Свой юбилейный, двадцатый по счету проект вы разрабатывали изначально как англоязычный фильм с Мэрил Стрип в главной роли. Почему вы отказались от этой идеи?
Чтобы снять кино, я должен полностью прочувствовать историю — перенести ее на свою территорию. В Испании, скажем, дети никогда совсем не покидают своих родителей: связь между ними не рвется. А вот в Америке другая культура и другое отношение к семье, с которыми я не очень близко знаком. Именно поэтому англоязычный проект упорно не складывался. После очередных переговоров я вернулся домой и положил сценарий на полку. Лишь три года спустя, когда я понял, что могу перенести историю в родную Испанию, я смог вернуться к проекту. Тогда же в нем появился еще один важный для меня элемент, который отсутствовал в первоначальных вариантах: чувство вины.
Когда на главную роль рассматривалась Мэрил Стрип, речь шла о том, что она сыграет и молодую, и пожилую Джульетту. Но решив сделать фильм на испанском, вы пригласили на роль Джульетты двух актрис — Адриану Угарте и Эмму Суарес. С чем связано это изменение в концепции?
Как минимум, с тем, что с Мэрил Стрип это было бы совершенно другое кино... А вообще я не сторонник того, чтобы одна актриса воплощала все возрасты персонажа. Точнее так: я допускаю применение этого метода в театре, но отвергаю его в кино. Человека, конечно, можно искусственно состарить с помощью макияжа, но я не доверяю этому инструменту. Я уверен, что двадцатипятилетней девушке практически невозможно сыграть женщину, которой за пятьдесят. У нас все просто: Адриана Угарте играет Джульетту от двадцати пяти до сорока, Эмма Суарес — после. Тут дело даже не в морщинах, это нечто более глубокое: течение времени оставляет на каждом человеке свой отпечаток, и это проявляется как снаружи, так и внутри. Угарте и Суарес блестяще справились с теми задачами, которые я перед ними ставил. Они уверенно взошли на мой личный Олимп, где уже находятся другие мои музы: Пенелопа Крус, Кармен Маура, Виктория Абриль, Мариса Паредес и Сесилия Рот.
В основе картины — три новеллы знаменитой канадской писательницы Элис Манро. Чем они вас зацепили изначально? И что от этих новелл осталось в финальной версии фильма?
Мне вообще очень нравятся работы Манро. Права на экранизацию ее рассказов я приобрел около десяти лет назад. Больше всего меня привлекла, пожалуй, история с поездом, которая как раз и осталась в картине. Для меня было важно, чтобы молодая Джульетта пережила и смерть, и любовь — ту плотскую любовь, которая приводит к зарождению новой жизни (именно в поезде Джульетта познакомилась со своим будущим мужем. Там же она впервые столкнулась со смертью — ее сосед по купе решил покончить с собой. — Прим. ред.). Но по мере того, как этот проект развивался, я все дальше и дальше отходил от Элис Манро. Хотя бы потому, что при переводе с английского на испанский, а с языка литературы на язык кино невозможно сохранить ни стиль, ни сюжет. Почитатели Элис Манро не увидят в моей «Джульетте» ее рассказы, но увидят дань уважения канадской писательнице.
Что, помимо новелл Элис Манро, вдохновляло вас во время работы над «Джульеттой»?
Между «Джульеттой» и моими предыдущими фильмами о матерях существует огромная разница. Я и сам до недавнего времени не осознавал, как велико влияние, которое оказала на те картины моя собственная мать. А вот Джульетта — мать совершенно другая. Гораздо более хрупкая, более слабая. При создании этого персонажа я черпал вдохновение, как ни странно, в себе самом.
«Джульетта» — чистая драма. На удивление печальный фильм, лишенный присущей вашим картинам иронии. Это чувствуется особенно ярко, поскольку вашим предыдущим проектом была совершенно безумная комедия «Я очень возбужден». С чем связан выбор столь серьезной интонации для «Джульетты»?
После картины «Я очень возбужден» мне хотелось сделать принципиально иное кино — мрачное и драматичное. Главный герой этого фильма — боль. И юмор в нем совершенно неуместен. Так что я всячески себя сдерживал и намеренно убрал все эксцентричные сцены из финальной версии «Джульетты».
Обращает на себя внимание и скудное музыкальное оформление, не характерное для ваших предыдущих работ. Так было задумано изначально?
Впервые увидев рабочую версию «Джульетты», композитор Альберто Иглесиас, с которым я работаю уже двадцать лет, сказал, что этому фильму вообще не нужна музыка. Он понравился ему, так сказать, «голым». Я и сам очень долго и мучительно размышлял на эту тему. Я был как никогда близок к тому, чтобы полностью лишить свой фильм музыкального сопровождения. И все же не смог. Поэтому я настоял, чтобы Альберто принял участие в работе над фильмом. Музыка всегда была важнейшим для меня инструментом: вместе со сценарием она создает структуру сюжета, формирует скелет всей картины. Действие «Джульетты» развивается прямолинейно. Фильм начинается с того, как дышит героиня под красным платьем, и это «дыхание» стало ключевым элементом и при монтаже, и при создании музыкального оформления.
С кем из зарубежных актрис, помимо Мэрил Стрип, которую вы намеревались пригласить в этот проект, вам бы хотелось поработать на съемочной площадке?
Я уже не раз приступал к разработке проектов не на испанском языке. Но ни один из них не дошел до стадии съемок — в последний момент я всегда отступал. Побаивался, наверное. Даже не знаю, наберусь ли я смелости в будущем. Но если говорить не о конкретных планах, а о режиссерских мечтах, мне бы очень хотелось поработать, к примеру, с Катрин Денев.
В настоящее время мы наблюдаем качественные изменения в сериальной индустрии по всему миру. На телевидение приходят большие режиссеры, ранее работавшие исключительно в полном метре, — Скорсезе, Финчер, Содерберг, Куарон. Вы никогда не задумывались о том, чтобы снять сериал? Рассказать длинную историю, которой тесно в рамках двухчасового полного метра?
Время от времени мы с братом (продюсером Агустином Альмодоваром. — Прим. ред.) раздумаем на эту тему. Но переходить к конкретным действиям я пока не готов. Не сейчас.
Педро Альмодовар: «Главный герой «Джульетты» — боль».
«Джульетту» Педро Альмодовара называют возвращением маэстро на прежнюю почву — к историям о внутреннем мире испанских женщин. Киномания встретилась с режиссером, чтобы узнать, как рождался замысел драмы.
5 АВГУСТА 2016
Текст: Мария Михелева

