НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Тигры и футбол: «Гладиатору» Ридли Скотта — 20 лет

    , 1

    Два десятилетия назад в американский прокат вышел «Гладиатор» — фильм, возродивший жанр пеплума, завоевавший 5 «Оскаров» (включая главный) и сделавший суперзвездой Рассела Кроу. Вспоминаем выдающуюся картину Ридли Скотта — в цифрах и фактах.

    Гладиатор должен умереть

    Сценарий Дэвида Францони был далек от идеала, и его доводили до ума общими усилиями прямо во время съемок. Оказывается, в первоначальном варианте герой Рассела Кроу оставался жив, и уже в ходе съемочного процесса Ридли Скотт понял, что такой финал лишен логики. В недавнем интервью Empire Кроу рассказал, что в один прекрасный день Скотт заявил ему: «Послушай, всё так складывается, что даже не знаю, как ты выживешь. У героя лишь одно дело — акт мести за жену и ребенка. И когда он ее свершит, что он будет делать дальше?» Актер отшутился: «И правда, что же Максимус будет делать дальше? Откроет гребаную пиццерию при Колизее? У него единственная цель, и, достигнув ее, он жаждет поскорее воссоединиться с женой в ином мире и попросить у нее прощения за то, что его не было рядом в нужный момент. Вот и всё».

    Телепузик Максимус

    Кроу отметил, что даже в знаменитом монологе, начинающемся с фразы «Меня зовут Максимус Децим Меридий...» преобладает интонация человека, сознательно идущего на смерть и не видящего для себя иного исхода. Так что гибель Максимуса и вправду была предрешена и абсолютно логична. Кстати, произнеся этот монолог, герой снимал шлем, чтобы Коммод увидел его лицо, и тут возникла забавная проблема. «В этом шлеме было статическое электричество, и всякий раз, когда я его снимал, у меня волосы вставали дыбом, — всоминает Кроу. — Я снимал его быстро, потом пробовал делать это медленно, но эффект был тот же — все время вверх торчали два волоска, как у гребаного телепузика».

    Одна фраза вместо сценария

    Проблемным, как уже было сказано выше, сценарием Рассела Кроу даже не пытались заманить в проект: сам он говорит, что если бы прочел текст, то вряд ли смог бы представить себе будущий фильм. Вместо этого продюсеры привлекли актера всего одной фразой: «184 год нашей эры, ты — римский генерал, кино будет ставить Ридли Скотт». Трюк сработал на все сто — Кроу заинтересовался «Гладиатором» моментально. При этом Рассел, по его словам, был далек от формы, соответствующей образу непобедимого воина: «Я только что закончил съемки в "Своем человеке". Я был просто огромным. И к тому же с обритой головой, потому что в том фильме я носил парик, и на лысой голове его было проще фиксировать. Ни один римский генерал не мог бы так выглядеть».

    «Пальцы вниз»

    Если Расселу Кроу понадобилась всего одна фраза, чтобы увлечься проектом, то на Ридли Скотта тратить слова вообще не пришлось — продюсер Уолтер Паркс просто показал режиссеру картину французского художника-неоклассициста Жана-Леона Жерома «Pollice verso» («Пальцы вниз»), написанную в 1872 году. Полотно настолько впечатлило Ридли, что он тут же дал согласие ставить кино о Древнем Риме. «С моим опытом я могу принять решение молниеносно, и обычно это решение верное. Так что я сразу согласился. Паркс ответил: "Погоди-ка, ты ведь даже не знаешь, что у нас за история", на что я сказал: "Мне все равно, я возьмусь за фильм"».

    Пересматривая Феллини

    Можно было бы предположить, что, прежде чем взяться за съемки, Ридли Скотт пересмотрел самые знаменитые пеплумы в истории кино, но — ничего подобного. Францони вспоминает: «Среди фильмов, которые мы с Ридли смотрели и обсуждали, были "На Западном фронте без перемен", "Сладкая жизнь" (потому что там показана развращенная римская буржуазия) и "Конформист". Могу с полной уверенностью утверждать, что единственным фильмом о Древнем Риме, который посмотрел Ридли, был "Сатирикон. Другими словами, едва ли не главным источником вдохновения Скотта в процессе работы над «Гладиатором» можно считать картины Федерико Феллини.

