Если бы нужно было описать итоги Каннского кинофестиваля одним словом, подошло бы слово «заслуженные» или «логичные». Лауреатом главной награды, «Золотой пальмовой ветви», стал иранский режиссер-диссидент Джафар Панахи, снявший новый проект незаконно после очередного тюремного срока. Благодаря награде Панахи стал единственным живущим режиссёром, на счету которого награды четырёх главных европейских смотров (Канны, Берлин, Венеция, Локарно).

После анонса сообщалось, что Панахи вряд ли сможет посетить премьеру в Каннах. Однако Панахи появился в Каннах лично, вместе с женой и дочерью, а также несколькими актерами. Последний раз он лично был в Каннах в 2003 году, когда фильм «Багровое золото» был показан в секции «Особый взгляд»
«Простая случайность» рассказывает о бывшем политическом заключённом Вахиде (Вахид Мобассери), который когда-то подвергся жестоким пыткам в тюрьме и потерял из-за притеснений возлюбленную. По воле случая он видит в мастерской человека, который, кажется, был одним из тех, кто выбивал из узников показания, и похищает его. Вместе с другими бывшими пленными он пытается выяснить, того ли человека всё-таки поймал, а в конце вместе с товарищами решает, какого наказания тот достоин.
Фильм Панахи — выверенная и четко выстроенная картина о том, можно ли бороться со злом его же методами. Несмотря на остросоциальную тематику и жесткий сюжет, картина умудряется балансировать между саспенсом и юмором, завершаясь катарсической сценой. Как отмечала глава жюри Жюльет Бинош, присуждение награды связано не столько с политикой, сколько с этикой — и несмотря на контекст производства ленты и сеттинг, именно этот мотив в ней выведен на первый план.

Йоаким Триер, получивший Гран-при фестиваля, посвятил в благодарственной речи награду своему деду
После бурного приема «Сентиментальной ценности» (19-минутные овации!) многие были убеждены, что с главным призом смотра из Канн уедет Йоаким Триер, однако норвежскому режиссеру досталась вторая по значимости награда — Гран-при. Картина строится вокруг запутанных отношений отца-режиссера Густава (Стеллан Скарсгард), когда-то ушедшего из семьи, и его двух взрослых дочерей — Норы (Ренате Реинсве) и Агнес (Инга Ибсдоттер Лиллеос). Когда-то семья жила в большом фамильном доме, а теперь, после смерти матери, вынуждена решать, что с ним делать. Густав хочет снять в доме свой новый фильм, но встречает сопротивление дочерей, которым его уход нанес существенную травму. Триер явно вырос в сравнении со своим предыдущим фильмом — «Худшим человеком на свете», за который Реинсве удостоилась каннской актерской награды, и продолжает препарировать сложную тему семейных отношений.

Приз жюри разделили между собой «Сират» Оливера Лаше и «Звук падения» Маши Шилински. Если первый в радикальной манере интерпретирует концепцию пути очищения в исламе, заставляя героев пересечь марокканскую пустыню под техно, то второй служит масштабным кинороманом о XX веке на примере судеб нескольких героинь. За мужскую роль награды удостоился Вагнер Моура (экспериментальный «Тайный агент»), а за женскую — Надя Меллити (квир-драма «Младшая Дерньер»).
Жюри отметило режиссуру Клебера Мендонсы Филью («Тайный агент») и сценарий братьев Дарденн («Молодые матери»). Специальный приз (скорее утешительный) получил китайский постановщик Би Гань за монументальное «Воскрешение» — фантасмагорическую интерпретацию истории киноискусства.
Конкурсная программа 78-го смотра вышла, мягко говоря, неровной. В одной секции оказались реалистичная («Ромерия») и фантастическая («Альфа») истории о СПИДе, не одна квир-драма («Младшая сестра», «История звука», «Fuori»), семейные («Сентиментальная ценность», «Финикийская схема», «Звук падения») и политические («Орлы республики», «Два прокурора», «Простая случайность») сюжеты. Выделить какой-то единый мотив, который бы объединил все эти ленты, сложно — пожалуй, больше всего подойдет тема отношений родителей и детей.

В самом начале смотра, во время пресс-конференции жюри с Бинош во главе, складывалось впечатление, что наградные решения вызовут вопросы — слишком невпопад и вразнобой отвечали на вопросы журналистов члены жюри. Однако по итогу призы распределились логичным и не то чтобы компромиссным, но справедливым образом. За Панахи остается только радоваться: когда-то Каннский фестиваль открыл его с фильмом «Белый шар», теперь же наконец награждает его своей главной «пальмовой ветвью».