Далее по теме

Напутствие дня. Брэд Питт призвал молодых актёров не гоняться за ролями супергероев и большими франшизами
61-летний Брэд Питт примерил на себя роль наставника нового поколения актёров в подкасте «New Heights». Питт предостерёг молодых коллег от погони за супергеройскими ролями и франшизами, которые могут на долгие годы сделать актёра заложником одного образа. Брэд заявил, что в годы, когда он начинал карьеру, такого давления индустрии на перспективных исполнителей не было, но отметил, что в то же время у нынешних молодых актёров больше свободы — нужно лишь не попасть в западню какой-нибудь долгоиграющей франшизы: С удовольствием наблюдаю за новым поколением актёров — с чем они приходят, с какими вызовами сталкиваются, как взаимодействуют с ними и как прокладывают себе путь. Им всё это в радость. Мы были более напряжёнными в том, что связано именно с актёрской карьерой — типа: ты не смог себя продать, ты не востребован... Но сегодня посыл другой, что-то вроде: «Мы можем быть художниками в самых разных областях, так что давайте пользоваться этой возможностью и наслаждаться ею». Однако есть опасность угодить в ловушку, когда тебе говорят: «Нужно, чтобы был свой супергерой, своя франшиза». А я снова и снова повторяю: «Нет! Не нужно! Это всё отомрёт». Сам Питт действительно старается держаться подальше от супергеройского кино (эпизодическая роль в «Дэдпуле 2» не в счёт) и больших франшиз (исключение составляет трилогия Стивена Содерберга «Друзья Оушена»). Примерно так же строит свою карьеру и партнёр Питта по «Однажды в… Голливуде» Леонардо ДиКаприо, который в своё время дал похожий совет (не попадаться на уговоры студий) Тимоти Шаламе. Звезда «Дюны» совету старшего товарища вняла, но всё-таки оставила себе шанс на возможное участие в супергеройском фильме — если сценарий будет того стоить. В интервью The New York Times Шаламе признался, что один фильм о супергерое сыграл для него важнейшую роль в выборе профессии: Леонардо ДиКаприо мне сказал: «Никаких фильмов о супергероях и никаких тяжёлых наркотиков». Я счёл этот совет хорошим и следую ему. Но фильм, благодаря которому я решил сниматься в кино, это как раз фильм о супергерое — «Тёмный рыцарь». Так что если сценарий будет отличным, если режиссёр будет отличным — я бы рассмотрел такое предложение.
3 ИЮЛЯ

