«Великолепная семерка» — первый вестерн в вашей режиссерской карьере. С чем, на ваш взгляд, связана невысокая популярность этого жанра? В России, к примеру, единственный вестерн, название которого на слуху у широкой публики, — это «Джанго освобожденный». И то лишь потому, что речь идет о фильме Квентина Тарантино...
Я не думаю, что это окончательный приговор жанру. Сегодня в фаворе комиксы и фантастика, но завтра, держу пари, все будет совершенно иначе. Такие вещи ходят по кругу. Так или иначе, люди все время возвращаются к классике — к великим книгам, к русской литературе, к музыке на виниловых пластинках. Вестерны — та же классика. Наберитесь терпения.
Любопытно, что в любви к этому жанру признаются сегодня многие режиссеры. И чуть ли не каждый мечтает о собственном вестерне. В чем вы видите очарование этих фильмов именно с точки зрения режиссера, творца?
Для режиссера вестерн — это определенный вызов. Нужно обладать высоким уровнем творческой свободы, чтобы делать такое кино. Красивые пейзажи, мужественные герои верхом на коне, широкие линзы. Редкий жанр дает тебе возможность сделать столь красочную картинку. Это круто и очень соблазнительно. При этом с точки зрения содержания вестерны довольно просты. И герои просты, с ними приятно и легко иметь дело. Но эта простота — чисто внешняя. Эти фильмы несут глубокий смысл: они показывают тебе, кто ты есть как человеческое существо.
Судя по всему, вы очень хорошо знакомы с традициями вестернов. Подозреваю, что это знакомство состоялось задолго до съемок «Великолепной семерки»?
В мир вестернов, который считается сугубо мужским, меня ввела, как ни странно, женщина — моя бабушка обожала все эти фильмы о Диком Западе. Наверное, по этой причине у меня совершенно особое отношение к жанру. Помню, как я сидел рядом с ней у телевизора по вечерам и смотрел фильмы, один за другим, без разбора. А наутро выбегал со своим игрушечным пистолетом к друзьям, и мы спорили до посинения, кто из нас будет Шейном (героем одноименного фильма Джорджа Стивенса, снятого в 1953 году. — Прим.)
«Великолепная семерка» — тот случай, когда в центре внимания не один, не два, но семь равно значимых персонажей. Не возникало ли из-за этого проблем на площадке? Актеры — люди ревнивые. Они не боролись за экранное время?
С исполнителями главных ролей никаких проблем у меня не возникло. Я знал, какую историю собираюсь рассказать на экране, и во время кастинга отбирал тех актеров, которые будут помогать мне в этом, а не мешать, сражаясь за место под солнцем. Именно поэтому я пригласил Дензела (Вашингтона. — Прим.), который всегда очень трепетно относится к своим партнерам по площадке. По этой же причине я отдавал предпочтение актерам, работающим не только в кино, но и в театре. У них есть это чувство плеча. Они знают, как работать в команде. Так в картину пришли Итан Хоук, Винсент Д’Онофрио и Питер Сарсгаард. А вот с актерами, исполняющими второстепенные роли, порой возникали забавные споры — некоторым безумно хотелось увеличить свое присутствие в фильме. Как только я выходил из машины, ко мне подбегал кто-нибудь со словами: «У меня появилась идея!..» (Смеется.) Но я понимаю, что они это делали из лучших побуждений.
Вы уже работали с Дензелом Вашингтоном в «Тренировочном дне» и «Великом уравнителе». Получается, для вас это уже третий совместный проект.
Ну я далеко не первый режиссер, у которого есть свои любимчики, правда? Акира Куросава работал с одними и теми же актерами — некоторых он успел снять в десятке картин. Скорсезе часто снимал Де Ниро. Мы с ним, кстати, не раз общались на эту тему и пришли к выводу, что все дело в доверии, которое порой возникает между режиссером и актером. Это дорогого стоит. Дензел определенно делает меня лучше. Он меня вдохновляет. Когда я читаю новый сценарий, я подсознательно ищу, какая роль может подойти для него.
Дензел здорово обращается с оружием...
Как и остальные актеры. Я бы выделил даже не Дензела, а Мануэля (Гарсиа-Рульфо. — Прим.). Он восхитителен. Это было особенно странно и неожиданно, поскольку он никогда не имел дело с оружием. Вообще. Он никогда специально этому не учился. Но все эти трюки с кручением пистолета получались у него совершенно естественно.
А как вам работалось на площадке с лошадьми? Они доставили вам хлопот?
В целом они вели себя смирно. К тому же, у нас были отличные дрессировщики. Но работать с животными всегда тяжело — они делают то, что хотят, я уже проходил через это. И когда на улице жарит 110 градусов (около 43 градусов Цельсия. — Прим.) — а мы работали именно в таких условиях, — им не хочется двигаться в принципе. А согласно съемочному графику, они должны были в эти дни не просто двигаться, но бегать и прыгать через траншеи. В общем нам пришлось запастись терпением. Оно того стоило: лошади великолепно смотрятся в кадре. Но было тяжело. И жарко. И да, они пахнут... (Смеется.)
В вашем фильме звучат последние композиции Джеймса Хорнера, который скончался в прошлом году. О нем как-то шутили, что его сочинения — идеальное музыкальное сопровождение для скачущих лошадей. Вы именно поэтому к нему обратились?
Выбор музыки в вестерне представляет особую трудность. Потому что с одной стороны, ты ждешь, что она будет типичной для этого жанра, что зритель не обманется в своих ожиданиях. С другой, ты мечтаешь услышать нечто уникальное, свежее и современное. Не знаю, кто, кроме Джеймса, мог соединить настолько несовместимые вещи. Я очень горжусь тем, что в моем фильме звучит музыка, написанная именно им. А уж как здорово под нее скачут лошади — вы даже представить себе не можете. (Смеется.)
