НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ

Многогранное кино: «Большой куш» и еще 5 культовых фильмов с «ювелирными» сюжетами

Kinomania.ru , 6 июля 2020, 23:51:00

В этом году исполняется 20 лет «Большому кушу» — фильму, сценарным триггером которого стала охота за бриллиантом. Вспоминаем веселый боевик Гая Ричи, а вместе с ним еще пять знаменитых картин, в которых драгоценные камни помогли раскрутить самые разные истории.

Драгоценности как повод подраться и пострелять — «Большой куш» (2000)

Дебютный фильм Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола» (1998) стал сенсацией, и уже во вторую свою картину англичанин сумел заполучить голливудскую суперзвезду Брэда Питта. Тот изобразил цыгана Мики — убойного нокаутера и плута, всегда готового надуть заносчивых городских. Питт без видимых усилий перетянул одеяло на себя и «украл» кино у исполнителя номинально главной роли Джейсона Стэйтема и его коллег, а заодно отвлек внимание зрителя от истории о попытке переправить краденый гигантский бриллиант из Британии в Америку.

Впрочем, и сам Ричи, похоже, не был всецело сконцентрирован на этом сюжетном ходе: злоключения камня на 86 карат стали для него лишь поводом во второй раз продемонстрировать лондонское криминальное дно — мелких жуликов, барыг, устроителей подпольных боев, русских гангстеров и прочую колоритную публику. Такой подход оказался эффективным: $10-миллионное кино заработало в мировом прокате $83,6 млн.

Драгоценности как любовное приключение — «Роман с камнем» (1984)

Камень, заявленный в названии лучшего приключенческого ромкома 80-х, — внушительных размеров изумруд, за которым в живописной Колумбии охотятся незадачливые бандиты, местный коррумпированный полицейский и, поневоле, одна странная парочка — американская сочинительница дамских романов Джоан (Кэтлин Тернер) и авантюрист Джек (Майкл Дуглас).

Немного сумбурное, но красивое и захватывающее кино Роберта Земекиса, скроенное по лекалам классической «Африканской королевы», запомнилось — в том числе и советскому зрителю — прежде всего дуэтом Тернер и Дугласа (одним из самых красивых за всю историю кино) и комическим «довеском» к нему в лице Дэнни ДеВито. Эта троица появится еще в двух картинах — «Жемчужине Нила» (сиквеле «Романа с камнем») и «Войне супругов Роуз», а Земекис, воспользовавшись кассовым успехом «Романа...» ($86,6 млн в мировом прокате при $10-миллионном бюджете) спустя год снимет «Назад в будущее» — фильм, который выведет его в высшую режиссерскую лигу Голливуда.

Драгоценности как экскурс в историю — «Титаник» (1997)

Погружение в любовную историю пассажиров «Титаника» Джека (Леонардо ДиКаприо) и Роуз (Кейт Уинслет) стартует в 1996 году — благодаря охотнику за сокровищами Броку Лаветту (Билл Пэкстон), который рассчитывает обнаружить в одном из сейфов, сохранившихся на затонувшем суперлайнере, знаменитый голубой бриллиант «Сердце океана». Камень становится своеобразным пропуском в далекое прошлое, в котором любовная история, конечно же, выступает гвоздем программы, однако и размышления Джеймса Кэмерона об истории ХХ века, полной драм и трагедий, никто не отменял. Если посмотреть на «Титаник» не только как на костюмную мелодраму или снятый в лучших традициях фильм-катастрофу, то в этой масштабной картине можно разглядеть и горькую историю классового неравенства, и символическое прощание с XIX веком и его идеалами. И, конечно, крушение самого роскошного лайнера эпохи стало красивой метафорой грядущих бед века двадцатого: до начала Первой мировой оставалось каких-то два года.

Кэмерону удалось ударить по всем фронтам: он снял идеальное зрительское кино («Титаник», собравший в мировом прокате $2,188 млрд, на протяжении 12 лет удерживал первое место в списке самых кассовых фильмов всех времен — вплоть до выхода «Аватара»), глубокую историческую драму, высоко оцененную критиками (89% положительных рецензий на Rotten Tomatoes) и коллегами-профессионалами (11 «Оскаров»), наконец — он сделал суперзвездами Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо (а ведь на роль Джека претендовали, представьте себе, Кристиан Бейл и... Маколей Калкин!). Словом, кино получилось поистине драгоценное.

Драгоценности как мечта о красивой жизни — «Завтрак у Тиффани» (1961)

Экранизация повести Трумена Капоте стала одним из самых известных фильмов в карьере Одри Хепберн. Ее героиня, молодая женщина по имени Холли Голайтли — взбалмошная, очаровательная прожигательница жизни, мечтающая выйти замуж за богача. Но пока она вынуждена ютиться в маленькой съемной квартирке на Манхэттене, а ее «местом силы» становится ближайший ювелирный магазин Tiffany & Co. Холли не может себе позволить то, что здесь продается, и ассортимент «Тиффани» становится ее мечтой — символом роскошной жизни, которой у мисс Голайтли, скорее всего, никогда не будет.

