Англия конца XVIII века. Леди Сьюзан Вернон (Кейт Бэкинсейл) после смерти супруга, потеряв имение в счет уплаты долгов, вынуждена искать пристанище и заново обустраиваться в этом мире. Приличное общество недолюбливает вдову — она слывет расчетливой кокеткой и искусительницей, расстраивает браки и плетет интриги. Леди Сьюзан — красивая и умная женщина, которая, однако, с холодным цинизмом и беспринципностью добивается своих целей и использует окружающих исключительно в своих интересах. В ее планы посвящена единственная подруга, американка Алисия Джонсон (Хлоя Севиньи), чей супруг (Стивен Фрай), правда, запрещает эти «нездоровые» отношения под страхом переезда в Коннектикут.
Чтобы избежать надвигающейся бедности леди Сьюзан мечтает удачно выдать замуж свою кроткую шестнадцатилетнюю дочь Фредерику (Морфидд Кларк) и себе найти новую выгодную партию. К счастью, жертва обнаруживается быстро — юный Реджинальд де Курси (Ксавьер Сэмюэл), брат невестки, в чьем доме вдова нашла временный приют, против своей воли поддался чарам обворожительной женщины.
Американского режиссера Уита Стиллмана трудно назвать плодовитым автором. «Любовь и дружба» всего лишь пятый его полнометражный фильм за 27 лет работы в кино. После трилогии, основанной на обстоятельствах жизни самого Стиллмана, — «Золотая молодежь» (1989), «Барселона» (1994) и «Последние дни диско» (1998) — случилось творческое затишье, и лишь в 2011-м в Венеции была представлена комедия «Девушки в опасности», которая окончательно разделила критиков на два лагеря: тех, кто не воспринимает тонкий, немного меланхоличный юмор автора, и тех, кто в него безрассудно влюблен.
Герои Стиллмана обычно молодые люди из состоятельных семей, которые проводят время на вечеринках, дискотеках и просто в обществе себе подобных, запутываются в отношениях, ловят журавлей в небе, много разговаривают и иногда танцуют.
В «Любви и дружбе» Стиллман впервые обращается к английской костюмной классике и впервые берет себе «соавтора» — писательницу Джейн Остин, чья ранняя новелла «Леди Сьюзан», изданная только после ее смерти, легла в основу этой картины. Произведение, написанное в эпистолярном жанре, требовало кропотливой работы при создании сценария, ведь отдельные письма нужно было превратить в диалоги, соединив в одном месте несколько героев. Уит Стиллман справился с этой задачей блестяще. (Более того, ему была заказана новелизация фильма, что вообще неслыханно.) Получилась настоящая комедия нравов, живая и искрометная, чего не ожидаешь от экранизаций романов Остин, обычно делающих ставку на романтическую составляющую. Это не просто платья, корсеты и шляпки (хотя антуражу Стиллман всегда уделяет самое тщательное внимание), это яркие герои и цепкие афоризмы а-ля Оскар Уайлд, чаще всего выходящие из уст леди Сьюзан — они настолько прекрасны в своей бескомпромиссности и уморительны, что вместо того, чтобы ненавидеть главную героиню, зритель начинает ей симпатизировать.
Кейт Бэкинсейл идеальна в главной роли, от нее не оторвать глаз. Ей не чужды костюмные драмы, она даже играла заглавную героиню в телеадаптации «Эммы» той же Остин (превзойдя Эмму Гвинет Пэлтроу в кинофильме, вышедшем в том же 1996-м году), но именно в «Любви и дружбе» можно насладиться всей мощью актрисы, явно недооцененной и наконец получившей в руки достойный ее таланта материал. Ее партнершей вновь выступила Хлоя Севиньи, с которой на площадке Стиллмана они встречались почти 18 лет назад, работая над «Последними днями диско». Здесь, как и тогда, им выпало рассказать о своеобразной женской дружбе, когда одна обязательно затмевает другую, учит «жизни» и использует в реализации своих коварных схем.
Актеры второго плана все как на подбор выдающиеся, чего стоит хотя бы великолепный Том Беннетт в роли пустоголового лорда, сэра Джеймса Мартина, сватающегося к Фредерике. Он гомерически смешон и практически перетягивает одеяло на себя, попадая в кадр, — его герой то выдает идиотские каламбуры, то пытается цитировать им самим придуманные «12 заповедей», то разухабисто пляшет, а то и вовсе играет за столом с диковинным ему зеленым горошком, радуясь как ребенок.
Союз Уита Стиллмана и Джейн Остин, в результате, оказывается безупречным. Первый всегда отличался вневременностью своего стиля, о второй говорят как об опережающем свое время авторе. У них общие темы и вопросы. По сути, они родственные души, потерявшиеся во времени, их химия очевидна. Ну а если отвлечься от высоких материй, то «Любовь и дружба» — кино чистейшего удовольствия, которое хочется цитировать после просмотра, и которому хочется возвращаться вновь и вновь.
Рецензия на фильм «Любовь и дружба»
Экранизация новеллы Джейн Остин выходит в России весьма скромно — меньше, чем на двух сотнях экранов. Но Александра Суздалева посмотрела ленту «Любовь и дружба» и убедилась, что в ней Кейт Бекинсейл нашла свою лучшую роль.

Главные темы
Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах

Лесной поход девушки и двух скуфов в «Хорошенькой»

Коллективный бред, думскроллинг и отказ носить маску в «Эддингтоне» Ари Астера

«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?