Жара, о которой вы упомянули, была изнурительной не только для животных, но и для людей, работавших над картиной. Как вы с этим справлялись?
Истекал потом, терпел и ждал, когда группу отпустят на ланч — только в этот момент я мог бежать в свой прохладный трейлер. Все остальное время я был обязан присутствовать на площадке — режиссер не имеет права прохлаждаться в теньке. В таких условиях приходилось еще и работать. Вот так стоишь под палящим солнцем, пытаешься сфокусироваться и вдруг понимаешь, что вообще ничего не видишь — тяжелые капли пота стекают по лбу прямо в глаза... Спасало, наверное, то, что я понимал, зачем это делаю, и относился к процессу как к экстремальному приключению — самому незабываемому приключению в жизни. Кстати, жара — не единственное, с чем приходилось бороться. В тех местах, где мы работали, поднялась однажды сильнейшая буря. Естественно, мы остановили процесс, потеряли в ожидании затишья несколько дней, очень переживали. Но когда буря прошла, и мы подняли глаза к небу, я потерял дар речи. Облаков такой красоты я в жизни не видел. И они тоже стали частью нашего фильма — на большом экране это смотрится вау как круто. Это я к тому, что у меня к природе не только претензии.
А где проходили съемки?
В Луизиане и Нью-Мексико, где мы построили целый город. Жаль, что его уже нет. Я очень надеялся, что наши декорации сохранят как некий туристический объект, и даже общался на эту тему с местными властями. Но увы.
Можно ли сказать, что при работе над этим фильмом вы старались минимизировать использование новых технологий и компьютерной графики?
Я убежден, что работа над вестерном не может проходить по-другому. Мы снимали на старую-добрую пленку и, с точки зрения инструментария и технологий, старались держаться в русле традиций, которые сильны в этом жанре, как ни в одном другом. Если наделать красивых кадров с использованием дронов или операторского крана, даже те зрители, которые ничего не смыслят в производстве кино, поймут, что с фильмом что-то не так.
«Великолепная семерка» Стерджесса, как и «Семь самураев», которые легли в ее основу, — признанная классика мирового кино. Вам не казалось, что с новым ремейком вы посягаете на святое?
«О, вы делаете ремейк «Великолепной семерки»! Это же мой самый любимый фильм!» — с такими фразами ко мне приставали круглые сутки. Чувствовал ли я давление? Не то слово. Мне казалось, что если этот проект не удастся, меня просто возненавидят. Но потом я подумал: какого черта? Тот же Куросава сделал свою версию шекспировского «Макбета». По сути это тоже ремейк. Но при этом — самостоятельный, ни на что не похожий фильм. Я надеюсь, что мою «Великолепную восьмерку» будут также воспринимать как отдельное кино. Я не старался скопировать Стерджесса или Куросаву. Я хотел отдать дань уважения тому, что мне нравится в их картинах, но сделать свой фильм — с другим тоном, другими акцентами. Кино должно отражать то, что происходит в мире здесь и сейчас. Хотя бы по этой причине я не мог дословно повторить «Великолепную семерку», снятую в разгар Холодной войны. У современного мира — другие проблемы. Тирания, Уолл-стрит, мерзкие политики, которые поклоняются деньгам как единственному божеству. Вот почему главного злодея у меня играет Сарсгаард — ему блестяще удается образ липкого, сколького, омерзительного плохиша.
Возможно, самое сложное при создании ремейка — выбрать правильный тон. На что вы ориентировались?
На свои воспоминания. (Улыбается.) Я пытался вспомнить, какими глазами смотрел фильмы, когда мне было двенадцать, — что заставляло меня улыбаться, что вызывало смех. Мне нужно было вновь стать ребенком, влюбленным в вестерны Джона Форда, Серджио Леоне и Сэма Пекинпы, и понять, какое кино я хотел бы увидеть сейчас. Каждую пятницу мы собирались с Итаном и Дензелом в офисе и смотрели на большом экране старые фильмы. Выпивали, курили сигары, смеялись, вспоминали любимые сцены и шутки. И я понял один важный момент: то, что вызывает у тебя яркие эмоции, запоминается на всю жизнь. Поклонники «Великолепной семерки», которые придут уже на мой фильм, простят мне любые огрехи, если я смогу пробудить в них какие-то сильные эмоции. «Я бывал в маленьких городах и в больших городах. Я видел красивых женщин и уродливых женщин. Но я никогда не был в городе, где нет вообще женщин». (Смеется.) Люди отлично помнят фразы, вызывавшие у них смех, интонации, с которыми их произносили актеры, улыбку крутого парня Стива МакКуина. Эти нюансы приходилось учитывать.
Вы уже определились со следующим проектом? Над чем вы сейчас работаете?
У меня несколько телевизионных проектов, где я выступаю как продюсер. В частности, сериал «Тренировочный день», который я делаю с Джерри Брукхаймером. А следующим режиссерским проектом, надеюсь, станет «Падение Сайгона» о событиях апреля 1975 года, когда американцы эвакуировались из Вьетнама. Как раз сейчас мы занимается кастингом.
Антуан Фукуа: «Кино должно отражать то, что происходит в мире здесь и сейчас»
«Великолепная семерка» — очередной ремейк, посягающий на «святое»: и на это раз под руку режиссера Антуана Фукуа попали сразу два фильма, оригинал Акиры Куросавы и лента Джона Стерджеса. Киномания спросила постановщика, как он справлялся на съемках с таким психологическим давлением, жарой и лошадьми.
26 СЕНТЯБРЯ 2016
Текст: Мария Мухина

Далее по теме

Критика дня. Режиссёр франшизы «Джон Уик» Чад Стахелски нелестно отозвался о её приквеле — мини-сериале «Континенталь»
В недавнем большом интервью The Hollywood Reporter Чад Стахелски, рассуждая о возможностях расширения вселенной «Джона Уика» (а речь здесь идёт не только о «Балерине»), неожиданно раскритиковал телевизионный приквел/спинофф «Континенталь». Мини-сериал, состоящий из трёх полуторачасовых эпизодов, вышел в 2023 году на платформе Peacock и рассказывал о молодости Уинстона Скотта (героя Иэна МакШейна в фильмах франшизы). И зрители, и критики приняли «Континенталь» прохладно. Как только что выяснилось, и сам Стахелски тоже не в восторге. По мнению режиссёра «Джона Уика», одной из причин неудачи стало нежелание руководства студии Lionsgate учесть его соображения насчет «Континенталя»: Киану и меня не то чтобы отодвинули на второй план — наше мнение выслушали, но не приняли во внимание. [Студийные чиновники] убеждали меня, что они знают, что делают. Группа людей посчитала, что у неё есть некий волшебный рецепт. Но если обойтись без продюсерского чутья Бэзила Иваника, без умения Киану преподносить замысловатые диалоги, без всех визуальных образов в моей голове, порождённых Вонгом Кар-Ваем, аниме, [Серджио] Леоне, Бернардо Бертолуччи и Андреем Тарковским, — то получится уже что-то не то, что было раньше. Они-то думали, что достаточно просто использовать анаморфные объективы, выстроить декорации этого причудливого отеля, написать странные диалоги и встроить во всё это криминальную драму. Стахелски также отметил, что у людей может сложиться не совсем верное представление о том, как франшиза создаётся и развивается — по его словам, в этом сложном процессе творческий подход вечно конфликтует с бизнес-планом: Если бы вы своими глазами увидели, как мы работаем, то наверняка задались бы вопросом: «Неужели именно так и создаётся франшиза на миллиард долларов?» Я ищу локации для нового фильма в Лондоне, вчера мы увидели классное место, и это полностью изменило второй акт. Мы берём и переписываем его. Я нахожу отличных актёров и постоянно переписываю их роли. Вот что делает наши фильмы такими хорошими и органичными — мы постоянно совершенствуемся. Но студия хочет точно знать, что она получит за свои деньги, и поэтому стремится утвердить окончательную версию сценария, чтобы выделить определённый бюджет. А мы говорим: «Вы просто выпишите чек, и увидимся у финишной черты». Вселенную «Джона Уика» в ближайшие несколько лет пополнят пятый фильм главной линейки с Киану Ривзом (работа над сценарием ещё далека от завершения, но уже известно, что к истории с Высоким Столом авторы возвращаться не собираются), анимационный приквел (он расскажет о том самом невыполнимом задании, которое стало платой Джона за свободу) и сериал «Джон Уик: Под Высоким Столом» (его действие развернётся после событий «Джона Уика 4»). В минувшие выходные в прокате (в том числе и российском) стартовал спинофф «Балерина» с Аной де Армас в главной роли. Фильм сделал средние стартовые сборы (ожидали большего): в домашнем прокате $90-миллионная «Балерина» заработала $25 миллионов, а ещё $26 миллионов — за пределами Северной Америки.
9 ИЮНЯ

