Эта обсессия в конце концов приведет к тому, что Гарри решит выполнить работу Санты, карая тех, кто плохо вел себя весь год, так что в Рождество у него будет много тяжелой — и кровавой — работы.

Именно этот фильм, тоже получивший культовый статус, послужил источником вдохновения для классической «Тихой ночи, смертельной ночи», что можно легко понять не только по самой идее маньяка в костюме Санта-Клауса, но также и в фокусировке сюжета не на убийствах, а на становлении личности маньяка, связанном с детской травмой. Но, в отличие от фильма про мальчика Билли, эта картина не вызвала настолько бурной реакции общественности, да и критики встретили ее намного теплее. В основном такая реакция связана с талантом режиссера и сценариста Льюиса Джексона, который снимал, безусловно, хоррор, но в первую очередь, хоррор психологический, в котором центром истории становится исследование характера, в то время как собственно убийства играют роль лишь одного из элементов сюжета.

«Санта на продажу» (2010)

Работающая в Финляндии британская компания ведет бурение в области горы Корватунтури, которая, согласно руководителю проекта, представляет собой гигантский погребальный курган, внутри которого находится гробница. Двое местных мальчишек собираются тайком проникнуть внутрь горы, и это решение приведет их к знакомству с Санта-Клаусом — только не обработанным в массовой культуре образом доброго дедушки, а настоящим, диким и злобным существом, которое любит кидать непослушных детей в котел.

Финская хоррор-комедия Ялмари Хеландера, основанная на его же короткоматражках начала 2000-х, это, пожалуй, одна из лучших вариаций историй о темной стороне Рождества. Фильм, конечно, отхватил охапку наград на всевозможных жанровых фестиавлях, и Хеландер заполнил свою работу множеством гиковских отсылок (взять хотя бы название буровой компании Subzero), но сила фильма не в них, а в уникальном стиле, объединяющем рождественскую сказку и мрачный хоррор, отчетливо отсылающий к фильмам Джона Карпентера. Это одновременно пародия и язвительный социальный комментарий, единство которой удерживается выверенной визуальной составляющей.






КОММЕНТАРИИ 1
Не увидел здесь "Смотри по сторонам", а зря...

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер