Сразу признаюсь: я рада, что вы в таком хорошем настроении. Я вас после премьеры «Поддубного» побаиваюсь. Да и в «Вурдалаках» у вас персонаж весьма серьезный. Так что, честно, переживала, что вы сейчас придете в образе...
Неееееет. Что вы. Я вообще добрый.
Ну, вот, а я готовилась к интервью, серьезные вопросы сочиняла...
Вот, посмотрите, как меняется журналистика. Когда мы с Костей Хабенским были уже известные, у нас было сыграно сколько спектаклей в театре, но кино для нас только-только начиналось, пришла к нам на интервью молодая журналистка и говорит: «Очень хотелось бы взять интервью у Пореченкова и Хабенского, правда, я не знаю, кто из вас кто». Я сразу ей отвечаю: «Я — Хабенский». А Костя говорит: «А я — Пореченков, давайте разговаривать». А сейчас, смотрю, все поменялось. Вот, вы подготовились.
Да вы вообще юмористы знатные.
А как иначе? В нашей стране без юмора до средних лет не прожить.
При всем разнообразии образов, которые вы сыграли, священник у вас первый.
Да, но я и не стремился как-то священников играть. Так сложилось. Но, в сущности, не важно, кого именно ты играешь, все равно пытаешься слепить человека, у которого есть какая-то морально-этическая база. В данном случае, христианская. И опять же Алексей Толстой взят за основу — это классика. Потом, я не снимался в таких фильмах. Так что тут все сложилось, все легло в корзинку правильно.
В каких «таких»? Вы имеете в виду жанр «Вурдалаков»?
Да, мистическое фэнтези. Хотя там рассказываются разные истории и задаются разные вопросы: о вере, пути к ней, об осознании себя в мире, способности пожертвовать собой и быть человеком, отдающим свою жизнь во благо других...
У вас уже привычный образ в кино — громкий, богатырский. А тут отец Лавр такой тихий, сдержанный.
Меня Сережа (Гинзбург, режиссер картины «Вурдалаки». — Прим.) все время тормозил: «Тихо ты... давай, поспокойнее». Я отвечал: «Но это же невозможно! Как люди смотреть будут?» Но мы хотели сделать все таким сдержанным. Пришлось потрудиться — я же Вжик по натуре.
Но тут все равно ваше «богатырство» пригодилось. Священник-то не классический, а такой воин света.
Воин духа, скорее. Как с нечистью еще бороться, когда кроме серебряных пуль и освященных мечей ничего нет?
То есть ваш ярлык богатыря, который за вами тянется, и в «Вурдалаках» впору пришелся?
Ну, а что делать, если я чуть покрупнее других буду? Где родился, какой родился, такой и пригодился. Конечно, мы с режиссером каждую роль продумываем, пытаемся сочинить свою изюмину для каждого образа. Но мы же воспитаны на Чехове и везде его даем. Я смотрю, как все восхищаются иностранными сериалами, и, конечно, ценю масштаб работы, вложенных сил и особенно денег. У нас все делается за 3 копейки на коленке, а там есть индустрия. Но вот сказать, чтобы меня там что-то прям за душу брало, — нет. Халтурят ребятки в моменте сложных внутренних движений, не догоняют. Или нам непривычно, или я это так воспринимаю: все немного фанерненько. А мы все же привыкли к сложным внутренним взаимоотношениям героев.
И вот вы сами меня уводите от «Вурдалаков» к «Мосту». Он же скоро выходит, и это ремейк зарубежного сериала. Так что, дали и там Чехова?
Ой, ну, это рубилово, конечно, получается, психологическое. Но дали Чехова, конечно. Драма мощная получается. Ну, по ощущениям от нашей работы. Кино — дело коллективное. Где-то один просел — все пошли кувыркаться. Но когда срастается... Ингеборга Дапкунайте — блестящая, замечательная, фанатично относящаяся к работе и профессии. И я — полный Вася... Теперь даже созваниваемся по-приятельски: «Ингеборга, как, что?». А в фильме у наших героев разный подход, разное ощущение жизни, разные истории. Мне очень нравится этот проект. Спасибо Тимуру Вайнштейну, что он меня пригласил. Он ведь эту роль под меня держал. Так случалось у меня два раза в жизни. Первый — с Федором Сергеевичем Бондарчуком, который сказал: «Ты будешь играть Дыгало» (Персонаж Пореченкова в «9 роте». — Прим.). Я согласился. Прошло три года, весь состав поменялся, кроме меня.
