Рецензия на фильм «Судная ночь»

США. Недалёкое будущее. Уровень преступности колеблется у нулевой отметки. Все излучают оптимизм, радость и неравнодушие к проблемам соседей. Секрет благоденствия кроется в законе о Судной ночи, единственной ночи в году, когда граждане имеют право безнаказанно совершать любые бесчинства. Семья Джеймса Сэндина (Итан Хоук) планирует благополучно переждать ближайшие двенадцать часов в доме с современнейшей системой защиты. Но безрассудный поступок сына (Макс Беркхолдер), впустившего в жилище преследуемого беглеца (Эдвин Ходж), грозит серьёзными неприятностями. Группа молодых людей в ультимативной форме просит выдать сбежавшую «добычу», в обратном случае особняк Сэндинов будет уничтожен... 


Классическую историю про враждебное вторжение в родные пенаты отдельно взятой ячейки общества режиссёр ДеМонако украшает одним немаловажным обстоятельством, являющимся по сути системообразующим фактором всего повествования, ради которого, надо полагать, всё и затевалось. Идея Судной ночи (фактически воспроизводящая заветы социальной теории Томаса Гоббса о войне всех против всех) добавляет ходульному сюжету известной глубины и шарма. Резня на домашних квадратных метрах, обрамлённая подобной завитушкой-допущением, не перестаёт быть резнёй, но позволяет режиссёру (и по совместительству автору сценария) поразмышлять о природе насилия, жестокости и прочих человеческих пороках, зачастую прячущихся за белоснежной улыбкой прохожих. 

Месседж ДеМонако, к счастью, лишён пафосных умозаключений и претендующих на что-то обобщений. «Судная ночь» — это в первую очередь триллер, где «хорошие» пытаются дать отпор «плохим». Озвученный социальный контекст не перебегает дорогу саспенсу, а лишь делает его чуть более привлекательным. Возможно, режиссёру не хватило мужества трансформировать заветы жанра в полноценный социальный памфлет, но, видимо, потому, что такая задача перед ним и не ставилась. В этом смысле, ДеМонако оказался на редкость честным рассказчиком: все и всё на своих местах. А уж дальше каждый решает для себя, что прихватить с собой после просмотра — образ очаровательной Лины Хэди с разделочным ножом и испуганным взглядом или мысль о том, что человеческий эгоизм является основой эволюции homo sapiens.

Поделиться