Фрэнсис Скотт Фицджеральд: сквозь года

Фрэнсис Скотт Фицджеральд: сквозь года
16 мая в российский прокат выходит фильм База Лурманна «Великий Гэтсби», экранизация одного из главных романов XX столетия. Самое время вспомнить, во что превращалась крупная и малая проза Фрэнсиса Скотта Фицджеральда в руках голливудских кинематографистов.

Режиссёр Эллиотт Наджент  
кадр из фильма
кадр из фильма
История создания фильма Наджента — отличная иллюстрация к ситуации продюсерского диктата в «золотом Голливуде», которую сам Фицджеральд осуждал в «Последнем магнате». От постановки был отстранён Джон Фэрроу, постоянно работавший с главной звездой фильма — Аланом Лэддом; в итоге пришедший ему на смену Наджент на скорую руку снял безыскусную ленту, которая уместнее бы смотрелась в качестве телепостановки. Сценаристы выкорчевали из романа практически все острые углы и конфликты, кроме самого очевидного — мелодраматического; вместе с решением рассказать о молодости Гэтсби и его знакомстве с Дейзи чуть ли не сразу после начальных титров действие окончательно потеряло всякое напряжение. 

Остаётся лишь получать непреднамеренное удовольствие от совсем уж нелепых эпизодов: в одном из флэшбеков Лэдд с помощью вихров на голове в свои тридцать шесть изображает подростка, а в финале Том Бьюкенен со слезами на глазах пытается дозвониться Гэтсби и предупредить его о приближении убийцы. Ещё одна нечаянная радость — знакомые лица из классических нуаров на вторых ролях: Макдональд Кэри (хороший парень из «Тени сомнения» Хичкока) играет Ника, а совсем на заднем плане мелькает Элиша Кук-младший — бесхребетный преступник из «Убийства» Кубрика

Режиссёр Ричард Брукс  
кадр из фильма
кадр из фильма
Снятый всего пятью годами позже фильм Ричарда Брукса — совсем другое дело: выполненная режиссёром с учетом всех необходимых штампов тогдашнего кинематографа, но и не без вдохновения экранизация даже не рассказа «Опять Вавилон», а скорее лакун, оставленных Фицджеральдом в этой небольшой и печальной истории. Самое начало и самый конец «Парижа», более-менее взятые из «Вавилона», — как раз самое слабое место фильма, где персонажи к тому же заводят привычку занудно проговаривать свои сомнительные мотивации вслух. 

Гигантский флэшбек, занимающий две трети хронометража, куда интереснее. Как и в самом известном своем фильме — «Кошке на раскаленной крыше» — Брукс, дабы поддержать интерес зрителя, прибегает к безотказно работающему трюку: постоянному присутствию на экране Элизабет Тейлор, находившейся на тот момент во всех смыслах слова в абсолютном расцвете. Она с успехом воссоздает на экране целую жизнь женщины, которая в немногословном оригинале Фицджеральда присутствует в статусе призрака, умершей, память о которой никому не дает покоя. Не дают слабины и прочие участники действия. В результате получается экранизация, успешно адаптированная под изменившуюся эпоху (Вторая мировая вместо Первой и нефтяной бум вместо биржевого). Жаль, но в разряд классики этот фильм так и не попал, в отличие от «Кошки» или, скажем, «Завтрака у Тиффани», сконструированного по очень похожему принципу. 

Режиссёр Генри Кинг  
кадр из фильма
кадр из фильма
Ещё в конце 1930-х Фицджеральд безуспешно пытался продать права на экранизацию своего, возможно, лучшего романа «Ночь нежна» — продюсеры сочли книгу недостаточно кинематографичной. Быть может, так оно и есть — по крайней мере, если судить по киноверсии от главного голливудского специалиста по «потерянному поколению» (на его счету также два фильма по ХэмингуэюГенри Кинга

Сложно сказать, есть ли в том вина сценариста, уже очень пожилой на момент съемок режиссёр или актёры (вовсе не плохие, если оценивать полный послужной список), — но «Ночь нежна» проигрывает литературному источнику в одном, но ключевом пункте. Персонажи самого тонкого и болезненного романа Фицджеральда не всегда безупречны и не всегда приятны, но, безусловно, незаурядны. Фильм же оборачивается бестолковой мелодрамой из жизни компании скучных и пресных людей, за которыми, ко всему прочему, зрителю почему-то приходится наблюдать два с половиной часа кряду. Печальный конец не только отдельно взятого проекта, но и режиссёрской карьеры Кинга (голливудский ветеран умер в 1982-м, но последние двадцать лет ничего не снимал): при бюджете в почти $4 млн — по тем временам немаленьком, а тем более для такой камерной истории, — «Ночь» не собрала в прокате и половины этой суммы. 

Режиссёр Джек Клейтон  
кадр из фильма
кадр из фильма
За самую известную (на настоящий момент) киноверсию истории Джея Гэтсби взялся в 1974 году Джек Клейтон — крепкий британский режиссёр второго эшелона, почти исключительно посвятивший себя экранизациям. Спустя четыре года после выхода «Гэтсби» в прокат Клейтон пережил инсульт и вернулся в кино только в 1983-м, с триллером «Что-то страшное грядет» по Брэдбери. К роману Фицджеральда он — будто предчувствуя, что впереди долгий вынужденный отпуск, — подошел с размахом, на главные роли пригласил звёзд первой величины, но ожидаемой отдачи не получил. «Гэтсби» номинировали на «Оскар» только в двух технических категориях, а единственным безусловным поклонником фильма стал почему-то Теннесси Уильямс (заслуженному драматургу показалось, что он получился даже лучше романа). 

В 1974-м критики упрекали этого «Гэтсби» в поверхностности: мол, увлекшись внешними красивостями и нарядами, Клейтон забыл о душе. Претензия объяснимая, но несправедливая. «Гэтсби» Клейтона не передает всех нюансов романа, но взамен фактуры литературной предлагает яркую кинематографическую фактуру. Это во многом заслуга блестящего оператора Дугласа Слокомба (и поныне здравствующего — в феврале этого года ему исполнилось сто лет): в постоянных выразительных крупных планах он цепляется то за жареного поросенка, то за ноги танцующих, а уж капельки пота на лбу героев и вовсе на равных с актёрами отыгрывают каждый диалог. Все эти вычурные красивости — не минус, а, наоборот, ключ к разгадке этого «Гэтсби». Вот, к примеру, зрителя потчуют приторными кадрами недолговечной любовной идиллии Джея и Дейзи, которые могли бы сойти за рабочие материалы к наивному рекламному ролику. В отрыве от всего прочего — нелепость, но в контексте фильма эти сцены приобретают новое измерение: ведь мы-то помним, что за пределами единственного идеального кадра у него — необаятельная белозубая улыбка и неуклюжие манеры, а у неё — визгливый голос и поджидающий дома неверный муж. 

Режиссёр Элиа Казан  
кадр из фильма
кадр из фильма
Как ни странно, ещё один фильм по Фицджеральду, ставший в фильмографии режиссёра последним: Элиа Казан снял киноверсию неоконченного романа классика в 1976 году, после чего ушёл из профессии. С кастингом Казан, имевший пристрастие работать с непрофессионалами, на сей раз не мелочился: видимо, решив, что людей из кинобизнеса должны играть обладатели лиц, с этим кинобизнесом непосредственно связанные. Поэтому ключевые роли достались Роберту Де Ниро и Роберту Митчаму, трагикомические партии «увядающих звезд» взяли на себя Жанна Моро и Тони Кертис, и даже в эпизодах тут мелькает то жанровая легенда Джон Кэррадайн, то Анжелика Хьюстон — на тот момент ещё не столько актриса, сколько дочь Джона Хьюстона

Закономерно, что инородно в этой толпе смотрится только «последняя любовь» главного героя Монро Стара — Кэтлин в исполнении непрофессиональной актрисы Ингрид Баултинг. Как ни странно, и она, и те же Кертис с Моро в своих эпизодических выходах сходу убирают главных звезд, которым пристало бы выступать гвоздем программы, — самого Де Ниро с актёрским этюдом про «пятачок» или Николсона в роли желчного коммуниста. Проблема отсутствия концовки решена изящно: фильм аккуратно следует сохранившемуся тексту, а в конце выруливает на театрализованную коду в духе Марка Захарова. Для Фицджеральда невозможность завершить третий из своих великих романов стала трагедией; Казану же такое многоточие пошло только на пользу. 

Режиссёр Роберт Марковиц  
кадр из фильма
кадр из фильма
Телевизионный режиссёр Роберт Марковиц всю жизнь делает фильмы, которым на большие экраны попасть не суждено; таким же стал и его «Гэтсби» с Тоби Стивенсом и Мирой Сорвино в главных ролях, чей дуэт крайне неуклюже дополняет малоизвестный на тот момент Пол Радд в роли Ника. Эту занудную экранизацию можно было бы критиковать за многое, если бы не её абсолютно непретенциозный характер: от телефильма, который затем будет издан на DVD и поможет паре сотен школьников по-быстрому подготовиться к тесту, ничего особенного ждать и не приходится. Иным поклонникам романа, впрочем, пришлось по вкусу строгое следование Марковица букве романа; и, разумеется, тот факт, что и такая экранизация приносит кому-то удовольствие, можно только приветствовать. 

Режиссёр Дэвид Финчер  
кадр из фильма
кадр из фильма
«Бенджамин Баттон» в фильмографии Финчера смотрится не менее странно, чем его главный герой в компании своих сверстников: режиссёру вздумалось на время отвлечься от криминальных кошмаров и снять душеспасительную историю о странном маленьком человеке сквозь призму истории Соединенных Штатов. Так скромный трагикомический рассказ, по молодости написанный Фицджеральдом заработка ради, превратился в очередного «Форрест Гампа»: вместо перышка здесь колибри, вместо Элвиса — «Twist and Shout», вместо Вьетнама — Вторая мировая. 

Довольно бессмысленно рассматривать финчеровского «Баттона» как экранизацию — от Фицджеральда здесь только и остались, что основной сюжетный скелет и фамилия-имя-отчество героя. Ну а как самостоятельный фильм «Баттон» всё-таки скорее не получился: он не то чтобы скучен, но и не оправдывает необходимости провести перед экраном почти три часа; не то чтобы дурно написан, но местами, а особенно — ближе к самому концу, начинает прихрамывать на обе ноги. Зритель вынужден двигаться по той же траектории, что и сам Баттон: если по ходу дела ещё испытываешь какие-никакие эмоции, то к концу истории остается только взглянуть на происходящее пустыми глазами — ну и немедленно заснуть. 

ПримечаниеПервая, прижизненная, экранизация прославленного романа вышла в 1926 году; от неё сохранился только минутной продолжительности трейлер.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Индастриал в кино: К 60-летию Трента Резнора
Статьи
Индастриал в кино: К 60-летию Трента Резнора
К юбилею бессменного лидера группы Nine Inch Nails, талантливого мультиинструменталиста и кинокомпозитора, KNMN решил поговорить не только о нём и его успешной карьере в Голливуде, но и об индустриальном следе в кино как таковом. В эпицентре нашего внимания оказались саундтреки и фильмы, к которым в том или ином качестве приложили руки участники Сabaret Voltaire, Einsturzende Neubauten, Coil и многих других групп. Сразу предупреждаем — материал предназначен строго для людей старше 18 лет и с крепкой нервной системой
Канны-2025: Борьба с зависимостью и бездомностью, съёмки киношедевра и послеродовая депрессия
Статьи
Канны-2025: Борьба с зависимостью и бездомностью, съёмки киношедевра и послеродовая депрессия
Канны-2025: Борьба с зависимостью и бездомностью, съёмки киношедевра и послеродовая депрессия
Статьи
Канны-2025: Сатира на неврозы целой страны, обретение себя и буллинг в духе «Повелителя мух»
Канны-2025: Борьба с зависимостью и бездомностью, съёмки киношедевра и послеродовая депрессия
Рецензии
Нежелание излучать свет в многоэтажном музыкальном доке «Метод Pavement»