НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Пираты, постапокалиптика и Марс: 10 самых громких кассовых провалов в истории кино

    ,

    Нередко встречаются картины, которые в прокате по разным причинам терпят фиаско, но со временем обретают культовый статус. Свежий пример — «Довод», который так и не смог спасти американский прокат, оказавшись для студии убыточным. «Киномания» вспоминает десять самых оглушительных кассовых провалов всех времен.

    «Клеопатра» (1963)

    Пеплум про самую известную царицу эллинистического Египта поставил Джозеф Лео Манкевич — режиссер шедевров «Письмо трем женам» и «Все о Еве». На экране блистали голливудская богиня Элизабет Тейлор и находящийся на пике славы Ричард Бертон. Казалось бы, что может пойти не так? И тем не менее.

    Хромакея и CGI тогда не было, так что воссоздание Древнего Египта в натуральную величину оказалось предприятием очень затратным. Внушительные по тем временам кассовые сборы в $58 миллионов даже не отбили производственный бюджет, который составил астрономическую сумму в $44 млн. В результате студия 20th Century Fox оказалась на грани банкротства, а Голливуд приостановил выпуск дорогостоящих исторических кинолент.

    «Врата рая» (1980)

    После «Охотника на оленей», получившего пять «Оскаров» (в том числе награду за лучшую режиссуру) и хорошо выступившего в прокате, Майклу Чимино было можно все. Студия United Artists возлагала на эпический вестерн серьезные надежды и выделила колоссальный для того времени бюджет в $44 миллиона.

    Но в результате — всего $3,5 млн сборов и критика, не оставившая от фильма камня на камне. Что же до студии United Artists, то она потеряла самостоятельность и стала частью MGM. Более того, провал «Врат...» и еще нескольких картин повлек за собой изменение политики голливудских студий: они стали более жестко регулировать производство и контролировать режиссеров.

    Правда, стоит упомянуть, что перемонтированные «Врата...» были снова показаны публике на кинофестивале в Венеции в 2012 году — картину встретили овациями и признали одним из самых недооцененных фильмов своего времени.

    «Остров головорезов» (1995)

    Сняв сиквел «Крепкого орешка» и «Скалолаза», Ренни Харлин заслужил репутацию достойного постановщика боевиков, умеющего освоить приличный бюджет. А пригласить жену режиссера на главную роль посоветовал продюсер фильма Марио Кассар — ведь у Джины Дэвис на тот момент в активе были хиты «Тельма и Луиза» и «Битлджус».

    Однако планы Харлина превратить супругу в звезду боевиков не оправдались. В ходе съемок режиссер вышел далеко за рамки первоначального $65-миллионного бюджета. Когда фильм был закончен и на славной студии Carolco, подарившей миру франшизы «Рэмбо» и «Терминатор», подсчитали затраты, на калькуляторе высветилась сумма в $98 миллионов.

    Ни множество сложных трюков, ни фантастические пролеты камеры Питера Леви над морем, ни лихая пиратка Дэвис, ни сама пиратская тематика не спасли кино. Фильм собрал всего лишь $10 млн, а Carolco прекратила свое существование. После этого производство кино про джентльменов удачи было в Голливуде под негласным запретом — до тех самых пор, пока студия Disney не рискнула устроить нам знакомство с Джеком Воробьем.

    «Водный мир» (1995)

    Встретились как-то режиссер Кевин Рейнольдс и актер Кевин Костнер и решили повторить успех предыдущих совместных проектов — «Фанданго» и, особенно, «Робин Гуд: Принц воров». Выбор пал на сценарий Питера Рейдера и Дэвида Туи о постапокалиптическом мире, безымянном моряке и настоящей плавучей крепости.

    Все бы хорошо, но первоначальный бюджет в $100 млн в ходе съемок вырос до $175 млн, что сделало ленту одной из самых дорогих в истории кино, а вот сборы даже не покрыли затрат на производство. Фильм собрал в мировом прокате $264 млн (из них дома — без малого $176 млн), бюджету Universal Pictures был нанесен сильный удар. А в карьере Костнера лента стала последним проектом с таким бюджетом, где актер исполнил ведущую роль.

    «13-й воин» (1999)

    Фильм, частично основанный на путешествии реально существовавшего Ахмада ибн Фадлана в Волжскую Булгарию. В режиссерах — Джон МактТирнан, у которого на тот момент был полный порядок с профессиональными достижениями («Хищник», «Крепкий орешек», «Охота за "Красным Октябрем"»). В главной роли — модный Антонио Бандерас. Литературная основа — бестселлер Майкла Крайтона «Пожиратели мертвых». Словом, у фильма было все, чтобы выстрелить.

    И фильм выстрелил — правда, выстрел оказался холостым. Производство обошлось студии Touchstone Pictures в $160 миллионов. Критики были разочарованы сюжетом, а в мировом прокате лента собрала чуть меньше $62 млн. Киностудии этот провал стоил, по разным оценкам, от $98 млн до $183 млн.

    «Последняя фантазия» (2001)

    На рубеже столетий японская серия игр Final Fantasy была невероятно популярной. А все популярное рано или поздно становится предметом для сделок голливудских воротил. Перенос игрового мира на экран стал настоящим экспериментом — впервые в истории полнометражных лент все герои были полностью смоделированы на компьютере. Более того, за режиссуру отвечал сам Хиронобу Сакагути, который эту серию игр и создал, а главных героев озвучивали титаны голливудского кинопрома Алек Болдуин, Джеймс Вудс и Дональд Сазерленд.