Вернемся уже к «Вурдалакам». Рассказ-то Алексея Толстого прочитали?
Прочитали и даже обратились к другим авторам. Ведь у нас мастер писать о таких вещах Гоголь все-таки. У Толстого получилось более повествовательно, у него взгляд наблюдателя, а мы же внутри. К тому же, наша история все же сочиненная, придуманная творческой группой картины.
Сильная сторона этого фильма — визуальная. И локация съемок сыграла в этом не последнюю роль.
Да, Крым — это уникальное место. Можно ехать смотреть — и не объехать. И степи, и горы, и море, и поля... Мы были в крепости Чифут-Кале. Место само по себе колоссальное. А ночь — это вообще совершенно иные впечатления. У нас процесс занял 21 смену, а ночные съемки — страшнее страшного. Но работа была построена очень профессионально: прекрасные ребята возили нас по этим колдобинам и горным серпантинам, стены помогали, люди помогали. Ребята там даже деревню достроили.
Можно я теперь задам вопрос своей мечты? А то мне раньше так с интервью не фортило, чтобы я разговаривала с актерами, которые священника только-только сыграли. В рясе удобно бегать было?
Нет, совсем неудобно, но за такое время привыкнуть можно было. Самый сложный костюм, который я помню, — это кольчуга в фильме «1612». Шлем и кольчуга — это тяжело. А с рясой привыкаешь как-то. Я ее все время поясом подвязывал — так и справлялся.
Но при этом когда вы шпыняете упырей, она же в пол была!
Там, да, боялись, что зароюсь носом. Но зато понял, как батюшкам тяжело.
Есть ли еще какие-то роли, не то, что мечты, но такие, которые еще хотелось бы попробовать сыграть.
Для меня все всегда зависит от материала, с которым работаешь. Вот я снимался в истории Поддубного, так как я люблю бокс, занимаюсь им. И сейчас история боксера Николая Королева меня интересует. Не только как спортсмена, а человека, личности. Он и войну прошел, и был в сложных отношениях с властьпридержащими. Спортивная драма, завязанная на силе духа и воле человеческой — вот мне это интересно. Живем по Мопассану: чем ближе и острее ситуации, тем они интереснее. Поэтому если будет герой, поставленный в сложные житейские ситуации, на грани, — это будет замечательно. Но не только это. Я могу в любом жанре сыграть. В комедии, например, подурачиться чтобы. Но больше всего хочется работать в трагифарсе, и в театре, и в кино. Только на экране долго с этим жанром не протянешь, а в театре это самое мясо. Но это надо собирать компанию: Костю Хабенского, Мишку Трухина, Андрюшку Зиброва, Юрия Николаевича Бутусова. Ну и вашего покорного слугу. Вот взять всех вместе — и дать джазу. Может быть, когда-нибудь соберемся.
А в режиссуру вернуться еще разок?
Да был уже там, так запинали! Пока не хочется возвращаться. Пока нет предмета высказывания. Есть у меня два сценария, которые нужно дописать. Их бы я с удовольствием сам снял. Но пока нет такой возможности. Да и потом надо, чтобы время прошло, чтобы фырканье псевдокритиков и злобная часть журналистики немного поуспокоилась. Хотелось бы от критиков, журналистов, от людей, которые с нашей профессией соприкасаются, все-таки помощи и правильного, профессионального разбора того материала, который мы даем. Тогда мы будем говорить, что они не паразиты, а люди, которые нам помогают. Критические замечания? Пожалуйста. Но огульное хуление — это неправильно.
Михаил Пореченков: «Мы воспитаны на Чехове и везде его даем»
К премьере картины «Вурдалаки» «Киномания» встретилась с исполнителем главной роли Михаилом Пореченковым, чтобы обсудить русскую классику и шведские сериалы.
25 ФЕВРАЛЯ 2017
Текст: Вероника Скурихина

Далее по теме

Байопик дня. Создатели «Фишера» и Первый канал работают над полнометражным фильмом об Игоре Талькове
Байопик Игоря Талькова, находящийся в разработке с марта 2023 года, изменил формат — теперь это не сериал, а полнометражный фильм, прописавшийся на Первом канале. Над сценарием по-прежнему работают создатели сериала «Фишер» Сергей Кальварский и Наталья Капустина. Они же выступят продюсерами вместе с Константином Эрнстом и Сергеем Титинковым. В 2023-м продюсером проекта значился Фёдор Бондарчук, а режиссёрское кресло должен был занять постановщик сериалов «Happy End» и «Балет» Евгений Сангаджиев. В интервью «Ведомостям» Наталья Капустина сообщила, что работа над фильмом всё ещё находится на стадии написания сценария: Мы пока не можем рассказывать про конструкцию — надеемся, что это будет блокбастер. И при этом будет напоминать один классический авторский фильм. Пикантность проекту придаёт тот факт, что соавтор Капустиной, Сергей Кальварский, был ведущим того самого концерта во дворце спорта «Юбилейный», во время которого был застрелен Тальков. Именно Кальварский тогда вышел на сцену и сообщил залу о покушении на певца. 23 апреля 2025 года Петроградский районный суд Санкт-Петербурга признал виновным в убийстве Талькова его концертного директора Валерия Шляфмана, заочно приговорив его к 13 годам лишения свободы. Шляфман в настоящий момент проживает в Израиле. История популярного певца эпохи перестройки давно просится на экран. В 1991 году Михаилом Гладковым был смонтирован документальный фильм «Сны Игоря Талькова», но, как утверждает режиссёр, плёнка была размагничена по распоряжению руководства Центрального телевидения. Также об убийстве исполнителя хитов «Чистые пруды» и «Я вернусь» был снят фильм «Операция “Люцифер”», однако 68-минутная работа Николая Стамбулы, вышедшая в 1993 году, эксплуатирует мистическую версию гибели певца и не проливает свет на случившееся.
6 ИЮНЯ

Утрата дня. Не стало Юрия Короткова, сценариста фильмов «Страна глухих», «9 рота» и «Стиляги»
На 70-м году жизни скончался Юрий Коротков — детский писатель, сценарист картин «”Авария” — дочь мента», «9 рота» и «Стиляги». О смерти Короткова сообщила в своём Telegram-канале журналистка Арина Бородина. Юрий Марксович Коротков родился 10 июня 1955 года в Печоре. В 1980-х он получил известность как детский писатель, а в конце десятилетия пришёл в кино — по его сценариям были поставлены перестроечные хиты «Абориген» и «”Авария” — дочь мента». С Коротковым работали Александр Митта («Затерянный в Сибири»), Дмитрий Месхиев («Американка», «Женская собственность»), Валерий Тодоровский («Страна глухих», «Стиляги»), Александр Хван («Кармен»), Фёдор Бондарчук («9 рота»). За сценарий «Стиляг» Коротков был удостоен премии «Золотой орёл».
5 АПРЕЛЯ

Для тех, кто не жил в девяностых. Мода на «опасную» декаду в современном российском кино
«Руки вверх», «1993», «Лихие», «Комбинация», «Дети перемен»… В кинотеатрах, в том числе онлайн, продолжают выходить и привлекать всё новых зрителей фильмы и сериалы, эксплуатирующие тему 1990-х с их повышенной турбулентностью и сочетанием свободы и беззакония. Попробуем разобраться, что у них общего и чего им не хватает
14 ЯНВАРЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
Уходит в небо. Памяти Евгения Доги
На прошлой неделе не стало советского и молдавского композитора, помимо прочего сочинившего музыку к паре сотне фильмов. KNMN под руководством музыкального критика Дениса Бояринова погружается глубоко в творчество мэтра
11 ИЮНЯ

Вулкан удачи, телешоу 1980-х и парик Уолтона Гоггинса в «Как стать миллионером»
12 ИЮНЯ

Хлоя Севиньи, нелепые документалисты и пестициды в «Волшебной ферме»
10 ИЮНЯ

Женитьба по глупости и жизнь по трусости в фильме «Всё, что тебя касается»
9 ИЮНЯ