Данила, мне повезло посмотреть несколько сцен из фильма перед нашим интервью. Но насколько образ Владимира для вас по-актерски был новым? Ведь у вас были уже брутальные герои.
Здесь все-таки не в брутальности дело. А в том, что историческое кино, чем дальше его время от нашей современности, тем оно сложнее. Ведь можно впасть в такую «Сказку о царе Салтане» или костюмную залипуху, где современные актеры будут выглядеть ряженными. Первая сложность была в том, чтобы все происходящее было максимально живым, и в то же время не впадало в другую крайность, когда ты изображаешь исторических персонажей — и вдруг говоришь не своим голосом, ходишь не своим телом и вообще похож не на человека, а на какой-то памятник. Найти этот баланс при первом прикосновении к материалу — самое непростое. А дальше встает вопрос драматургии, насколько сложна роль, как перед тобой ставят художественные задачи и готов ли ты их решить. И в этом смысле «Викинг» для меня — одна из самых непростых ролей, но очень интересная. Потому что люди, которые все это делали, я имею в виду режиссера Андрея Кравчука, продюсеров Анатолия Максимова и Константина Эрнста, эти люди поставили перед собой фактически невыполнимую задачу, обреченную изначально. В наше время в довольно молодой индустрии, талантливой, растущей, развивающейся, но пока не самой безупречной, они пытались решать задачи, которые больше, чем сама индустрия. Именно такие люди и такие фильмы толкают кинематограф вперед. И мне было очень интересно с ними отправиться в это путешествие, в это абсолютно авантюрное и безуспешное предприятие.
Почему же безуспешное?
Ну, это изначально так было. Сейчас я уже посмотрел фильм, и это результат, который точно оправдывает то, что мы здесь все сегодня собрались.
Прежде чем перейти к обсуждению вашего князя Владимира, хочу узнать вот что: когда вы расстаетесь со своим персонажем? Когда выходите на красную дорожку на премьере? Или когда на площадке звучит команда «Стоп! Снято!»?
Нет, после финальной сцены озвучания. А иначе с ума сойдешь. Если их хранить, это может навредить другим ролям, какие-то черты начнут кочевать из одного образа в другой. Это, как говорит Машков, подселенцы. Вот он в тебя вселился в начале фильма, этот подселенец, отлично. Но потом его надо давить, убивать (Смеется.). Чтобы он не встретился с другим в твоей следующей роли. Эмоции, воспоминания, чувства будут со мной всю жизнь. Но с панцирем, костюмом, который ты на себя надеваешь, надо расставаться моментально, сразу и безжалостно.
Разобрались, как князь Владимир с печенегами... Вы видели «Полночь в Париже» Вуди Аллена? Помните, как герои этого фильма искали свою собственную Belle Époque? Вы — русский парень, в детстве наверняка в солдатиков играли. Для вас X век на Руси был той самой эпохой, в которую вам было любопытно заглянуть, или вы расценили роль в «Викинге», как классический актерский вызов?
До начала работы у меня эта эпоха не вызывала какого-то особенного интереса, если честно. После того, как мне Андрей Юрьевич Кравчук (режиссер, автор сценария «Викинга». — Прим.) показал первые эскизы и продемонстрировал как вообще этот мир, который они придумали, может выглядеть, он стал моей, как вы сказали, Belle Époque. Мне захотелось каким-то образом проникнуть в то время, покопаться в нем, пожить. Я помню, когда я в первый раз приехал на площадку в Главкино с Игорем Гринякиным (оператором картины. — Прим.), носился по нашим декорациям, как ребенок. А они никак не могли остановить меня, чтобы сделать фотопробы. Невероятный художник Сергей Агин построил четыре города!
Я вас понимаю. Я, когда смотрела фрагменты, тоже хотела очутиться внутри. А для создания самого образа Владимира что сделали? Учебник истории перечитали или «Повесть временных лет»?
Когда читаешь эти книги, в воображении формируется некий канонический образ князя Владимира: крестителя, мощной фигуры в российской истории. Тут очень легко «забронзоветь» персонажа еще до входа в кадр. А нужно, чтобы герой вызывал у зрителя сочувствие, отклик, провоцировал конфликт, спор, диалог — что угодно, любую форму общения. А соотнести и как-то эмоционально подключить себя к памятнику невозможно. Персонаж должен быть живым, настоящим. Конечно, я читал книги, но для меня в этой работе главным был Кравчук, который шесть лет занимался подготовкой к фильму и перечитал все. И сценарий был для меня ожившим учебником: в нем многое взято из «Повести временных лет», из норвежских саг. Он и был моим вдохновением, точнее, неким полем, откуда я мог воровать ягоды.
Вот кстати, у вас же партнеры на площадке были норвежцы, шведы. Не подучили какой-нибудь скандинавский язык?
Нет, для меня это непосильно. Я замучился учить эти шведские фразы и озвучивать их. (Дальше следует непереводимый набор звуков, с которым Данила изображает шведскую речь — Прим.). Это очень сложно.
В «Викинге» есть эпизод, где вы мечете копье в ворота города. Вы на самом деле запустили его в декорацию?
Да, но я один раз только попал в ворота. Думал, будет легче. Мне говорят: «Кинешь копье?» Я: «Ребят, вы смеетесь?» Первый раз кидаю — не попадаю. Думаю, что такое? Второй раз кидаю — не попадаю. Еще плечо было вывихнуто. Третий раз кинул — еле-еле. Оно у меня вот так летело (показывает ручкой траекторию: копье стремительно падает в самый низ ворот). А потом собрался, нормально метнул. Со звоном.
А оно тяжелое? Как настоящее?
Да, конечно, с железным наконечником. Иначе оно бы не всадилось в деревянные ворота.
Спрошу у вас, как у человека, который посмотрел уже фильм целиком. Меня даже по отрывкам удивил такой подчеркнутый натурализм, а-ля Мэл Гибсон. То есть кровь, бойня... Вас, как потенциального зрителя, привлекает или, наоборот, отталкивает такая чрезмерная «мясистость» фильма?
Такой натурализм должен быть уместным. Когда он неорганичен, меня это отталкивает. А когда на своем месте — цепляет, усиливает смысловые моменты, важные для авторов. И в случае «Викинга», мне кажется, это очень правильно. То есть там нет любования натурализмом, смакования. Все очень уместно и точно дозировано. Помните великий фильм « Охотник на оленей» Майкла Чимино? Там есть несколько сцен таких очень сильных, натуральных. Или « Апокалипсис сегодня». У меня при просмотре этих картин ни разу не было такого, чтобы я отворачивался от экрана. Я смотрел, был в этом мире. Меня как будто схватили и несколько раз сильно встряхнули. И это работает, вызывает те чувства и эмоции, которые должно. Я ни в коем случае не сравниваю «Викинга» с этими шедеврами, но по степени влияния натурализма на человеческую психику, на мой взгляд, там тоже все уместно.
А сами, когда посреди этого месива стояли, что чувствовали?
Холодно было. Кажется. Это были первые съемочные дни, я довольно сильно волновался — такие важные сцены, самое начало. Но такого, что вот стою посреди месива я — князь Владимир, такого не было. Помню, было холодно и, как всегда, уходило солнце, нужно было все успеть снять...
Удивительно, вы, оказывается, до сих пор волнуетесь в начале съемок?
Всегда волнуюсь. Даже когда интервью даю. На мой взгляд, это правильно. Как только это уйдет, пора будет задуматься.
Данила Козловcкий: «Я носился по нашим декорациям, как ребенок»
Перед премьерой самой ожидаемой отечественной картины года «Викинг» «Киномания» встретилась с исполнителем главной роли Данилой Козловским. Актер поделился своими мыслями об особенностях исторических персонажей в кино и уместности натурализма.
21 ДЕКАБРЯ 2016
Текст: Вероника Скурихина

Далее по теме

Воспоминание дня. Харрисон Форд рассказал о своей импровизации в сцене признания в любви из «Звёздных войн»
В интервью Variety Харрисон Форд вспомнил об импровизации, благодаря которой стала классической сцена признания в любви в фильме «Звёздные войны: Эпизод 5 – Империя наносит ответный удар». В эпизоде, где принцесса Лея говорит Хану Соло «я люблю тебя», тот отвечает: «Я знаю». Этот ответ и был экспромтом Форда: [По сценарию] я должен был сказать «я тоже тебя люблю», но подумал, что это как-то не в духе Хана Соло. Я решил, что это как-то банально и отказался произносить эту реплику. [Режиссёр] Ирвин Кершнер со мной согласился. Но Джордж [Лукас] не был так уверен в моём решении, так что на первом тестовом просмотре для зрителей заставил меня сесть рядом с ним, чтобы посмотреть на реакцию [аудитории]. Зрители смеялись, но это был правильный смех, так что мы оставили всё как есть. Спасибо тебе, Джордж. Также Форд рассказал о съёмках в «Американских граффити» и о знакомстве с Джорджем Лукасом: Джордж удивительным образом использовал музыку в этом фильме. И сниматься в нём было весело. У фильма был очень, очень маленький бюджет. Помню, меня чуть не уволили за то, что я взял два пончика вместо положенного мне одного. <…> Когда я познакомился с Джорджем, я думал, что он не умеет говорить. Он вообще не разговаривал. Помню, когда у меня было собеседование насчёт роли [в «Американских граффити»], которую я в итоге получил, он был единственным в комнате, кто молчал. Позже я понял, что он в принципе не любитель поговорить, что он говорит только по необходимости.Кроме того, Форд вспомнил, как передал привет Лукасу через своего персонажа в «Апокалипсисе сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы: Я играл персонажа, которому сам дал имя. И оно гордо красовалось на его военной форме. ЛУКАС — вот как я его назвал. Это была небольшая роль американского солдата, который передаёт капитану Уилларду приказ ликвидировать полковника Курца. Такой нервный парень с дурацкой причёской. Чтобы сыграть его, я прилетел на Филиппины после съёмок в одном из эпизодов «Звёздных войн». Когда Джордж смотрел фильм, он не знал, что персонажа по фамилии Лукас играю именно я. Вот такая, как я теперь понимаю, получилась пасхалка.
31 ИЮЛЯ

Говорит Наташа. Почему мы и весь мир без ума от звезды «Покерфейса»
На этой неделе завершается второй сезон детективного сериала, лицом и движущей силой которого выступает Наташа Лионн. KNMN отдаёт должное этой блестящей актрисе — и тому ренессансу карьеры, которым она сейчас по праву наслаждается
11 ИЮЛЯ

Роль дня. Энн Хэтэуэй рассказала о подготовке к роли поп-звезды в фильме режиссёра «Истории призрака» Дэвида Лоури
Несмотря на то, что у Энн Хэтэуэй всегда было всё в порядке с вокалом, что она не раз демонстрировала в кино, для роли переживающей личный и творческий кризис поп-певицы в драме «Мать Мария» (Mother Mary) ей пришлось учиться петь заново. Об этом актриса рассказала журналу Vogue в большом материале о новой картине Дэвида Лоури. Подготовка к роли была изнурительной и включала в себе занятия не только вокалом, но и хореографией: всё вместе — с 8 утра до 6 вечера почти каждый день на протяжении двух лет (участие Хэтэуэй в проекте было анонсировано в марте 2023 года). В музыкальной драме «Мать Мария» героиня Хэтэуэй, поп-звезда, в отчаянии пытается переизобрести себя, для чего обращается за помощью к старой подруге — модельеру и стилисту (её играет Михаэла Коэл), которая когда-то создала её образ. Помимо Хэтэтуэй и Коэл, в фильме снимались FKA twigs, Хантер Шафер и Кайя Гербер. Песни для фильма написали самый востребованный в Америке сонграйтер и саундпродюсер Джек Антонофф и поп-звезда Charli XCX. По определению Vogue, героиня Хэтэуэй — что-то среднее между Леди Гагой и Тейлор Свифт. Актриса призналась, что, несмотря на богатый актёрский и вокальный опыт, она начинала с нуля: Мне пришлось смириться с тем, что я новичок. Смирение заключается в том, что ты приходишь каждый день [в студию] с осознанием того, что ты — отстой. И это нормально. Это не значит, что ты «плохой». Просто ты новичок. Чтобы прийти к этой мысли, мне пришлось избавиться от кое-чего в себе, и не без труда. Однако это был благодарный труд. Было непросто — как и при любой трансформации. Хэтэуэй также рассказала о новом восприятии собственного голоса — оказалось, что она комфортнее и естественнее чувствует себя ближе к нижней границе своего диапазона, а не в верхних регистрах, как ей казалось раньше: Всю жизнь я была сопрано. Моя мама сопрано — прекрасная певица. И я могу брать эти ноты, но… Оказывается, я вот здесь (берёт на клавиатуре низкую ноту). Вот где мне нравится жить. Дэвид Лоури, в свою очередь, сравнил по напряжению съёмки финальных сцен фильма с производством «Апокалипсиса сегодня».
7 ИЮЛЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
30 ИЮЛЯ

Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»
1 АВГУСТА

Коллективный бред, думскроллинг и отказ носить маску в «Эддингтоне» Ари Астера
31 ИЮЛЯ

«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?
28 ИЮЛЯ