«СОСТОЯНИЕ ИССТУПЛЕНИЯ» (1990)
Терри (Шон Пенн) возвращается в родной Нью-Йорк и встречается с другом детства Джеки (Гари Олдман), до сих пор работающим на мафию. Влившись в банду Джеки, Терри заодно возобновляет роман со своей бывшей девушкой Кэтлин (Робин Райт). Но его приятели не знают, что Терри на самом деле полицейский под прикрытием, и со временем ему все сложнее балансировать между службой закону и верностью друзьям.
Криминальная драма Фила Джоану интересна как филигранным саспенсом, так и проработанными персонажами. В отличие от «Славных парней» (вышедших в тот же год и разгромивших фильм Джоану в прокате), здесь сюжет посвящен не солидным и успешным мафиози, а куда более распространенным типажам — мелким рэкетирам и уличным наркодельцам, постоянно рискующим жизнью. Олдман великолепно играет одного из таких обитателей района Адская кухня, нервного и агрессивного Джеки, чье безрассудство постоянно ставит жизни его близких под угрозу.
«JFK: ВЫСТРЕЛЫ В ДАЛЛАСЕ» (1991)
22 ноября 1963 года ветеран-морпех Ли Харви Освальд (Олдман) убивает президента Джона Ф. Кеннеди в Далласе, штат Техас. Хотя сам Освальд гибнет в ходе покушения через несколько дней и считается стрелком-одиночкой, юрист Джим Гаррисон (Кевин Костнер) и его команда проводят расследование, в ходе которого выясняют, что в официальной версии убийства Кеннеди не сходится слишком много важных деталей.
Олдман в конспирологической драме Оливера Стоуна играет, вероятно, самого известного политического убийцу ХХ века. И хотя в фильме основное внимание уделяется не столько обстоятельствам покушения на Джона Ф. Кеннеди в 1963-м, сколько дальнейшему расследованию, а Ли Харви Освальд остается персонажем второго плана, Олдман воплощает образ с присущим ему мастерством.
«ДРАКУЛА» (1992)
Трансильвания, 1897 год. Англичанин Джонатан Харкер (Киану Ривз) прибывает в замок местного аристократа графа Дракулы (Олдман), чтобы помочь оформить его лондонскую недвижимость. Коварный граф, оказавшийся древним вампиром, бросает Харкера на съедение своим невестам, а сам отправляется на Британские острова, где начинает преследовать Мину (Вайнона Райдер), невесту Джонатана, а защитить ее от кровососа пытается доктор Ван Хельсинг (Энтони Хопкинс).
Помпезная экранизация готического хоррора от Фрэнсиса Форда Копполы стала кассовым хитом и задала тренд на гламурных кровососов, вскоре подхваченный в «Интервью с вампиром». Мертвенно-бледный Олдман, слабо похожий на себя, виртуозно сочетает в величественном образе Дракулы трагичность, жестокость и сентиментальность.
«РОМЕО ИСТЕКАЕТ КРОВЬЮ» (1993)
Джек Гримальди (Олдман) — детектив убойного отдела из Нью-Йорка, давно и плотно связанный с мафией. До поры до времени связи с преступным миром позволяют Джеку вести роскошную жизнь, однако все меняется, когда он получает задание ликвидировать обольстительную Мону (Лена Олин), наемную убийцу, которая может стать важной свидетельницей в деле против крупного босса мафии.
Неонуарная криминальная драма Питера Медака провалилась в прокате, но критики отметили выдающуюся актерскую работу Олдмана. Между тем фильм явно не заслуживает забвения: это мрачная и стильная история болезненной страсти, вспыхнувшей между очень разными, но одинаково обреченными людьми. Олдман здесь воплощает не столько привычный типаж умного циника, сколько трагического героя, надломленного потерей своей любви.
«НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ» (1993)
Продавец комиксов Кларенс (Кристиан Слейтер) встречает в кинотеатре девушку по вызову Алабаму (Патриша Аркетт) и моментально влюбляется в нее. Девушка тоже без ума от Кларенса и готова начать новую жизнь, но, как оказалось, сутенер Дрексл (Олдман) отнюдь не жаждет отпускать Алабаму, так что Кларенсу придется разобраться с ним.
Стильный боевик Тони Скотта, снятый по сценарию Квентина Тарантино, не стал хитом проката, однако вскоре приобрел культовый статус и считается одной из лучших картин в карьере постановщика. Хотя Олдман в «Настоящей любви» далеко не главный злодей и появляется лишь в одной сцене, забыть ее невозможно. Именно в ходе разборки с сутенером Кларенс впервые демонстрирует, насколько далеко готов пойти ради любви, а похищение чемодана у Дрексла, по сути, и запускает весь головокружительный сюжет с погонями и перестрелками.
