Осенью 2003 года студент Гарвардского университета Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг), расстроенный очередной неудачей на любовном фронте, взламывает локальную сеть альма-матер, предлагая всем желающим проголосовать за лучших представительниц женского пола местного розлива. С наделавшим шума смельчаком тут же знакомятся братья Винклвоссы (Эрми Хаммер), разрабатывающие проект персональных интернет-страниц, где каждый желающий мог бы делиться с друзьями фотографиями, музыкой и т.д. Цукерберг соглашается помочь с реализацией, но вместо этого создает собственную социальную сеть – Facebook – популярность которой начинает расти как на дрожжах. Друг Марка, Эдуардо Саверин (Эндрю Гарфилд), становится инвестором проекта (сумма первых инвестиций – 2 тысячи долларов). Идиллии наступает конец, когда Цукерберг подпадает под влияние миллионера-раздолбая Шона Паркера (Джастин Тимберлейк). Оценив сумму нанесенного им ущерба, братья Винклвоссы и Саверин подают на Марка в суд…
Снимать биографический фильм о человеке, которому нет ещё и тридцати – дело ответственное, сложное и рисковое. Впрочем, вполне очевидно, что Дэвида Финчера (не просто талантливого, но и умного режиссера) Марк Цукерберг интересовал не столько как личность, сколько как продукт бурно развивающейся масс-медийной эпохи, в которой единственным ликвидным товаром по-прежнему остаётся идея. Способная в мгновение ока превратить озаренного ею в миллиардера и… нанести непоправимый ущерб всему остальному.
С одной стороны, «Социальная сеть» – удачный парафраз истории про Золушку, основанный, что, безусловно, добавляет ему шарма, на реальных событиях. С другой же, это всего лишь повод для разговора и размышлений на куда более общие темы. Конкретно – относительно лихо промчавшихся нулевых, одним из символов (более того – олицетворением) которых несомненно было и есть детище Цукерберга. Прекрасно осознавая возможные ловушки, являющиеся неотъемлемой частью заявленной в «Сети» темы, Финчер нащупывает спасительный баланс между нравоучительными интонациями о преступлении и наказании и почти детективной фабулой, когда пикировки стильных людей в костюмах смотрятся куда живее разного рода драк и перестрелок.
Второй раз за последние три года (первым почином стал исполинский «Зодиак») режиссер берется за переосмысление не выдуманных, а вполне реальных историй. Отличие «Социальной сети» от своего предшественника состоит лишь в том, что история Марка Цукерберга и Facebook совсем не окончена, и отсылает зрителя не к прошлому, а к настоящему. Дэвид Финчер мужественно принял этот вызов, наглядно доказав, что заигрывания с большим стилем («Загадочная история Бенджамина Баттона») не превратили его в закостеневшего академика с тросточкой. Что, прямо скажем, приятно.