Магали Моро (Адель Экзаркопулос) — скандальная звезда, снимающая видео с экстремально рисковыми трюками — прибывает в провинциальный городок, где рассчитывает на время исчезнуть с радаров прессы. План не срабатывает: вскоре на связь с Магали выходит журналистка Симона (Сандрин Киберлен), которая хочет взять первое в мире интервью у феноменально популярной знаменитости, угрожая в противном случае обнародовать крайне опасный компромат. Припертая к стенке Магали соглашается, однако разговор с Симоной с самого начала пойдет не по плану, обещая крайне печальные для обеих участниц последствия.
Кантен Дюпьё получил известность в 2010-х благодаря абсурдистским комедиям вроде «Шины» (разумная покрышка взрывает людям головы) или «Реальности» (режиссер ищет идеальный крик для своего очередного фильма). Легкий оттенок сюрреализма присутствует и в «Случае с фортепиано», но общая тональность фильма на сей раз куда более трагична. Начавшись с комедийных зарисовок о буднях одной сенсационной звезды, картина плавно превращается в сатирический триллер, высмеивающий авторов трэш-контента. Жанровый сдвиг происходит с вовлекающей незаметностью, поскольку Дюпьё умело держит темп с помощью ярких психологических портретов и все более плотного потока событий — сначала смешных, а потом жутких.
Сценарий сфокусирован на исследовании личности Магали, которая стала едва ли не самой высокооплачиваемой звездой соцсетей. Секрет славы прост: у неё врожденная нечувствительность к боли, так что девушка построила карьеру, выкладывая ролики, где подвергает себя все более изобретательным истязаниям — от долбежки молотком по пальцам до перелома костей под колесами машины. В первой трети фильма Дюпьё показывает скандальную звезду в частной жизни, вторая треть посвящена интервью, а финал показывает, что случилось с Симоной и Магали после их встречи. При этом, несмотря на то, что градус диких поступков к последней трети нарастает все быстрее, «Случай с фортепиано» все же не выходит за рамки реальности. Хотя фирменные для Дюпьё темы бессмысленности сущего и повседневного абсурда здесь присутствуют, раскрываются они главным образом через то самое многострадальное интервью.
С помощью актерского таланта Адель Экзаркопулос режиссер уверенными штрихами выводит ироничную, но неприятно правдоподобную картину социальных сетей как экосистемы, всемерно поощряющей контентмейкеров к изощренным способам привлечь внимание аудитории. Ведь резко выделиться на общем фоне легче всего за счет насилия — без разницы, над другими или над собой. Спираль вреда тем самым раскручивается все сильнее, стимулируя эгоцентризм трэш-стримеров, быстро привыкающих к стремительной славе и щедрому потоку донатов. Причем у авторов экстрим-контента нет за собой больших идей или каких-то сложных апологий, лишь безразличная моральная пустота. «Что, если смысла нет?» — говорит Магали, напоминая, что «большая часть Вселенной — это темная бездна».
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Дюпье затем с пугающей убедительностью показывает, куда способна привести эта мысль, если принять ее всерьез и довести до максимального предела. В этом отношении «Случай с фортепиано» напоминает «Оленью кожу» — еще один комедийный триллер Дюпьё, исследовавший тему человеческой одержимости. Однако в том фильме все же внимание фокусировалось на отдельно взятом персонаже. А здесь замкнутость Магали на себе еще и подчеркивается контрастом между вечно раздраженной звездой и остальными людьми рядом с нею, от сдержанной журналистки Симоны до угодливого ассистента Патрика (Жером Коммандер), выступающих голосами разума и совести. Поэтому закономерная череда жестоких поступков Магали под финал выглядит одновременно жалкой и зловещей: Дюпьё уверенно раскачивает амплитуду эмоций, за доли секунды переключаясь от нервного смеха до мурашек по коже. Пусть в «Случае с пианино» нет кафкианской атмосферы «Au poste!» или визуального великолепия «Даааааали!», это провокационный, умный и полный мрачной веселости фильм, предлагающий критически взглянуть на саму логику погони за популярностью в соцсетях.