«ЛЕОН» (1994)
Леон (Жан Рено) — наемный убийца, работающий на итальянскую мафию. В одном доме с ним живет двенадцатилетняя Матильда (Натали Портман), отец которой скрывает в квартире партию наркотиков. Когда семью Матильды расстреливают во время полицейского рейда, девочка едва успевает спастись, скрывшись в квартире Леона. Теперь у нее в жизни одна цель — отомстить за смерть своего младшего брата, убитого жестоким копом Стэнсфилдом (Олдман).
Культовый боевик сделал Портман и Рено звездами, а Люка Бессона выдвинул на позиции ведущего европейского режиссера, способного потягаться с Голливудом. Но если отношения Леона и Матильды образуют драматический каркас фильма, то саспенс и экшен во многом связаны с персонажем Олдмана, который здесь сыграл одну из лучших ролей в своей карьере. Циник и садист Стэн, обожающий классическую музыку, стал образцовым антагонистом для киллера с добрым сердцем и его малолетней, но не по годам смышленой подопечной.
«ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ» (1997)
XXIII век, Земля. К цитадели человечества стремительно приближается разумная планета, несущая в себе абсолютное Зло, которое уничтожает любую жизнь вокруг себя. Корбен Даллас (Брюс Уиллис), таксист из Нью-Йорка, должен сразиться с корпоративным воротилой Зоргом (Олдман) и его наемниками, которые работают на приближение тотального апокалипсиса.
Один из самых дорогих фильмов в истории французского (и европейского) кино под завязку напичкан изобретательными декорациями, яркими персонажами и зрелищными экшен-сценами. В списке достоинств фильма не последнее место занимает выдающийся злодей. Бессердечный бизнесмен Зорг в исполнении Олдмана получился столь же обаятельным, сколь и ужасающим за счет масштабов своего эго, помноженных на подспудный страх и веселый цинизм.
«САМОЛЕТ ПРЕЗИДЕНТА» (1997)
Команда террористов во главе с радикалом Коршуновым (Олдман) захватывает американский «борт номер один» прямо в воздухе. Радикалы требуют выпустить из тюрьмы своего вождя, но президент Маршалл (Харрисон Форд) не поддается на шантаж и решает лично дать отпор агрессорам.
Патриотический блокбастер Вольфганга Петерсена идеально воплощает дух грандиозных боевиков 1990-х, когда США примеряли на себя роль единственной сверхдержавы в мире после холодной войны. Интенсивный экшен в замкнутом пространстве здесь отлично дополняется напряженной психологической дуэлью между американским президентом и постсоветским террористом. Олдман с привычным мастерством воплощает доведенного до отчаяния турбопатриота, зацикленного на идее национального реванша.
«ЗАТЕРЯННЫЕ В КОСМОСЕ» (1998)
2058 год. Перед лицом экологического кризиса, грозящего уничтожить жизнь на планете, земляне отправляют миссию во главе с ученым Джоном Робинсоном (Уильям Херт) на Альфа Прайм, где его команде предстоит сконструировать врата, способные эвакуировать человечество в новый мир. Однако из-за саботажа одного из участников экспедиции, доктора Захари Смита (Олдман), корабль Робинсонов оказывается в далеком уголке Вселенной, полном неожиданных опасностей.
Высокобюджетный космический сай-фай от Стивена Хопкинса (полнометражный ремейк известного сериала 1960-х) не собрал больших денег в прокате, но смотрится по-прежнему бодро. В отличие от большинства злодеев, сыгранных Олдманом, доктор Смит до поры до времени выдает себя за хорошего парня. Лишь под конец он сбрасывает маску, и героям приходится бороться уже не столько с человеком, сколько с чудовищем (в буквальном смысле), которым он стал за годы изоляции на далекой планете.
«ЖЕНЩИНА В ОКНЕ» (2021)
Детский психолог Анна Фокс (Эми Адамс) после глубокой психологической травмы страдает агорафобией и не выходит за порог своей квартиры на Манхэттене. Одно из немногих развлечений для нее — наблюдать за жизнью соседей по району из окон, и однажды она замечает, что в доме напротив произошло убийство: новый сосед Алистер Рассел (Олдман) избавился от своей жены. Но полиция не верит ни единому слову Анны, поскольку якобы убитая жена вскоре появляется на пороге ее квартиры.
Экранизация одноименного бестселлера, снятая Джо Райтом, любопытна не только аккуратными оммажами хичкоковской классике, но и кое-какими неожиданными визуальными решениями. Олдман здесь играет не вполне привычный злодейский типаж: он не столько хладнокровный убийца, сколько жертва обстоятельств, пытающаяся скрыть за внешней агрессией глубокий внутренний страх.