Режиссёр дня. Сыгравший в «Киностудии» Мартин Скорсезе посчитал, что его сцену можно снять лучше, но не вмешался в работу режиссёра
Мартин Скорсезе не так давно продемонстрировал пример уважения к работе коллег, когда оказался на съёмочной площадке чужого проекта в качестве актёра. Скорсезе сыграл сам себя в пилотном эпизоде сериала Эвана Голдберга и Сета Рогена «Киностудия». Режиссёр «Таксиста» и «Славных парней» появился в паре сцен вместе с Рогеном, который исполнил роль новоиспечённого главы студии. Персонаж Рогена покупает сценарий Скорсезе о секте «Храм народов» лишь для того, чтобы положить его в стол и не позволить мэтру снять фильм. Когда он сообщает об этом Скорсезе на вечеринке, тот отходит в сторонку. Плачущим его находит Шарлиз Терон, и, утешая режиссёра, выясняет у него причину расстройства. Сцена с Терон происходит в кадре на заднем плане, и чтобы её снять, сорежиссёру пилота Эвану Голдбергу понадобилось 10 дублей. Голдбергу стало интересно, о чём говорили, стоя в обнимку, Скорсезе и Терон, и он спросил об этом маэстро: Был момент, когда он и Шарлиз Терон шептались друг с другом, и нам потребовалось 10 дублей, чтобы его снять. И когда мы закончили, я его спросил: «О чём вы там шептались?» А он в ответ: «Я видел, что ты снимаешь [эпизод] неправильно, но не хотел быть режиссёром на заднем сиденье, так что ничего не сказал». Я сказал: «Ну, мы бы уделили этому время, но я признателен за то, что вы не стали устраивать нам взбучку». Голдберг с восторгом отозвался об актёрской игрой Скорсезе и признался, что они до последнего не верили, что мэтр согласится сняться в сериале: Сам факт, что он у нас появился… Мы же всё время думали: «Нет, он всё отменит. Это было бы чересчур замечательно. Чересчур исключительно. Он просто лучший». «Киностудия» — сатирический сериал о Голливуде, герой которого, только что возглавивший студию, мечтает вернуть на экраны кино уровня «Нового Голливуда». Но для этого ему сначала нужно выпустить блокбастер о напитке Kool-Aid и заработать на нём два миллиарда долларов.
8 ИЮНЯ

Кикимора против Бабы-Яги, Ана де Армас против Киану Ривза в «Балерине»
В прокат вышла «Балерина», спин-офф «Джона Уика», где стойкая героиня Аны де Армас долго тренируется, а затем мстит за убитого отца. KNMN разбирается, насколько этот фильм вписывается во франшизу и получилась ли из актрисы достойная замена киллеру печального образа
5 ИЮНЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ

Хлоя Севиньи, нелепые документалисты и пестициды в «Волшебной ферме»
10 ИЮНЯ

Реванш смерти и креативные убийства в «Пункте назначения: Узы крови»
9 ИЮНЯ

Женитьба по глупости и жизнь по трусости в фильме «Всё, что тебя касается»
9 ИЮНЯ