Злая ирония и бессмысленный цинизм в «Случае с фортепиано» Кантена Дюпье

В прокат выходит едкая сатира на интернет-звезд, трэш-контент и культ вокруг жизни знаменитостей. KNMN рассказывает о веселом по форме, но мрачном по смыслу фильме главного французского сюрреалиста современности

Магали Моро (Адель Экзаркопулос) — скандальная звезда, снимающая видео с экстремально рисковыми трюками — прибывает в провинциальный городок, где рассчитывает на время исчезнуть с радаров прессы.  План не срабатывает: вскоре на связь с Магали выходит журналистка Симона (Сандрин Киберлен), которая хочет взять первое в мире интервью у феноменально популярной знаменитости, угрожая в противном случае обнародовать крайне опасный компромат. Припертая к стенке Магали соглашается, однако разговор с Симоной с самого начала пойдет не по плану, обещая крайне печальные для обеих участниц последствия.

У Адель Экзаркопулос уже были откровенно комичные роли в комедиях Дюпьё «Жвалы» и «Курение вызывает кашель». Здесь она играет более неприятную героиню

У Адель Экзаркопулос уже были откровенно комичные роли в комедиях Дюпьё «Жвалы» и «Курение вызывает кашель». Здесь она играет более неприятную героиню

Кантен Дюпьё получил известность в 2010-х благодаря абсурдистским комедиям вроде «Шины» (разумная покрышка взрывает людям головы) или «Реальности» (режиссер ищет идеальный крик для своего очередного фильма). Легкий оттенок сюрреализма присутствует и в «Случае с фортепиано», но общая тональность фильма на сей раз куда более трагична. Начавшись с комедийных зарисовок о буднях одной сенсационной звезды, картина плавно превращается в сатирический триллер, высмеивающий авторов трэш-контента. Жанровый сдвиг происходит с вовлекающей незаметностью, поскольку Дюпьё умело держит темп с помощью ярких психологических портретов и все более плотного потока событий — сначала смешных, а потом жутких.


Сценарий сфокусирован на исследовании личности Магали, которая стала едва ли не самой высокооплачиваемой звездой соцсетей. Секрет славы прост: у неё врожденная нечувствительность к боли, так что девушка построила карьеру, выкладывая ролики, где подвергает себя все более изобретательным истязаниям — от долбежки молотком по пальцам до перелома костей под колесами машины. В первой трети фильма Дюпьё показывает скандальную звезду в частной жизни, вторая треть посвящена интервью, а финал показывает, что случилось с Симоной и Магали после их встречи. При этом, несмотря на то, что градус диких поступков к последней трети нарастает все быстрее, «Случай с фортепиано» все же не выходит за рамки реальности. Хотя фирменные для Дюпьё темы бессмысленности сущего и повседневного абсурда здесь присутствуют, раскрываются они главным образом через то самое многострадальное интервью. 

Героиню Сандрин Киберлен зовут Симон Херцог, но фамилия знаменитого немецкого режиссера для Магали, разумеется, всего лишь пустой звук. Как и прозвучавшее в фильме имя Стивена Спилберга

Героиню Сандрин Киберлен зовут Симон Херцог, но фамилия знаменитого немецкого режиссера для Магали, разумеется, всего лишь пустой звук. Как и прозвучавшее в фильме имя Стивена Спилберга

С помощью актерского таланта Адель Экзаркопулос режиссер уверенными штрихами выводит ироничную, но неприятно правдоподобную картину социальных сетей как экосистемы, всемерно поощряющей контентмейкеров к изощренным способам привлечь внимание аудитории. Ведь резко выделиться на общем фоне легче всего за счет насилия — без разницы, над другими или над собой. Спираль вреда тем самым раскручивается все сильнее, стимулируя эгоцентризм трэш-стримеров, быстро привыкающих к стремительной славе и щедрому потоку донатов. Причем у авторов экстрим-контента нет за собой больших идей или каких-то сложных апологий, лишь безразличная моральная пустота. «Что, если смысла нет?» — говорит Магали, напоминая, что «большая часть Вселенной — это темная бездна». 

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.


Дюпье затем с пугающей убедительностью показывает, куда способна привести эта мысль, если принять ее всерьез и довести до максимального предела. В этом отношении «Случай с фортепиано» напоминает «Оленью кожу» — еще один комедийный триллер Дюпьё, исследовавший тему человеческой одержимости. Однако в том фильме все же внимание фокусировалось на отдельно взятом персонаже. А здесь замкнутость Магали на себе еще и подчеркивается контрастом между вечно раздраженной звездой и остальными людьми рядом с нею, от сдержанной журналистки Симоны до угодливого ассистента Патрика (Жером Коммандер), выступающих голосами разума и совести. Поэтому закономерная череда жестоких поступков Магали под финал выглядит одновременно жалкой и зловещей: Дюпьё уверенно раскачивает амплитуду эмоций, за доли секунды переключаясь от нервного смеха до мурашек по коже. Пусть в «Случае с пианино» нет кафкианской атмосферы «Au poste!» или визуального великолепия «Даааааали!», это провокационный, умный и полный мрачной веселости фильм, предлагающий критически взглянуть на саму логику погони за популярностью в соцсетях. 
 


 

Поделиться