    Виски, сигары и ностальгия по 1960-м

    Сценарий Францони (кстати, сюжет родился у кинодраматурга еще в 1970-е — тогда он колесил по миру на байке, набираясь впечатлений) доводили до ума не только профессиональные сценаристы Джон Логан и Уильям Николсон, получившие за это гонорары и номинации на «Оскар», не только Ридли Скотт и Рассел Кроу, но и актеры. Хоакин Феникс, Конни Нильсен, Ричард Харрис и Джимон Хонсу импровизировали на ходу, и вообще на съемочной площадке царила творческая атмосфера. Правда, и слегка нервная тоже — из-за отсутствия окончательного варианта сценария продюсеры усилили контроль над Скоттом, в результате чего режиссер просто перестал обращать на этот контроль внимание — в жизнь воплощались в первую очередь лишь те важные решения, которые Ридли принимал на пару с Расселом Кроу. Стресс на площадке снимали по старинке, о чем вспоминает все тот же Францони: «Мы все пили виски и курили сигары. Мы обменивались идеями и заметками, а потом, в три или четыре часа утра я шел к себе и писал, после чего показывал свежие страницы Ридли. Мы почти каждый день обсуждали сцены с Расселом перед тем, как он отправлялся на съемочную площадку. Помню, однажды мы уселись прямо на землю и начали что-то чертить на песке. Всё это было очень похоже на то, как снимали кино в 60-е».

    Футболист Рассел Кроу

    Для Кроу роль Максимуса стала самой изматывающей в карьере — физически, а не эмоционально. Подписывая контракт, актер не подозревал, как туго ему придется. «Когда вы катаетесь по земле в гигантских сценах, выполняя сотни движений согласно хореографии боя, когда вы имеете дело с лошадьми и тиграми, когда вы не застрахованы от того, что рано или поздно что-то может пойти не так, как задумывалось — разумеется, травм не избежать. Но когда ты молод, ты будто гуттаперчевый и быстро приходишь в норму. Помню, когда вернулся домой после съемок, мама спросила меня, как я себя чувствую. Я ответил, что чувствую себя футболистом, у которого в сезоне было чересчур много игрового времени». Кстати о футболе. Во время съемок Кроу получил письмо от студийного руководства, где его просили... не играть в футбол, потому что это может привести к травмам. Ответное послание актера не заставило себя ждать: «То есть сражаться с четырьмя тиграми мне можно, а играть в футбол нельзя? Да бросьте вы... С любовью, Рассел».

    Ридли Скотту «Оскара» не хватило

    Этот факт Рассел Кроу, который свою статуэтку получил, всегда считал чудовищной несправедливостью — актер утверждает, что именно Скотт был главной движущей и вдохновляющей силой на съемочной площадке «Гладиатора», именно он не боялся рисковать и вступал в конфронтацию с продюсерами (и в итоге оказался прав), вывозя на себе весь фильм. Но режиссерского «Оскара» в тот год отхватил Стивен Содерберг за «Траффик». По мнению Кроу, «Оскара» за роль второго плана заслуживал и сыгравший императора Коммода Хоакин Феникс, однако и тут в расклад вмешался «Траффик» — статуэтку выдали Бенисио Дель Торо, сыгравшему в ленте Содерберга. Всего же «Гладиатор» завоевал пять «Оскаров», а представлен был в 11 номинациях.

    В прокате фильм тоже выступил достойно, заработав во всем мире $460,6 млн при бюджете $103 миллиона — очень неплохо для пеплума, длящегося два с половиной часа. «Гладиатор» открыл дорогу другим фильмам «меча и сандалий», но ни «Троя», ни «300 спартанцев» успех грандиозной картины Ридли Скотта повторить не смогли.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В честь юбилея знаменитой картины Сэма Пекинпы, Кирилл Горячок вспоминает за что ее полюбили Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе, Джон Ву и другие важные кинематографисты, а также, почему ее можно считать поворотным пунктом во всей истории голливудского кино.

    В российский прокат выходит, пожалуй, главный антивоенный фильм в истории «Апокалипсис сегодня». Картине в этом году исполняется 40 лет, а его создатели Фрэнсис Форд Коппола и сценарист Джон Милиус тоже празднуют юбилеи: 80 и 75 лет соответственно. В честь этого Киномания решила разобраться в самых интересных референсах шедевра.

    К юбилею классического хоррора, который также на этой неделе выпущен в российский прокат, Киномания разбирается в отсылках, референсах и оммажах внутри «Чужого». 

    КОММЕНТАРИИ 1
    20 лет... Однако... А я еще помню как смотрел этот фильм в первый раз на пиратской видеокассете.

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.