    Эксперимент не удался по целому ряду причин. Одним не понравился слишком анимешный сюжет, другие не оценили непривычную подачу — анимационное кино, позиционируемое как серьезная фантастическая история. А геймеры были разочарованы тем, что фильм стал самостоятельным произведением и пересекался с игрой только на уровне названия. При затратах в $137 миллионов «Последняя фантазия» собрала по всему всего лишь $85 млн.

    «Приключения Плуто Нэша» (2002)

    Долгое время Эдди Мерфи был гарантом финансового успеха — фильмы про Акселя Фоули, чокнутого профессора Клампа и доктора Дулиттла раз за разом привлекали внимание публики и хорошо показывали себя в прокате. В свою очередь, режиссер Рон Андервуд сначала создал веселую франшизу «Дрожь земли», а потом очаровал весь мир историей «Городских пижонов».

    Словом, когда продюсеры выписывали $100-миллионный чек на производство, они даже не представляли, чем обернется затея одеть Мерфи в скафандр и отправить на Луну. А обернулась она плачевными сборами в $7 миллионов и критикой, далекой от оваций. Да, впоследствии ситуацию несколько сгладили продажи DVD, которые принесли еще $25 млн. Сгладили, но не исправили. Приблизительные потери студии Warner Bros. от этого предприятия — $126 млн.

    «Щелкунчик и крысиный король» (2010)

    Отношения Андрея Кончаловского с Голливудом сложно назвать идеальными. Сначала советский режиссер впечатлил западных коллег, выпустив «Поезд-беглец». Затем были также обласканные критиками и фестивалями «Дуэт для солиста» и «Стыдливые люди». Но когда режиссер решил снять многомиллионный боевик с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом «Танго и Кэш», он в полной мере ощутил силу продюсерского пресса. Зато, выпустив почти десять лет спустя мини-сериал «Одиссей», постановщик показал, что у него полный порядок с умением снимать умно и красиво. Наконец, множество наград на ведущих фестивалях за всю карьеру в результате убедили продюсеров дать режиссеру $90 миллионов на создание новой экранизации сказки Гофмана.

    Правда, когда фильм находился на стадии монтажа, выяснилось, что стороны категорически друг друга не поняли. Продюсеры думали, что лента будет новогодней сказкой, в то время как Кончаловский планировал сделать акцент на социальную составляющую — критику тоталитаризма и метафору фашизма. В результате получилось ни нашим, ни вашим. И даже прекрасный Джон Туртурро в образе Крысиного короля не спас ситуацию: фильм собрал в мировом прокате чуть больше $17 млн.

    «Тайна красной планеты» (2011)

    Саймон Уэллс всегда был достаточно неровным постановщиком. Стоит взглянуть на его фильмографию, и появится много вопросов к главе ImageMovers Digital Роберту Земекису, который выдал режиссеру солидный бюджет на создание мультфильма про таинственный и загадочный Марс. При этом у студии и без того дела были далеки от идеала — предыдущая анимационная лента, «Рождественская история» с Джимом Керри, провалилась в прокате ($325,3 млн при $200-миллионном бюджете).

    Да, кино, в котором фигурирует Марс, может стать финансово привлекательным — фильмы Байрона Хэскина и Пола Верховена являются тому доказательством. Однако на Марсе могут повстречаться и призраки, которые даже под руководством Джона Карпентера не гарантируют коммерческого успеха.

    В результате выяснилось, что Уэллс — не Верховен, а технология motion capture — не гарант успеха. При расходах в $150 миллионов мультфильм собрал во всем мире лишь $39 млн. Это привело к тому, что ImageMovers Digital объявила себя банкротом, а студия Disney отказала Земекису в создании 3D-ремейка «Желтой подводной лодки», испугавшись провала.

    «Джон Картер» (2012)

    На студии Disney решили, что раз уж весь мир знает марсианский цикл Эдгара Райса Берроуза, то его стоит перенести на экран. В фильме планировалось активное использование нарисованных персонажей, так что на пост режиссера утвердили Эндрю Стентона, который собаку съел на всем, что нужно рисовать. Титульную роль отдали молодому, но перспективному Тейлору Китчу.

    Но ни колоритные марсиане, ни батальные сцены, ни расширенная новой кастой вселенная Берроуза не помогли фильму стать финансовым хитом — при бюджете $250 миллионов он заработал в мировом прокате лишь $284 млн (при этом на Северную Америку пришлось всего $73 млн). Провал стал настолько серьезным (на этом фильме студия потеряла $200 миллионов), что повлек за собой отставку главы компании Рича Росса.

    Зато в России лента стала настоящим хитом, собрав более $33 млн.






    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    На днях исполнилось 20 лет триллеру «Помни», после которого на молодого Кристофера Нолана обратили внимание критики, студии и зрители. «Киномания» вспоминает первый шедевр постановщика «Довода», а заодно еще десяток фильмов, концовки которых стали кульбитом, переворачивающим все с ног на голову.

    В прокате идет картина «Явление» — в ее сюжете дарованный людям знак Всевышнего играет ключевую роль. В связи с этим «Киномания» вспомнила десять фильмов, в которых Божьи посланники переживают на грешной земле разнообразные приключения — а то и злоключения.

    Хотите — верьте, хотите — нет, но с момента выхода «Водного мира» прошло ровно двадцать пять лет. Не секрет, что эпическая постапокалиптика с Кевином Костнером и Деннисом Хоппером обошлась создателям в кругленькую сумму. В связи с этим вспоминаем двенадцать самых дорогих фильмов в истории кино — с учетом инфляции и без учета затрат на маркетинг.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.