С разницей в несколько месяцев зрителю предлагают посмотреть очередную экранизацию похождений Эраста Петровича Фандорина. В отличие от предыдущих попыток перевести литературные игры Бориса Акунина в кинематографический формат, «Статский советник» изначально создавался как большое художественное кино. В 2002 году о своём желании поработать с нашумевшей детективной прозой заявил Никита Михалков, позже режиссёрское кресло прочили Олегу Меньшикову. В результате фильм снял Филипп Янковский.
В курьерском поезде, направляющемся в Москву, убит сибирский генерал-губернатор Храпов. Единственная улика оставленная в министерском вагоне – клинок с аббревиатурой «БГ». Из показаний охраны становится ясно, что преступление совершено статским советников Фандориным, в обязанности которого входило обеспечение безопасности высокого гостя во время его пребывания в Москве. На вокзале поезд встречает настоящий Фандорин уже оповещённый о случившемся. Выходит, некто, знавший приметы статского советника («35 лет, худощавого телосложения, высокого роста, брюнет, тонкие усики, седые виски, при разговоре заикается»), проникнул в министерский вагон и совершил убийство. Эраст Петрович приступает к расследованию этого дерзкого убийства. Вскоре из Петербурга пребывает вице-директор Департамента полиции, князь Глеб Георгиевич Пожарский. Он давно следит за действиями террористической организации «Боевая Группа». Сомнений нет, смерть Храпова – лишь звено в цепи преступлений, совершённых этими революционерами в надежде изменить политический строй страны. Пожарский предлагает свои услуги Фандорину, вместе они быстрее должны приблизиться к разгадке.
Экранный дуэт Меньшикова и Михалкова – одно из безусловных достоинств фильма. Достаточно вспомнить их совместную работу в «Утомлённых солнцем», чтобы ясно представить актёрскую планку «Статского Советника». Михалков играет размашисто, мощно, иногда просто оглушительно. Все остальные рядом с его Пожарским превращаются в трафаретных статистов. Если в эпизоде участвует Михалков, то смотреть можно только на него. На других попросту не обращаешь внимание. Актёрская работа Никиты Сергеевича, давно не баловавшего зрителя своим появлением на большом экране, несомненная удача всего проекта. Сложнее с Меньшиковым, тут возможны две противоположные точки зрения: 1. Эраст Фандорин в его исполнении – герой без прошлого, фактически второплановый персонаж по сравнению с Михалковым-Пожарским, и виной тому невзрачная игра актёра; 2. Меньшиков на едва уловимых полутонах создаёт образ своего героя, где важно не количество произнесённых слов, а взгляд, осанка, выражение лица. Скорее всего, Меньшиков не доиграл Фандорина - герой есть, а человека не получилось.
Остальные актёры не без успеха заставляют своих героев жить на экране. Очень хорош Владимир Машков в небольшой роли налётчика «Козыря». Буквально после первых реплик перед нами вырисовывается портрет этого персонажа – немного вальяжный, с юмором, но страшный ревнивец. Смотря на актёрскую работу в «Статском советника» задним числом сравнивая занятую труппу с «Турецким гамбитом» явственно понимаешь, а точнее видишь, разницу между уверенной режиссёрской работой и почти полным отсутствием таковой (случай Файзиева).
Но не стоит вспоминать Янковского-младшего. Он тут свадебный генерал. В атмосфере всей картины чувствуются знакомые михалковские нотки. Художественным руководителем проекта значится именно он. Непонятно другое - зачем вообще было приглашать вчерашнего дебютанта Янковского (сделавшего, правда, умелую осовремененную версию феллиениевской «Сладкой жизни») для постановки фильма, находящегося под отеческой опекой Никиты Сергеевича? Впрочем, возможность поработать рука об руку с мэтром отечественного кино наверняка пойдёт на пользу талантливому режиссёру.
Народная пословица гласит: Бог троицу любит. «Статский советник» демонстрирует всю мудрость этого меткого наблюдения. После выхода фильма Борис Акунин может не сомневаться – его проза способна жить на киноэкране. Предыдущие художественные несуразицы «Азазель» и «Турецкий Гамбит» сделали своё дело и могут отдыхать. Теперь настоящий Фандорин в настоящем деле. От себя лишь стоит добавить – и в настоящем кино. Редкий случай, когда рекламный слоган не врёт.