У картины Блэйка Эдвардса хватает расхождений с литературным первоисточником (от времени действия до возраста героини — рубеж 1960-х вместо середины 1940-х и чуть за 30 вместо 18-19 лет соответственно), но интонацию светлой грусти, которой пронизана повесть Капоте, фильм улавливает безошибочно, и аккомпанементом этого чувства становится прекрасная песня Генри Манчини «Moon River», написанная специально для фильма и ставшая своего рода музыкальной визитной карточкой Хепберн. А еще это одно из самых красивых в истории кино признаний в любви к Нью-Йорку.

Драгоценности как проклятие — «Неограненные драгоценности» (2019)

Владелец нью-йоркской ювелирной лавки Говард Ратнер (Адам Сэндлер) потратил несколько месяцев, чтобы добыть уникальный опал, переливающийся всеми цветами радуги — камень, возраст которого исчисляется десятками миллионов лет, доставили ему из Африки. Говард рассчитывает выручить за этот раритет на аукционе не меньше миллиона долларов, но в его планы вмешиваются непредвиденные обстоятельства и неискоренимая страсть Ратнера к игре.

Необычная картина братьев СэфдиХорошее время») — не только портрет пафосного, густонаселенного знаменитостями и пройдохами всех мастей Нью-Йорка начала 2010-х: с первых же кадров «Неограненные драгоценности» — напряженный хичкоковский триллер, залитый обманчиво праздничным неоном и оглушающий полифонией голосов, шумов и гениального саундтрека электронщика-экспериментатора Дэниела Лопатина. И, конечно же, это одна из лучших серьезных ролей в фильмографии комика Сэндлера — наряду с выдающимися работами в «Любви, сбивающей с ног» и «Опустевшем городе».

Драгоценности как диагноз — «Газовый свет» (1944)

Герой пьесы британского драматурга Патрика Гамильтона и ее самой известной экранизации, снятой Джорджем Кьюкором в 1944 году, одержим драгоценностями. Аферист и убийца Грегори Энтон (Шарль Буайе) не преследует корыстных целей: чтобы добраться до сокровищ убитой несколько лет назад оперной дивы, он женится на ее племяннице Поле (Ингрид Бергман получила за эту роль премию «Оскар»). А чтобы жена не мешала ему рыться на чердаке дома покойной певицы в поисках камней, он начинает медленно сводить ее с ума: из-за уловок Грегори женщине кажется, будто она ведет себя неадекватно (например, зачем-то перекладывает вещи в собственном доме и забывает об этом). А вечерами Поле слышится странный шум на чердаке и кажется, будто свет газовых ламп на время становится слабее, хотя все домашние уверяют ее, что не убавляли освещение.

«Газовый свет» внес свой вклад в лексикон психологов и психиатров — викторианский триллер оказался лишь красивой ширмой для вечно актуальной и социально заряженной истории. С 60-х годов газлайтингом (оригинальное название пьесы и фильма — Gaslight) стали называть нередко встречающуюся в разных моделях отношений форму психологического насилия, цель которого — заставить жертву поверить, что она неадекватно воспринимает реальность, заставить ее чувствовать себя психически ненормальной и ущербной.

БОНУС: Драгоценности как макгаффин — «Бриллиантовая рука» (1969)

Термин «макгаффин», как известно, означает в кино некий предмет, за которым все охотятся, но который сам по себе ничего не значит. Как говорил Альфред Хичкок в книге интервью Франсуа Трюффо: «Не важно, что это за вещь, главное, что все хотят ею обладать». В сущности, в большинстве фильмов, где фигурируют драгоценности, они и являются макгаффином, но макгаффина ярче и нагляднее, чем содержимое гипсовой повязки Семена Семеновича Горбункова в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая, пожалуй, и не придумаешь.

Благодаря «золоту и бриллиантам», которые, как полагают контрабандисты Лелик и Геша, носит в гипсе герой Юрия Никулина, хлесткую сатиру в «Бриллиантовой руке» удалось замаскировать под безобидную криминальную комедию с уклоном в эксцентрику. А чтобы окончательно заморочить цензоров, Гайдай вклеил в финал фильма кадры с ядерным взрывом. Шокированная дикой развязкой приемная комиссия постановила вырезать эти кадры и позабыла о множестве других своих претензий к картине, что позволило сохранить ряд эпизодов, которые могли расценить как крамольные.






ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Ровно 35 лет назад, 3 июля 1985 года, вышла на экраны фантастическая комедия «Назад в будущее». Вспоминаем культовую картину Роберта Земекиса, которая создавалась в непростых условиях, а могла так и остаться лишь на бумаге.

На днях стало известно, что режиссер «Ноттинг Хилла» Роджер Мичелл собирается снимать криминальную комедию о похищении картины Гойи из Национальной галереи в Лондоне. В связи с этим Kinomania.ru вспомнила десять ярких фильмов о всевозможных аферах и кражах.

В российский прокат вышла классическая картина Вуди Аллена «Манхэттен» — одно из многочисленных признаний режиссера в любви к Нью-Йорку. Впрочем, живописный район-остров Большого Яблока вдохновлял не только Аллена: его улицы стали локациями для целого ряда культовых фильмов. В дополнение к алленовскому шедевру «Киномания» выбрала десять самых ярких картин, снятых на Манхэттене.

КОММЕНТАРИИ

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер