Элтон Джон играет в пинбол, а Тина Тёрнер угощает ЛСД: К 50-летию «Томми»

50 лет назад в мае на Каннском фестивале состоялась премьера психоделической рок-оперы скандального Кена Рассела, поставленной по одноимённому альбому группы The Who. KNMN рассказывает, как эта новаторская картина создавалась, почему её порезали в Южной Африке и при чём тут детская травма
Элтон Джон играет в пинбол, а Тина Тёрнер угощает ЛСД: К 50-летию «Томми»

«Родители отправили меня жить к бабушке, которая была наглухо поехавшая. Не помню всего отчетливо, но знаю, что это было очень неприятно. Странное дерьмо, связанное с сексом и эротикой, и это всё, что я знаю» — так в 2004 году, спустя годы после выхода пластинки и фильма «Томми», гитарист британской рок-группы The Who Пит Таунсенд раскрылся в интервью журналу Uncut. Позднее, в 2012 году, он описал это в своих мемуарах “Who I am”. Режиссёр Кен Рассел смог рассказать историю психологической травмы значительно раньше и исключительно кинематографическими средствами. Но сначала лучше пересказать краткое содержание альбома. Рок-опера 1969 года рассказывает историю маленького Томми Уокера, который видит, как отец убивает любовника матери, от шока лишается зрения, слуха и дара речи и терпит издевательства от своего жестокого кузена и развратного дяди. Затем он становится чемпионом по игре в пинбол, обретает чувства, превращается в мессию, которого обвиняют в обмане его же ученики, и приходит к просветлению после гибели родителей. Звучит дико и как раз идеально для Кена Рассела.


Рок, классика и травмы детства


Тема жестокого обращения с детьми, наркотиков и религиозного культа вызвала недовольство у некоторых музыкальных критиков, что, разумеется, никак не сказалось на популярности альбома. The Who выступали с ним на фестивале «Вудсток», давали концерты в лондонском Coliseum и в Met в Нью-Йорке и даже сыграли для королевской семьи. Поп-кавер группы The New Seekers, объединивший сразу две песни с пластинки, “Pinball Wizard” и “See Me, Feel Me”, попал в чарты в 1973 году. Более того, в Канаде по мотивам «Томми» был поставлен балет. Но группе и её менеджеру Кристоферу «Киту» Ламберту, сыну известного композитора, дирижёра и директора Королевского Балета Константа Ламберта, хотелось чего-то нового и большего. Он и его деловой партнер Кристофер Стэмп (брат актера Терренса Стэмпа) не отставали от режиссёра Кена Рассела с идеей экранизации альбома с 1970 года, тем более что их поддержал Роберт Стигвуд, продюсер рок-мюзикла «Иисус Христос Суперзвезда». Для успеха проекта им были просто необходимы пышность и яркость Рассела, которого кинокритики не раз сравнивали с Феллини.

Энн-Маргрет называла пение Оливера Рида на съёмках «хриплым рыком, который шел у него из желудка»

Энн-Маргрет называла пение Оливера Рида на съёмках «хриплым рыком, который шел у него из желудка»

Скандальный британский режиссёр был всё же в первую очередь поклонником классической музыки, что доказал довольно вольными кинобиографиями любимых композиторов Эдварда Элгара и Петра Чайковского. В 1974 году он закончил съёмки байопика «Малер», а в 1975 снял хулиганскую «Листоманию» про Франца Листа. Поместившийся аккурат между ними «Томми» выглядит своего рода сбоем в системе. Разумеется, альбом The Who не произвёл на него впечатления — он смог дослушать только одну сторону пластинки и решил, что это «барахло». Переломным моментом стало исполнение рок-оперы Лондонским Симфоническим оркестром в 1972 году. Рассел услышал в этом, как он сказал, «интересные возможности»: «Я не любил рок как таковой, но понял — в этом есть нечто особенное».


Еще больше он укрепился в своем мнении, когда познакомился с Таунсендом, который оказался близок ему по духу. Оба были склонны к перепадам настроения, от дружелюбного до мрачного и саркастичного, оба были чувствительны к критике, и, конечно, любили выпить. Работа над сценарием и совместное распитие горячительных напитков продолжались шесть месяцев. Тогда-то Рассел и решил внести некоторые важные изменения. В киноверсии, как в «Гамлете», отец Томми гибнет, чтобы уступить своё место любовнику. Режиссёр уже видел в роли отчима хулигана и выпивоху Оливера Рида, с которым работал на исторической драме «Дьяволы» (1971). Да, тогда Рид отказывался заучивать свой витиеватый текст и слал всех на три буквы, зато дал сбрить себе волосы и брови.

«Томми» стал дебютом Тины Тёрнер в кино

«Томми» стал дебютом Тины Тёрнер в кино

Таунсенд так и не открыл тогда тайну своей травмы, ни Расселу, ни себе самому – настолько глубоко он её спрятал. Любопытно, что у двух песен с альбома про насилие над детьми, “Cousin Kevin” и “Fiddle About”, автором указан басист Джон Энвистл. Возможно, Таунсенд просто подарил ему свои идеи. Во всяком случае, гитарист говорил, что видел в кузене Кевине всех тех хулиганов, что издевались над ним в школе. В фильме Кевин (Пол Николас) таскает Томми за волосы, привязывает к стулу, топит в ванной, поливает из пожарного шланга и прижигает зад утюгом. Что именно с ним делает раздевающий его дядя Эрни (оголтелый ударник The Who Кит Мун), к счастью, остается за кадром. 


Мистер Англия и все-все-все


Оливер «Олли» Рид называл себя «мистер Англия» и любил победокурить — выпить, подраться, поприставать к женщинам. Еще он любил при каждом неудобном случае демонстрировать гениталии коллегам и случайным свидетелям — и это в эпоху задолго до дикпиков и культуры отмены. Перед съёмками Рассел приехал к нему в поместье, где актёр, недавно сыгравший Атоса в «Трех мушкетёрах» (1973) Ричарда Лестера, кинул ему меч и приказал защищаться, но в итоге сам же и налетел грудью на лезвие. Если Расселу нужно было еще одно доказательство, что Рид ему подходит — что ж, он его получил. То, что Олли совершенно не умеет петь и над произносимым им текстом потом приходилось колдовать звукорежиссёрам, смущало только Таунсенда. 

Во всех сценах звучит фонограмма, кроме сцены с Волшебником Пинбола, где The Who действительно сыграли живьем. Реакции поклонников, бросившихся к сцене, не было в сценарии

Во всех сценах звучит фонограмма, кроме сцены с Волшебником Пинбола, где The Who действительно сыграли живьем. Реакции поклонников, бросившихся к сцене, не было в сценарии

Он вообще изначально хотел задействовать в фильме совсем других актёров — например, в роли Волшебника Пинбола гитарист видел эксцентричного певца Тайни Тима, а Кислотную Королеву должен был сыграть либо Лу Рид, либо Дэвид Боуи. Однако эти роли достались Элтону Джону и Тине Тёрнер соответственно, и здесь Рассел точно не прогадал. Джон в ботинках Dr. Martens на огромных платформах как минимум запоминается, а вот героиня Тёрнер с её подрагивающими губами и затуманенным взором выглядит демонически — особенно когда сажает подросшего Томми в железную деву, утыканную изнутри не шипами, а иглами с лизергиновым раствором. Доктора, по мнению Таунсенда, должен был играть Кристофер Ли, но вместо него продюсер Стигвуд смог завлечь на один съёмочный день Джека Николсона. Спел он, к удивлению Пита, вполне неплохо.


Более того, Таунсенд был против вокалиста Роджера Долтри в заглавной роли и вообще не хотел, чтобы в «Томми» играл кто-то из его коллег по группе. В одном он точно не ошибся — сводить вместе Кита Муна и Олли было не самой лучшей идеей. Их ночные посиделки в барах заканчивались тем, что Рид чудил на следующее утро на съёмочной площадке. Например, кинематографистов изгнали из летнего лагеря «У Берни» по причине очередного сеанса эксгибиционизма «мистера Англия». 

Энн-Маргрет стала первой актрисой, поющей весь фильм, которую номинировали на «Оскар» за главную женскую роль

Энн-Маргрет стала первой актрисой, поющей весь фильм, которую номинировали на «Оскар» за главную женскую роль

Долтри снимался во всех опасных сценах без дублёра и получил множество ссадин, ожогов и ушибов, однако особого восхваления заслуживает Энн-Маргрет. Конечно, больше всех по сюжету издеваются над несчастным Томми, но гламурная блондинка, сыгравшая его маму Нору, пережила у Рассела не меньше тягот. Начнем с того, что её залили как из брандспойта смесью шоколада и бобов из разбитого телеэкрана (увидевший это на съёмках муж актрисы, продюсер Роджер Смит, решил, что её звездная карьера закончена), а осколок экрана серьезно распорол ей руку. Кроме этого, Рассел заставлял её купаться в холодном горном ручье, старил на 20 лет с помощью грима, а в финале Нору и вовсе убивают ударом бутылки по голове. Страдания актрисы не были напрасны — «Золотой Глобус» и номинация на «Оскар» это подтверждают.


Шоколад, Мэрилин Монро и Африка


Уже упомянутый отвратительный поток из телевизора был взят Расселом из сценария своего так и не снятого проекта «Музыка, музыка, музыка», где выдуманный им композитор Джон Фэйрфакс бросает работу над рок-оперой «Иисус на Венере» ради написания джинглов для рекламы. В результате все продукты из джинглов, то есть стеклоочиститель, бобы и шоколад, обрушиваются на него прямо с экрана. 

Роберт Пауэлл сыграл отца Томми сразу после роли Малера в одноимённом фильме Кена Рассела

Роберт Пауэлл сыграл отца Томми сразу после роли Малера в одноимённом фильме Кена Рассела

Другая идея, связанная с храмом Мэрилин Монро, тоже была позаимствована им из сценария картины «Ангелы», задуманной как его ответ «8 ½» и забракованной студией MGM. Там поклонники молятся статуе пропавшей поп-звезды Поппи Дэй — в «Томми» она превратилась в Монро с взметнувшейся юбкой из фильма «Зуд седьмого года» (1955). Съёмки проходили в церкви, предназначенной для солдат Портсмута, и явившийся комендант объявил их богохульством, но продюсер Стигвуд добился разрешения от военного руководства. Проповедника культа Монро сыграл Эрик Клэптон, явно находившийся на съёмках в крайне возбужденном состоянии. Все режиссёрские находки обрываются слишком резкой и неожиданной концовкой, где просветлённый Томми стоит на горе и радуется рассветному солнцу. Именно эти несколько минут были вырезаны при прокате фильма в Южной Африке, где их посчитали чересчур языческими. В Америке на солярное приветствие не обратили внимание, а фильм стал хитом проката.

Элтон Джон согласился на роль, когда ему пообещали подарить огромные ботинки Dr. Martens, в которых он снимался

Элтон Джон согласился на роль, когда ему пообещали подарить огромные ботинки Dr. Martens, в которых он снимался

Рассел был в восторге от работы над фильмом. Придя на шоу Рассела Харти в рамках продвижения «Томми», он восхвалял группу и даже называл Таунсенда новым Шекспиром. Тот, правда, отнёсся к этому эпитету со скепсисом: «Во время съёмок мы с Кеном были на грани алкоголизма. Мы пили до двух ночи и обсуждали, что будет происходить на следующий день на площадке, а в пять утра он уже вставал! Думаю, когда Кен сказал это на шоу, он не спал шесть месяцев и питался только шампанским». Правда, потом Рассел признавался, что работа была изматывающей и довела до нервного срыва трёх его помощников. «Но они выжили», — добавляет он. Как и сам режиссёр, не покинувший свой проект, когда загорелся павильон на пирсе морского курорта Саутси. Он просто продолжил снимать, а затем вставил сцену пожара в картину.


По нынешним меркам, «Томми» несовершенен. Можно придираться к его техническим огрехам — глаза главного героя меняют цвет с карего в детстве на голубой в юности, кузен Кевин прижигает зад Томми утюгом с попавшим в кадр неподключенным проводом, а многие статисты смотрят прямо в камеру. И всё же сейчас очевидно, что это удивительный памятник кино с обилием поп-звёзд, но упрямо отказывающийся быть попсовым; сердитая, хулиганская и красочная картина, полная страсти, дикости и броских образов. Даже очевидный Федерико Феллини кажется рядом с ним образцом сдержанности. Манера Кена Рассела в дальнейшем повлияла не только на «Стену» Алана Паркера, но и на весь стиль ранних клипов MTV — просто тогда её еще было не с чем сравнивать. 

Поделиться