Кастинг дня. Кеннет Брана в «Дьявол носит Prada 2», каст байопика группы Scorpions и др.
Кеннет Брана присоединился к актёрскому ансамблю комедии «Дьявол носит Prada 2» — он сыграет мужа Миранды Пристли (героини Мэрил Стрип). Студия Disney официально объявила о старте съёмок сиквела и подтвердила, что Энн Хэтэуэй, Эмили Блант, Стэнли Туччи и, конечно же, Стрип вернутся к своим ролям. Первый фильм вышел в 2006 году и стал большим хитом студии Fox, заработав в мировом прокате $326,7 млн при $35-миллионном бюджете. Сиквел расскажет о том, как Пристли, возглавляющая редакцию глянцевого журнала о моде, и её подчинённые справляются с закатом эпохи печатных СМИ. Виола Дэвис и Яхья Абдул-Матин II исполнят главные роли в триллере «Игорный дом» (House of Games) — ремейке одноимённого режиссёрского дебюта Дэвида Мэмета. В центре сюжета — женщина-психотерапевт, которая сближается с одним из своих пациентов, профессиональным мошенником. В оригинале 1987 года главных героев сыграли Линдси Краус и Джо Мантенья. Ремейк выпустит студия Amazon MGM. Энни Бэйкер (писательница по первой профессии, лауреатка премии Пулитцера и стипендии МакАртура), снявшая свой первый фильм «Планета Джанет» на студии А24, здесь же поставит по собственному сценарию и второй — «Ancient History». Главные роли в картине закреплены за Софией Лиллис и Дэниэлом Золгадри. Детали сюжета держатся в секрете. Производством займётся Present Company. Завершён основной кастинг анонсированного год назад байопика группы Scorpions, королей немецкого хард-энд-хеви и фаворитов советских и постсоветских меломанов. Вокалиста Клауса Майне изобразит Людвиг Трепте (на фото), ритм-гитариста Рудольфа Шенкера — Александр Дреймон, лид-гитариста Маттиаса Ябса — Эд Спелирс, а ударника Германа Раребелла — Люк Брэндон Филд. Доминик Уэст сыграет менеджера группы Дока МакГи. Мартин Фриман и Иэн Армитедж сыграют главные роли в психологическом триллере «The Adam Trials». Командовать на съёмочной площадке будет Бен Кетай. В центре сюжета — родители (Фриман сыграет отца, актрису на роль матери ещё ищут), готовые на всё, чтобы спасти неизлечимо больного сына (Армитедж). Они соглашаются испытать на мальчике экспериментальную нанотехнологию, которая даёт результат, но слишком дорогой ценой.
30 ИЮНЯ

Режиссёр дня. Новый фильм о Джеймсе Бонде поставит режиссёр «Дюны» Дени Вильнёв
Новые продюсеры бондианы Эми Паскаль и Дэвид Хейман определились с кандидатурой режиссёра 26-го фильма об агенте 007: командовать на съёмочной площадке будет постановщик «Дюны» Дени Вильнёв. Канадец — давний поклонник бондианы, а в 2021 году в подкасте Happy Sad Confused он заявил, что «очень хотел бы когда-нибудь снять фильм о Джеймсе Бонде». В своём заявлении, опубликованном в свежем пресс-релизе Amazon MGM, Вильнёв признался, что практически вырос на фильмах о Бонде: Некоторые из моих самых ранних воспоминаний о походах в кино связаны с агентом 007. Я рос на фильмах о Джеймсе Бонде, смотря их вместе с отцом, начиная с «Доктора Ноу» с Шоном Коннери. Так что я — ярый поклонник Бонда. Для меня он священная территория. Я намерен чтить традиции и открыть пути для множества новых миссий [агента 007]. В свою очередь, Паскаль и Хейман отметили ценность своего выбора: Дени Вильнёв был влюблён в фильмы о Джеймсе Бонде с самого детства и всегда мечтал снять о нём фильм. Теперь его мечта стала нашей. Нам повезло, что мы оказались в руках этого выдающегося режиссёра. В умении Вильнёва снимать эффектный экшен (в том числе приземлённый, без элементов фантастики) сомневаться не приходится — достаточно пересмотреть картину 2015 года «Убийца». Помимо канадца, на постановку 26-го фильма об агенте 007 претендовали Эдвард Бергер («На Западном фронте без перемен»), Пол Кинг («Приключения Паддингтона»), Джонатан Нолан («Мир Дикого Запада») и Эдгар Райт («Малыш на драйве»). Ранее в новостях также фигурировала кандидатура Альфонсо Куарона («Гравитация»). Что касается нового исполнителя роли Джеймса Бонда, то первую строчку в списке претендентов по-прежнему занимает Аарон Тейлор-Джонсон. Недавно некоторые инсайдеры сочли, что его назначение — вопрос решённый. По их мнению, Тейлор-Джонсон выдал себя на премьере зомби-хоррора «28 лет спустя» — прежде чем его увели подальше от прессы, он дал на вопрос о планах на будущее подозрительный ответ: «Я не могу об этом говорить».
26 ИЮНЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
«Наверное, вы еще не готовы к этому, но вашим детям понравится». «Назад в будущее» — 40 лет
3 июля 1985 года – ровно 40 лет назад – на экраны вышла первая часть трилогии «Назад в будущее», ставшая культовым и кассовым хитом. В специальной галерее KNMN вспоминает иконические моменты, (не)удачные предсказания и стилистические находки ностальгической франшизы
3 ИЮЛЯ

Оголтелые британцы посреди великого ничего и горы черепов в «28 лет спустя» Дэнни Бойла
3 ИЮЛЯ

Пьяный поэт и знакомство с родителями в «Что эта природа говорит тебе» Хон Сан-су
2 ИЮЛЯ

Со взрывом и со всхлипом: К юбилею Изабель Аджани
30 ИЮНЯ