1980-е, портовый городок на севере Франции. Клотер растёт в рабочей семье с суровым отцом и сердобольной матерью. Жаки — любимая дочка отца-одиночки. Клотер слоняется по улицам со шпаной и живёт одним днём. Жаки усердно учится и думает о будущем. Но когда такие разные подростки встречаются, между ними возникает электрический разряд, сжигающий все различия.
Увы, сила первой любви не спасает Клотера от кривой дорожки. Парень вписывается в контору местного авторитета и попадает в тюрьму после первой же крупной ходки. На целых 12 лет. Всё это время он верит, что отмотает срок и воссоединится с Жаки, но, оказавшись на воле в 1990-х, понимает, что жизнь устроена сложнее, чем ему казалось.
Трудно сказать, чем именно сюжет романа ирландского писателя Невилла Томпсона «Джеки любит Джонсера, ясно?», который в пересказе выглядит, мягко говоря, неновым, подкупил Бенуа Пульворда. Однако звезда «Новейшего завета» так заразила энтузиазмом Жиля Леллуша (актёрско-режиссёрская коллаборация этих двоих «Непотопляемые» нежно любима в России), что тот раскрутил Studio Canal на рекордные для французской картины 32 миллиона евро и взялся за экранизацию столь рьяно, будто снимает свой главный фильм. Это рвение и бешеная увлеченность автора своим детищем подкупает в «Разбитых сердцах» в первую очередь. Если есть мертворождённые проекты, то этот по-настоящему живой. Пусть и несовершенный – как, впрочем, и всё живое.
И главное его несовершенство — раздутый почти до трёх часов хронометраж. Фильм бодро начинается и вовлекает блестяще разыгранной молодыми актёрами эйфорией первой любви — с желанием танцевать, вечной музыкой в голове (здесь это Jon Brion, Prince и Billy Idol) и ощущением, что на вас двоих направлен прожектор, а всё остальное ушло в тень и померкло, — но, когда лавстори сменяется криминальной драмой, топчется на месте и пробуксовывает. Слишком много однообразных сцен «стенка на стенку», которые утомляют и заставляют гадать, где же Адель Экзаркопулос. Заявленная как главная звезда фильма, актриса появляется, когда он переваливает за середину, и играет взрослую версию Жаки.
Сходство это подмечено и в дубляже, где криминализированные подростки-французы чётко поясняют за чушпанов, и именно оно — главная заявка на успех «Разбитых сердец» у российского зрителя. Даже не являясь фанатом сериала Крыжовникова, он наверняка оценит узнаваемость типажей и паттернов поведения. Чего стоит безжалостный авторитет в исполнении того самого Бенуа Пульворда, который в свободное от работы время поёт жалостливый шансон на сцене прокуренного кабака и напоминает сразу всех суровых мужиков, тянущих Круга в караоке или певицу МакSим на стадионе.
А ещё заставляет вспомнить о влиянии, которое французы оказали на русскую культуру, и вечных разговорах о близости национальных характеров. Ну а учитывая, что литературная основа «Разбитых сердец» ирландская, на ум приходят также легенды о том, как много общего у русских и ирландцев.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Но, если оставить сравнения за бортом, останется сделанная с душой картина, подкупающая простотой и размахом одновременно. Оператор Лорен Танги, снявший ранее «Событие» сосценаристки Леллуша Одри Диван, сочетает ручную камеру и крупные планы лиц с бескрайними пейзажами и эпичными кадрами солнечного затмения, а такая бесхитростная деталь, как приклеенная к стене жвачка любимого, уподобляется в монтаже бьющемуся сердцу. Наивно, но незабываемо. Как и первая любовь, гимном которой является это очень настоящее кино.